сценарий ситуации
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

занятие на основа технологии " ситуация" по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Составление связного рассказа по теме "зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_situatsii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации

в подготовительной к школе группе

(интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»)

Тип ОС: «открытие» нового знания

Тема: «Учимся составлять письмо»

Педагог: Кабанова Галина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории,  МДОУ детский сад № 91.г Ярославль

Основная цель: Формирование умение детей составлять рассказ с помощью плана- схемы.                              

Задачи:

образовательные:

-совершенствовать умение составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков,

-расширять словарь детей за счёт имён прилагательных и однокоренных слов;

развивающие:

-развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы;

-развивать мыслительные операции( анализ и сравнение),

Воспитательные:

-воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями,

-воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.

Демонстрационный материал:

Картины с изображением зимы в России и в Южной стране, картинки-схемы (формат А5), мяч, глобус, музыкальный центр

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши.

Сценарий итоговой образовательной ситуации:

1.Введение в игровую ситуацию. 

Цель: Заинтересовать детей в совместной деятельности.

Требования:

  • Ситуация, вкдючающая детей в игровую деятельность;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в

деятельность

-Дети, к нам сегодня пришли гости посмотреть, как интересно мы проводим время. Поздоровайтесь и познакомьтесь с ними.

-Я позвала вас всех вместе, потому что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите.(Читаю адрес на конверте)

-Это письмо для нас? Почему вы так считаете? ( это наш адрес и мы подготовительная группа)

-Присядьте на ковёр, а я прочитаю вам письмо.(Текст прилагается)

-Мальчик Ролан ещё прислал вам фотографию. Как вы думаете, в какой стране живёт Ролан? ( В Египте) Где находиться страна Египет? Посмотрите на глобус и вспомните.( Африка)

- Ролан написал, что ему стало грустно. Отчего же он загрустил? ( хочет увидеть нашу зиму, но не может)

- Как вы считаете, надо ему помочь? (да).

- Вы хотите помочь Ролану? ( Да)

- Как мы можем сообщить ему о нашей зиме? (рассказать, нарисовать, послать фотографию и др.)

-Я помогу вам написать письмо буквами, а вы поможете его составить. Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ролан, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться? (да)

2.Актуализация знаний в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

 Игра «Закончи предложение».

- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Египте. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч и вы скажете слово.

В Египте зимой тепло, а в России…

В Египте зимой идёт дождь, а в России…

В Египте зимой покрывает землю песок, а в России …

В Египте зимой растения цветут, а в России….

В Египте зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…

Создание эмоционального фона разговора.

-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления зимы. Чем она вам нравится? (дети высказывают своё мнение)

-Мы с вами даже песню разучили про наши развлечения. Встаньте в круг и спойте эту песню. ( Песня «Что нам нравиться зимой.»)

- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь и начинайте…

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

  • Создание ситуации затруднения;
  • Фиксация в речи причины затруднения.

- Почему вы не можете составить письмо? (потому что не умеем, никогда не составляли писем)

- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? (да) 

- Давайте подумаем, как нам быть.

4. Открытие нового знания 

Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Требования:

  • Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи и знаково;
  • Создание ситуации успеха.

-Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать.  В нашем рассказе все должно быть последовательно.

- Что может нам помочь составить письмо? ( картинки о зиме).

- Нам помогут карточки-схемы, которые лежат на столе. Встаньте поудобней, чтобы всем было видно.

-Письмо начинается с приветствия, найдите схему «приветствие».

 Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима

(термометр,  показывающий низкую температуру).

-Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? (карта-схема с изображением ребенка в зимней одежде).

-Затем  поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе (детям дается возможность выбора картинки)

Показ детям карты-схемы с изображением перечеркнутой снежинки, предлагается подумать:

- О чем мы составим предложения  по этой схеме? (о том, что снега зимой очень много,  его убирают специальными машинами)  

-Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? (зимние забавы, игры)

- Расскажите, как вы развлекаетесь зимой (строим снежные горки, катаемся с горки на лыжах, санках)

- Вы хотите что-то спросить у Ролана о зиме в Египте? (да)

Подберите схему, которая может это обозначать (изображение со знаком вопроса)

- Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо? (прощанием, добрыми пожеланиями). Дети подбирают соответствующую карту-схему.

-Вот мы и составили план, который поможет нам написать подробное, интересное письмо для мальчика Ролана.

Предложить детям повторить план, по которому составляется рассказ.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.

Требования:

  • Соответствие используемых игр цели занятия;
  • Индивидуальные затруднения в играх;
  • Ситуация успеха в совместной деятельности

Детям предлагается разбиться на пары, сесть за столы.

-Порядок рассказа перед вами (на доске) в виде схем.    

По каждой картинке вы называете свое предложение, которое придумаете  вместе, работая в паре.

-Чтобы наш рассказ получился интересным, понятным Ролану, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.

 -Приступаем к составлению письма, я буду записывать буквами, а вы – схемами. Чьё предложение выберем, тот и будет его диктовать.

( запись детей ______ ______ ______ .)

Совместная работа детей и воспитателя.

-Послушайте, какой рассказ у нас получился (читаю письмо)

6. Итог.

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Требования:

  • Организация анализа детской цели;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Определение выполнения взрослой цели.

- Вам понравилось наше письмо? (понравилось)

- Зачем  мы его написали? (чтобы рассказать мальчику Ролану о том, какой бывает зима в России)

 - Мы смогли помочь мальчику? (да, помогли) 

 - Как вы думаете, сможет Ролан теперь представить русскую зиму? (да)

 - А вы чему-то научились сегодня? (составлять рассказ, письмо по плану)

 - Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? (схемы, карточки, план)

 - Было трудно? (да, нет)

 - Где вам пригодится это умение? (в школе, писать письма друзьям)

 -Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы  сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.

Текст письма:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ролан. Мне 6 лет. Недавно в телепередаче я услышал, что в России наступила зима, выпал снег. Я никогда не видел снега. Мне стало очень грустно. Расскажите, пожалуйста, какая бывает зима у вас, какой бывает снег. Очень жду вашего ответа.

Примерный рассказ детей:

Зимой в России очень холодно. Температура опускается намного ниже ноля градусов. Поэтому все надевают теплую одежду, шубы и теплые куртки. Зимой выпадает много снега. Он покрывает землю пушистым мягким ковром. Блестящий снег лежит на деревьях, крышах домов. А в городе на дорогах работает снегоуборочная техника. Мы строим из снега крепость, горки и лепим снеговиков. Мы катаемся со снежной горы на санках и лыжах. По льду все катаются на коньках. Нам нравиться зима, потому что всем весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ игровой ситуации «Слово теплое - дело доброе»

При проектировании представляемой непосредственно образовательной деятельности использовались материалы разработанного мною проекта «Речь – это богатство и красота народа». Цель проекта: Создание...

Сценарий игровой развивающей ситуации для детей подготовительной группы "Избушки лубяная и ледяная"

На основе русской народно йсказки "Заюшкина избушка" у детей сформируются представления  о различных природных зонах, об особенностях видов жилищ, в зависимости от климатических условий.Во ...

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе по теме "Весна"

Тип ситуации: «Открытие нового знания»Цель: формирование у детей представлений о весне, ее цветовом восприятии....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей раннего возраста «Медвежонок потерялся»

Разработала:воспитатель Жорова В.Н.первая квалификационная категория...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Сценарий ситуации общения тема «Тайна моего имени»

Для детей старшей и подготовительной группы детского сада....