План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Осенний пейзаж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ермишкина Наталья Олеговна

НОД предназначен для воспитателей старших групп. Занятие  способствует раскрытию у детей творческого потенциала, формирует интерес к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_peyzazh.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»

Тема недели: «Осень»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель – познакомить детей с жанром живописи - пейзажем; развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

Задачи

Образовательные:

- познакомить с произведением живописи И.Остроухова, Ф. Васильева и изображением родной природы в картинах художников («Познавательное развитие»);

- способствовать умению группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство) («Познавательное развитие»);

- познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем («Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»);

-формировать умение сравнивать репродукции художников, выяснить симпатии и предпочтения детей («Речевое развитие»)

Развивающие:

- развивать наблюдательность, умение внимательно рассматривать репродукции картин, замечать их характерные особенности («Познавательное развитие»);

- развивать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, продолжать развивать интерес к художественной литературе  («Речевое развитие»);

- развивать умение воспринимать дошкольниками живописных  произведений, в которых представлены проявления осенней природы («Художественно-эстетическое развитие»)

- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умения творчески использовать их в самостоятельной двигательной активности («Физическое развитие»)

Воспитательные:

- активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающей природе, к образу осени, созданному в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись) («Познавательное развитие»);

- способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям («Социально-коммуникативное развитие»);

- воспитывать художественный вкус во время прослушивания музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года» («Художественно-эстетическое развитие»)

Предварительная работа: на предшествующей неделе на соответствующих занятиях (рисование, развитие речи, музыка) напоминаем детям названия разных видов искусства, соответственно: литература, музыка, изобразительное искусство; чтение и заучивание стихотворений А.Плещеева «Осень наступила…», «Скучная картина»; рассматривание открыток, фотографий с осенними пейзажами; создание фотостенда «Осенние прогулки»; привлечение родителей к совместному изготовлению работ для выставки «Осенние фантазии».

Методы и приемы

Практические:

- игра «Угадай-ка»;

- поиск осенних красок в окружающей обстановке;

- сравнение картин И.Остроухова «Золотая осень» и Ф.Васильева «Перед дождем»;

- игра «Превращение»

Наглядные:

- рассматривание пейзажных изображений, репродукций картин И.Остроухова «Золотая осень» и Ф.Васильева «Перед дождем»;

- показ слайдов на тему: «Виды искусства»;

- рассматривание изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов ( поднос «Рябина с птицей», натюрморт И. Михайлова «Овощи и фрукты»)

Словесные:

- чтение и рассказывание наизусть стихов А.Плещеева;

- беседа о видах, жанрах искусства;

- рассказ педагога о «языке искусства»

Материалы и оборудование: выставка картин-репродукций, детских рисунков с изображением осенних пейзажей; вазы с букетами осенних цветов и листьев, слайды «Виды искусства»; репродукции картин И.Остроухова «Золотая осень», Ф.Васильева «Перед дождем», И. Михайлова «Овощи и фрукты»; поднос «Рябина с птицей»; магнитофон,  аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» №10-«Октябрь. Осенняя пора».

Формы и организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы

  1. Двигательная

Физминутка

  1. Игровая

Игра «Угадай-ка», «Игра-превращение»

  1. Познавательно-исследовательская

Сравнение картин, поиск осенних красок в окружающей обстановке

  1. Коммуникативная

Рассказывание стихотворений А.Плещеева, слушание рассказа педагога, беседа по картинам, ответы на вопросы

  1. Музыкально-художественная

Слушание аудиозаписи П.И.Чайковского «Времена года» №10-«Октябрь. Осенняя пора».

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

В начале занятия педагог обращает внимание детей на выставку картин, и предлагает произведения разных видов искусства, в которых создан образ «Осени». Во время просмотра звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» №10-«Октябрь. Осенняя пора».

Рассматривают картины, произведения разных видов искусства, слушают аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» №10-«Октябрь. Осенняя пора».

Повышенная мотивация к содержанию НОД.

2.

Предлагает детям занять свои места кому-то из детей рассказать стихотворение А.Плещеева «Осень наступила…»

Садятся на места и слушают стихотворение.

Создано эмоциональное настроение.

3.

Задает вопрос - Какому времени года посвящено наше занятие? Что объединяет все эти произведения? Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства?

Отвечают на вопросы педагога, вспоминают, чем отличаются виды искусства друг от друга

Активизация интереса к образу осени, созданному в разных видах искусства (изобразительное искусство, музыка, литературные произведения)

4.

Предлагает поиграть в игру «Угадай-ка». Называет выразительное средство (слово, звук, изображение); обращает внимание на экран-изображение, выполненное красками в цвете, называется живопись.

Дети отгадывают вид искусства (литература, музыка, изобразительное искусство), повторяют хором о по одному слово живопись.

Закрепление понятий о различных видах искусства и выразительных средствах.

5.

Проводит физкультминутку «Осень»

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом

Снятие утомляемости, закрепление текста

6.

Рассматривание пейзажных произведений, на которых изображена осень. Вводит понятие «пейзаж»

Рассматривают произведения, хором и по одному повторяют новое слово-пейзаж

Активизация

использования нового слова

7.

Рассматривание картины И.Остроухова «Золотая осень»  и Ф.Васильева «Перед дождем», беседа о картинах

Дети рассматривают картины и отвечают на вопросы педагога

Обогащение опыта восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы.

8.

Предлагает поиграть в игру-превращение.

Дети представляют себя на мостике, где изображены люди, стараются подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений

Развитие умения подбирать слова для описания своих ощущений

9.

Предлагает сравнить две картины: И.Остроухова «Золотая осень»  и Ф.Васильева «Перед дождем», помогает детям прийти к выводу, что они контрастные -противоположные

Отвечают на вопросы воспитателя

Формирование умения сравнивать репродукции художников

10.

Предлагает детям встать и рассмотреть изображения природы в произведениях народных промыслов (поднос «Рябина с птицей» и пейзаж И.Михайлова «Овощи и фрукты»), задает вопросы детям

 Подходят к выставке, рассматривают произведения, отвечают на вопросы

Развитие наблюдательности, умения всматриваться в произведения искусства

11.

Все слайды на экране. Педагог делает обобщение о том, как разнообразно представлена осень в произведениях художников и мастеров народных промыслов. Звучит аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» №10-«Октябрь»  

Слушают аудиозапись, закрепляют слова и словосочетания: осенняя природа, пейзаж, осенний цвет, осеннее настроение

Обогащение словарного запаса, развитие интереса к  музыке, желание слушать ее.

Игра-поиск: детям дается задание самостоятельно отыскать картины-пейзажи среди открыток и репродукций и принести их на занятие по рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Благодаря данному НОД дети закрепят знания о нуле, представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметовт и направления счета, получат представления о геометрическо...

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "В царстве чисел и фигур"

·                   Формировать умение использовать знания о свойствах предметов (форма, цвет, размер);·...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «Пр...