Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Осенняя пора"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Абдуллаева Наталия Николаевна

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Осенняя пора»

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».

Задачи:

•Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;

• активизировать словарь детей по теме занятия;

• формировать отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;

• содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.

• воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Форма организации: подгрупповая

Оборудование: Кукла «бабушка Антонина», картинки со временами года, мнемотаблицы с загадками, пазлы ранняя и поздняя осень, картинки с разной погодой осенью, стихотворение в таблице, музыка инструментальная, вырезанные фрукты и овощи из белой бумаги, сюжетные картинки об осени.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я хочу вас познакомить вот с этой куклой, её зовут бабушка Антонина. Но это кукла не простая, как вы думаете, так как она бабушка, она очень мудрая и хранит в себе очень много загадок. Хотите разгадать, её загадки?

- Давайте сядем вокруг и хорошо рассмотрим её, что же у неё есть? Ага, вижу много кармашек и там что то лежит. Посмотрим, что?

И так, первое задание:

1. Игра «Путаница» (времена года)

Задача: педагог раскладывает на столе разные картинки с разными временами года, дети должны их разложить правильно.

- Молодцы, справились с заданием. Давайте дальше посмотрим, чего же нам ещё приготовила бабушка?

2. Загадки по мнемотаблицам об осени.

Педагог вместе с детьми читает загадки и дети отгадывают (2-3 загадки об осени) .

- Я поняла, ребята! Бабушка Антонина хочет, чтобы мы сегодня поговорили об осени! И поэтому приготовила много разных игр. Давайте дальше продолжим заглядывать в кармашки?

3. Пазлы «Две осени»

Задача: собрать из множества элементов единую картинку.

Разделить детей на 2 подгруппы и каждая подгруппа должна собрать пазлы. 1 подгруппа собирает раннюю осень, вторая – позднюю.

- посмотрите ребята, какое время года вы собрали? (осень)

- а чем же отличаются эти две картинки? (ранняя и поздняя осень) .

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Так, а давайте заглянем в мешочек?

4. Игра "Мешочек с погодой"

Задача: дети по одному достают картинку из мешочка и говорит, какая погода изображена.

идет дождь - дождливая.

дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

- А скажите, какая ещё может быть осень? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая) .

5. Мнемотаблица, стихотворения

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: А давайте поиграем в игру?

ФИЗМИНУТКА (под инструментальную музыку)

Ветер и листья.

Ветер по лесу летал, Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

ветер листики считал Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на

Вот дубовый, каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил, Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Ветер с листьями дружил. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих

Вот кленовый, руках на каждую строку.

Вот дубовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки Кружатся на носочках на месте.

ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилег. Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот дубовый, на каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

тихо дремлет на тропинке.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу) .

Бабушка Арина приготовила для вас ещё одну игру, а ну-ка, давайте посмотрим, что же у неё находится в кармашке на фартуке?

6. Игра "Волшебный фартучек"

Задача: Предлагается каждому ребенку достать из фартука вырезанные из белой бумаги фрукты и овощи, ребёнок должен отгадать по контуру что это.

Ну вот и всё, закончились игры и загадки у бабушки Арины, хотя постойте, у неё есть ещё один кармашек сзади. Давайте посмотрим, что же мы должны сделать на последок?

7. Собери иллюстрации об осени и составь рассказ по картинкам.

Задача: дети должны сложить последовательно сюжетные картинки об осени, затем составить рассказ с опорой на сюжетные картинки.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ну что, ребята, пора прощаться с бабушкой Ариной. Надеюсь, мы увидим её вновь с новыми загадками и играми. Скажите, какие игры вам понравились больше всего? Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья»

Конспект   непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Осень – милая пора» в старшей группе.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Осень – милая пора»в старшей группе....

Конспект непосредственно организованной деятельности по изобразительной деятельности (аппликации) в старшей группе на тему "Огурцы и помидоры в банке".

Презентация занятия с детьми по изобразительной деятельности (аппликация) старшей группы от 5 до 6 лет...