НОД Чтение художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

НОД  «Чтение художественной литературы

Тема: «Знакомство с ненецкой сказкой Кукушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_nenetskoy_skazkoy_kukushka.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Чтение художественной литературы

Тема: «Знакомство с ненецкой сказкой Кукушка»

Задачи:

Образовательные:

  • формирование заботливого отношения к матери.
  • Познакомить с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;
  • Продолжать формировать умение анализировать содержание литературного произведения и на  основе анализа делать выводы;

Развивающие:  

  • Продолжать развивать связную речь, познавательный интерес;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к маме, интерес к художественной литературе.

Ход занятия.

Воспитатель:

С самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие  и родные люди. Назовите своих близких и родных людей.

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат и т.д.

Воспитатель: Сколько звёзд на ясном небе!

                           Сколько колосков в полях!

                           Сколько песенок у птицы!

                           Сколько листьев на ветвях!

                           Только солнце – одно на свете!

                           Только мама – на свете одна!

Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама!

Воспитатель: Как ласково вы называете свою маму?

Дети: мамочка, мамулечка…

Воспитатель: Как вы помогаете своим мамам?

Дети: моем посуду, подметаем пол, заправляем постель….

Воспитатель: Молодцы - прекрасные помощники!

Воспитатель: Почему вы помогаете маме?

Дети: (чтобы сделать ей приятно…)

Воспитатель: Как мама благодарит вас за помощь?  

Дети:  спасибо моя  умница, моя хорошая…..

Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти, если вы не будете помогать своей маме?

Дети:  она может сильно обидеться, может заболеть…

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с ненецкой сказкой «Кукушка»

Воспитатель: Я приглашаю вас в чум, посмотреть и послушать ненецкую сказку «Кукушка», проходите.

Дети: садятся на лавку в «чуме»

 Воспитатель: показ и чтение сказки.

«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший сын есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

   - Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.

   - Мама, мы тебе водички принесли!

   - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

   Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

   Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Воспитатель: Почему заболела мама?

Дети: потому что дети не помогали своей маме

Воспитатель: Что увидел сын, когда заглянул в чум?

Дети: как мать превращается в птицу

Воспитатель: Почему мать бросила своих детей?

Дети: потому, что дети были не послушными

Воспитатель: Почему по тундре красный мох стелется?

Дети: это кровь от детских ног 

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?

Дети: потому что мать бросила своих детей, как кукушка

Воспитатель: Выходите на поляну и мы превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички,                     (Дети  встали и изображают птичек,

Птички-невелички,                     машут ручками и встают- приседают, «летают»)

По лесу летают,                            

Песни распевают.

Буйный ветер  налетел,             (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.               (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло,    (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто.             («Прячутся»- закрывают  голову ручками)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?

Дети: Помогать, любить, заботиться.

Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будете поступать правильно.

Воспитатель: Мамам надо помогать, а чем можно ещё порадовать маму?

Дети: подарком, песенкой , стихами и т.д.

Воспитатель:  Все вы старались потому что вы их действительно любите… Постарайтесь их не огорчать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....