СЦЕНАРИЙ игровой ситуации «Слово теплое - дело доброе»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Наталья Петровна Роздорожнюк

При проектировании представляемой непосредственно образовательной деятельности использовались материалы разработанного мною проекта «Речь – это богатство и красота народа».
 Цель проекта: Создание образовательного пространства, которое позволило бы осуществлять речевое развитие дошкольников через организацию интегрированных мероприятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в сотрудничестве с родителями.

В представленной НОД присутствуют междисциплинарные связи. Интегрируются основные направления развития дошкольников (познавательно-речевое и социально-личностное) и образовательные области (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье, безопасность. Используется деятельностно-компетентностный подход, основные положения программы «Развитие» под ред. Венгера Леонида Абрамовича, Дьяченко Ольиа Михайловны. В результате игровой деятельности с дошкольниками развиваются ключевые компетенции как предпосылки УУД: коммуникативная, социальная, деятельностная, информационная, здоровьесберегающая. Присутствуют элементы технологии проблемного обучения. Метапредметные задачи представленной НОД решаются через формирование у дошкольников определенных первоначальных представлений о морально-нравственных нормах, о добре и доброте (речевая игра «Добрые дела»); навыков решения проблемы, игровой деятельности, владения способами безопасного поведения и здорового образа жизни. 
 Пытаясь окрасить героев сказки в определенный цвет, дети представляют своё видение этих героев. 

  Создается атмосфера психологической безопасности - эмоциональной поддержки ребенка (беседа о настроении, песня о доброте). Установливается зрительный контакт с помощью ситуативной беседы. 

Формируется мотивация на предстоящую деятельность – сюрпризный момент (голос Маши). 

Решение проблемных вопросов (Сколько яблок оказалось в корзине? Хватает ли яблок всем? Что же можно сделать, чтобы никого не обидеть?) поможет развернуть игровую образовательную ситуацию, поставить перед детьми учебную, воспитательную, развивающую задачи и мотивировать их на деятельность. 
Воспитание внутренних качеств – доброта, внимательность, вежливость к людям происходит через моделирование проблемных ситуаций (что делать с яблоками?), беседы о добре и доброте, продуктивную деятельность. Дети наблюдают (личный пример воспитателя), рассматривают (иллюстрации), сравнивают.
Смоделированая проблемная ситуация решается детьми самостоятельно (ситуация с яблоками). 

Актуализация имеющихся знаний и организация направленного внимания осуществляется посредством беседы «Доброта». Дети участвуют в беседе, высказывают свое мнение, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. Составляют связные высказывания, делают выводы. 

 Динамическая пауза снимает напряжение и предупреждает утомляемость. Дети получают эмоциональную и физическую разрядку. 

В процессе подведения итога и рефлексии возникает идея экспериментальным путем проверить, что доброта – это сила. Проводится мини-акция «Подари доброту», которая имеет большую воспитательную значимость и доставдяет огромное удовольствие и детям и взрослым. 

При решении проблемы (ситуация с яблоками), в продуктивной деятельности (изготовление веточек яблони) дети приобретают коммуникативные навыки, учатся взаимодействовать в коллективе. Овладевают умением работать по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкцию.

  Я думаю, что использование озвученных подходов и методов позволит получить желаемый результат НОД.









 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_igrovoy_situacii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование г. Муравленко

муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

СЦЕНАРИЙ

игровой ситуации

«Слово теплое - дело доброе»

Средняя возрастная группа

Авторы:

Ф.Ш.Казбикова, зам.зав.по УВР

Н.П.Роздорожнюк, воспитатель

 I  квалификационной категории

2012 г.

Цель: Формирование у воспитанников первоначальных представлений о морально-этических и духовно-нравственных нормах, о доброте.

Основные направления развития дошкольников в соответствии с ФГТ в представляемой НОД:  познавательно-речевое при интеграции с социально-личностным и художественно-эстетическим.

 Задачи образовательных областей:

Познание:

  1. Формировать в детях нравственные категории добра и зла
  2. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
  3. Развивать логическое мышление.
  4. Формировать целостную картину мира.
  5. Развивать литературную речь, приобщать к литературному искусству.

Коммуникация:

  1. Формировать элементарные навыки использования компонентов устной речи.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в общении с окружающими.

Безопасность:

  1. Формировать навыки владения способами безопасного поведения.

Здоровье:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки.
  2. Формировать у дошкольников элементарные навыки здорового образа жизни.

Социализация:

  1. Развивать игровую деятельность детей средствами сенсорного воспитания.
  2. Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения в обществе.

Труд: 

  1. Поощрять желание детей участвовать в труде взрослых.
  2. Развивать трудовые навыки.

Музыка:

  1. Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе.
  2. Побуждать детей к творчеству: поиску и выразительному исполнению движений.  

Методические приемы: беседа, песня, загадка, словесная игра «Волшебная шляпа», решение проблемной ситуации, динамическая пауза, речевая игра.

Материал к игровой ситуации:

- ТСО (магнитофон)

- Фонограммы (фрагменты из музыки к балету «Лебединое озеро» П.И.Чайковского).

- Игровое оборудование («яблонька»,  кукла Маша).

Раздаточный материал: яблоки с картинками на обратной стороне

Предварительная работа: чтение сказок о доброте. Знакомство с пословицами о доброте. Проведение серий игр по проекту «Речь – это богатство и красота народа».

Словарная работа: характер

Литература:

  1. «Развитие». Программа под ред. Л.А.Венгера,О. М. Дьяченко, М.: Гном-Пресс, 1999г.
  2. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Предполагаемый результат:

- у детей создан положительный эмоциональный настрой;

- дети  имеют начальное представление о  доброте и добре;

- яблоневые веточки, изготовленные совместно с воспитателем.

Ход  игровой ситуации

Вводная беседа

 На голове воспитателя красивая шляпка с яблоневым цветом.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какое у меня настроение? Почему?

-А у вас? (ответы детей)

-Да, мне весело так, что хочется петь! Давайте споем вместе!

(песня кота Леопольда «Хорошо»)

Воспитатель:Какая чудесная песенка! Почему же она чудесная? (ответы детей)

 (Звучит музыка)

Воспитатель: Мне кажется, что эта комната стала необыкновенной… От доброй песенки, добрых слов теперь здесь могут происходить чудеса…

Как вы думаете, ребята, какие? (предположения детей).

А может быть заговорили игрушки, куклы, например?

Создание мотивации

Голос Маши: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Кто это?

Маша: В сказке встретите меня, где немало есть добра! Гуси – лебеди летали, братца моего украли.  Долго я его искала, добрых слов еще не знала. Потом Иванушку нашла. Но в чем ошиблась, не поняла. Угадайте, кто же я? Как зовут меня, друзья? (ответы детей).

Маша: Да, я из сказки «Гуси - лебеди».

Воспитатель: Присоединяйся к нам, Машенька, будешь нашей гостьей.

Маша: Ребята, я так хотела поиграть с вами  в прятки, хотела, чтобы вы нашли меня!  

Воспитатель: ребята, так давайте поищем Машу!

(дети находят Машеньку возле яблоньки)

Беседа с детьми о добре

Диалог с детьми:

  1. Дети, а вы хорошо знаете эту сказку «Гуси - лебеди»?
  2. Почему гуси-лебеди смогли украсть Иванушку?
  3. Почему Маша пошла искать братца? (подвести детей к пониманию мотива действия: чувство вины, ответственности, страх за братца).
  4. Дети, кому было страшнее братцу или сестре?
  5. Как помогли Маше герои сказки, с которыми она встретилась, когда искала братца?

       Сколько добрых дел сделали герои сказки, чтобы спасти Иванушку!

  1. Как одним словом можно о них сказать? (добрые).
  2. Так какую же ошибку допустила Маша?
  3. Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
  4. О чем вы должны помнить, общаясь с другими людьми, обращаясь к кому-нибудь с просьбой? (выражение лица, интонация, добрые, вежливые слова).

Воспитатель: Я думаю, что каждый из вас сделал немало добрых дел. Расскажите нам, пожалуйста, о них. А вспомнить вам поможет моя волшебная шляпка. Да-да, это не просто красивая весенняя шляпка, она волшебная. Вспомнила! (рассказывает о своих добрых делах).

(Дети, по очереди надевая шляпу, рассказывают о добрых делах).

Воспитатель: Спасибо, теперь я могу  сказать, что вы добрые и отзывчивые люди.

Речевая  игра «Добрые дела»

Маша: Вы очень интересно рассказали о своих делах.

Воспитатель:  Ребята, под яблоней какая-то корзина.

Маша: это я принесла яблочки для вас.

Воспитатель:  давайте поблагодарим Машу, дети (дети с Машей проходят к столу)

Моделирование  и решение проблемных ситуаций

Воспитатель:  давайте достанем яблочки из корзины. Сколько яблок? А нас?

А хватит ли яблок для всех? Что же делать?

(Подвести детей к решению: поделить одно яблочко на двоих).

- Посмотрите, а яблочки то с сюрпризом. Что изображено на картинках?

(ответы детей о героях сказки, нарисованных на обратной стороне яблока).

- Все эти герои в сказке совершали разные поступки (воспитатель приводит примеры). Подумайте, пожалуйста, и ответьте, какой он, ваш герой сказки: злой или добрый, хороший или плохой, светлый или темный. В какой цвет можно превратить героя сказки, на какой цвет он похож?

(дети рассказывают, с каким цветом ассоциируется их герой сказки)

Динамическая пауза

Слышите музыку, ребята? Покажите движением туловища, рук, ног, выражением лица, что вы чувствуете, слушая эту музыку.

 Дети выражают через танцевальные движения свои чувства и эмоции.

Подведение итога

Воспитатель: Я открою вам секрет, а может быть это и не секрет.  Все народные сказки добрые.  Почему, как вы думаете?  (Потому что в них побеждает добро над злом).

 Подойдите, я поделюсь с вами секретом:

Будьте добры! Это я говорю по - секрету.

Будьте добры! И не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры!

Если сумеете, будьте скорее добры!

Рефлексия

 Воспитатель: 

- Ребята, я очень рада, что познакомилась с вами – вы такие добрые, веселые, умные, красивые!

(воспитатель говорит каждому ребенку добрые слова)

- Сегодня у нас происходили настоящие чудеса, помните какие? (Дети отвечают)

- Да, яблоня расцвела от добрых слов.

   А когда про человека говорят, что он расцветает?  И что значит «расцветает»?

- Это значит, человек улыбается, радуется.

- Когда ему говорят добрые слова, получает от кого-нибудь добро (использование ИКТ – фото с добрыми поступками на мониторе)

- Значит и человек может расцвести. Предлагаю проверить это, провести маленький «эксперимент»: подарить людям, которых мы сейчас встретим яблоневый цвет. Только я вас попрошу помочь мне, я не успела доделать яблоневые веточки.

(Совместная с взрослым продуктивная деятельность детей).

- А теперь пойдем дарить людям добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего праздника"Спешите делать добрые дела"

Дети получают телеграмму от пирата Джека Воробья и отправляются на поиски клада. по дороге они помогают медведю, обезьянке, учному коту. их ждут соревнования с Джеком воробьём и , конечно, угощения в ...

Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».

За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

"Солнышко тепло, мать добро" сценарий совместного досуга детей и родителей ко "Дню матери"

В помощь воспитателям групп раннего возраста сценарий развлечения ы группе раннего возраста ко Дню Матери...

Сценарий спортивного развлечения Спешите делать добрые дела....

Сценарий спортивного развлечения Спешите делать добрые дела.......

Сценарий игрового чемпионата «Компетенция кулинарное дело!»,

МБОУ СОШ №3 КОРПУС 2            Сценарий игрового чемпионата«Компетенция кулинарное дело!»...

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.

Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....