Ознакомление с малыми фольклорными формами.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Головкова Галина Николаевна

представления детей о жанровых особеннос­тях, назначении загадок, скороговорок, пословиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_formy_zanyatie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с малыми фольклорными                     формами.

 Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Материалы: Карандаши, бумага, иллюстрации к загадкам.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети, вы любите отгадывать загадки? Я знаю, что некоторые из вас придумывают загадки сами. Скажите, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения?

- Воспитатель: 

- Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи. Вспомните такие загадки. Бывают загадки короткие, всего из одного предложения, например:  «Кто родится всегда с усами?»

- Но в любой загадке предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легче догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу

понимаешь, что это такое. Например, такая загадка:

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик.

На ножках коротеньких

Красные ботики.

- Каким словом назвали в загадке утёнка? Как вы думаете, почему?
- С чем сравнивают его носик, лапки?

Воспитатель:

- Отгадайте следующие загадки: «Два близнеца, два братца на нос верхом садятся», «За пнем бугорок, а в нем городок».

Каждая загадка анализируется (почему так говорится, с чем сравнивается и т. п.). Воспитатель предлагает после занятия попробовать самим придумать загадки.

Воспитатель:

- Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?

(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.)

- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю  вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил — бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

- Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)

- Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона».

- Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)

- В поговорке говорится об одном Семене, а  подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.

- Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»

- Придумайте по этой пословице небольшой рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.
Самостоятельная  работа. Заслушиваются несколько рассказов.  Упражнение «Скажи по-другому».

Воспитатель:

 - Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» (неожиданно), «с него, как с гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Упражнение на произношение скороговорок.

На горе дубы, под горой грибы.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Произношение детьми скороговорок с разной силой голоса, с вопросительной, с удивленной интонацией, в разном темпе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...