Деловая игра для педагогов "Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников"
консультация по развитию речи

Нажмутдинова Руфия Фаимовна

формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx22.49 КБ
Файл delovaya_igra.pptx132.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Деловая игра для педагогов:

«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников».

Воспитатель:

 Нажмутдинова Руфия Фаимовна

 Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

 Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Проблема развития связной речи у детей издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

 Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

 - односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь).

- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

 - замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

 - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

 - неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

 - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Сегодня мы собрались, чтобы актуализировать свои знания в области развития речи детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Я приглашаю Вас на деловую игру, в конце которой мы подведем итог: насколько вы методически подготовлены в области речевого развития дошкольников.

Для начала, как требуют нормы этикета, нужно поприветствовать друг друга. Прошу вас выбрать любую карточку и встать в круг. Начнем нашу игру с юмористического упражнения - приветствия "Шушаника Минична".  Упражнение выполняется в кругу, каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: "Здравствуйте, Шушаника Минична, очень приятно с вами познакомиться или какое у вас необычное (красивое) имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Разделитесь, пожалуйста, на 3 группы по цвету ваших карточек.

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете и за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу. В конце нашей игры мы подведем итог и выявим победителей.  

Задание 1. "Разминка". Педагоги должны быстро односложно («Да» или «Нет») отвечать на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

 - Активный словарь - это запас слов, которые ребенок использует в речи. (Да)

 - Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

 - Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

 - Пассивный словарь - это запас слов, которые ребенок не использует в речи, но понимает их, когда слышит. (Да)

 - Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

 - Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

 - Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)

 - Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

Задание 2. Какие цели и задачи включает в себя образовательная область «Речевое развитие» в соответствии ФГОС ДО? Все ответы проецируются на экран, педагоги читают и дают правильный ответ. Балл начисляется за более полный ответ.

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

4. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

 Задание 3. "Методы и приемы связной речи" Педагогам раздаются карточки, каждый должен соотнести метод и приемы между собой, затем на экране проверяем правильный ответ. Засчитывается 1 балл за правильное соотнесение методов и приемов.

Методы:

Словесный:

 - чтение произведений;

- рассматривание картин;

- пересказ произведения;

- заучивание наизусть;

 - выразительное чтение;

- беседа по произведениям и картинам;

Практический:

- элементы инсценировки;

 - игры- драматизации;

 - дидактические игры;

 - театрализованные игры;

 - использование разных видов театров;

 -игровая деятельность.

 Наглядный:

 - показ иллюстраций, картин, игрушек;

 - элементы инсценировки;

 - движения пальцами, руками;

 - схемы;

- алгоритмы;

- оформление книжной выставки.

 Задание - обсуждение.

 Сейчас я предлагаю вам проанализировать диалог двух знакомых.

 - Привет! Слушай, была щас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала. - Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан. -Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь? - Ананасный. - А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

 Задание 4. «Тест на определение знаний, умений и навыков педагогов». За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая).

2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).

 3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).

 4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа).

5. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (Прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).

 6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине. (Образец педагога).

7. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога).

8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).

 9. Каковы задачи по формированию словаря детей? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

Задание 5. «Знатоки пословиц» За каждый правильный ответ начисляется один балл. Замените предложения пословицей.

 - Учись всю жизнь - Век живи, век учись.

 - Нужно беречь время - Делу время, потехе – час.

 - Береги своё здоровье - Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

 - Не болтай - Держи язык за зубами.

- Не торопись, делай всё аккуратно - Поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех.

- Доводи начатое дело до конца - Не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело.

- Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.

 - Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.

 - Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся. - Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.

 - Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет.

 - Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.

Задание 6. Игра-тренинг: «Знатоки русской речи». В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка.

 Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические. Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Сейчас я раздам бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу этого недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

 Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

 Опросный лист

 1. асиммЕтрия – асимметрИя

 2. бАнты – бантЫ

3. вклЮчит – включИт

 4. газопрОвод – газопровОд

 5. диспАнсер – диспансЕр

6. ломОта – ломотА

7. дремОта – дремотА

 8. зАдать – задАть

 9. зАнять – занЯть

10. звОнит – звонИт

11. катАлог – каталОг

12. красИвее – красивЕе

 13. кУхонный – кухОнный

14. меньшИнства – меньшинствА

15. мусоропрОвод – мусоропровОд

16. никчЕмный – никчЁмный

17. обеспЕчение – обеспечЕние

18. обОдрить – ободрИть

19. осУжденный – осуждЁнный

 20. плЕсневеть – плесневЕть

 21. полигрАфия – полиграфИя

 22. пОнял – понЯл

23. премИровать – премировАть

 24. принУдить – принудИть

25. слИвовый – сливОвый

26. тУфля – туфлЯ

27. углУбленное изучение – углублЁнное

Опросный лист (ключ) 1-2, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-2, 11-2, 12-1, 13-1, 14-1. 15-2, 16-2, 17-1, 18-2, 19-2, 20-1, 21-2, 22-1, 23-2, 24-1, 25-1, 26-1, 27-2

Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрели вопросы речевого развития дошкольников, на практике работали с методическими приемами данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания. Уважаемые коллеги прошу вас проголосовать за наше методическое мероприятие в целом. Если вы получили какую-то полезную информацию, и считаете, что не зря потратили свое время и голосуйте «ЗА», то поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что это мероприятие для вас пустая трата времени и вы голосуете «ПРОТИВ», то поднимите красную карточку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников

Слайд 2

проблемы развития речи :

Слайд 3

Какие цели и задачи включает в себя образовательная область «Речевое развитие» в соответствии ФГОС ДО?

Слайд 4

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи 4. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. 5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Слайд 5

Словесный: - чтение произведений; - рассматривание картин; - пересказ произведения; - заучивание наизусть; - выразительное чтение; - беседа по произведениям и картинам

Слайд 6

Практический: - элементы инсценировки; - игры- драматизации; - дидактические игры; - театрализованные игры; - использование разных видов театров; -игровая деятельность.

Слайд 7

Наглядный: - показ иллюстраций, картин, игрушек; - элементы инсценировки; - движения пальцами, руками; - схемы; - алгоритмы; - оформление книжной выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...

«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...