План - конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Суюкова Юлия Андреевна

 

 Благодаря данному НОД дети закрепят знания о нуле, представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметовт и направления счета, получат представления о геометрической фигуре "полукруг". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_2.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные  задачи:

  1. Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.
  2. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
  3. Совершенствования навыков сравнения и уравнивания множеств.
  4. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
  5. Закрепление знаний о нуле.
  6. Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количества предмета, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображения по данной схеме.
  7. Знакомство с новой геометрической фигурой «полукруг», закрепление представления о том, что целое больше части.
  8. Совершенствование навыка конструирования.

Воспитательные  задачи: Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    Оборудование: коврограф,  раздаточный материал ( карточки с изображением  морковки, капусты) по 6 штук на каждого ребёнка, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, плоскостные изображения фруктов и овощей, набор цифр, рабочие карточки по количеству детей, наборы цветных карандашей, двухполосные карточки.

Словарь: половина круга, полукруг, тропические фрукты, подворье

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Педагог.Сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка от бабушки Варварушки. Но без вас я открывать ее не стала и сейчас мы вместе с вами  посмотрим, что же там ? Здесь письмо, давайте его прочтем:

«Дорогие дети старшей группы, я живу в деревне. У меня  большое подворье. Налетел сильный ветер –животные испугались, опрокинули в кладовой припасы.  Помогите, пожалуйста,  навести порядок в моем хозяйстве. А для того, чтобы вам было легче я шлю подсказки.»

С уважением  бабушка Варварушка.

Ой, посмотрите! Что это дети?

Дети. Конверты!

Педагог.  Конверты не простые, они с цифрами. Какой конверт мы возьмем первый?

Дети. С цифрой 1

Педагог. А почему именно с этой цифрой?

Дети. Потому что с цифры 1 начинается счет.

Педагог. (берет конверт и приглашает детей присесть за столы).

Отсчитайте по 6 кочанов капусты и по 5 морковок. Разложите их следующим образом: на верхней полоске выложите капусту, а нижней морковь.

Педагог.

Сколько морковок вы взяли?

Дети. 5

Педагог. Сколько кочанов капусты вы взяли?

Дети. 6 кочанов капусты.

Педагог. Молодцы, верно! Вы справились с первым моим заданием.

Педагог. Каких овощей больше?

Дети. Капусты  больше, чем морковки.

Педагог. На сколько штук  капусты больше, чем морковки?

Дети. Капусты больше чем морковки на 1 кочан.

Педагог. На сколько морковки меньше чем капусты?

Дети. Морковки на 1 меньше, чем капусты.

Педагог. Как сделать так, чтобы капусты и морковки стало поровну

Дети. Нужно добавить 1 морковку.

Педагог. Добавьте на нижнюю полоску 1 морковку.

Педагог. Что теперь можно сказать о количестве морковки и капусты?

Дети. Их стало поровну, одинаковое количество.

Педагог. По сколько их? Сосчитайте.

(дети пересчитывают овощи)

Дети. Морковки и капусты стало по 6 штук.

Педагог. А теперь дети уберите   1 морковку .

(дети убирают по  морковке)

Педагог. Как сделать так, чтобы морковки и капусты стало поровну?

Дети. Нужно убрать 1 капусту.

Педагог. По сколько их? Сосчитайте.

Дети. Морковки и капусты по 5 штук.

Педагог. Что можно сказать о количестве морковки и капусты?

Дети. Их стало поровну, одинаковое количество.

Педагог. Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете. Сложите все овощи.

Педагог. Сколько морковок у вас осталось?

Дети. Ни одной.

Педагог. Как можно обозначить отсутствие предметов при пересчете?

Дети. Числом «ноль»

(педагог ставит на наборное полотно карточку с цифрой «ноль»)

Педагог. Сколько кочанов  капусты у вас осталось?

Дети. Ни одного.

Педагог. Как это можно обозначить?

Дети. Числом «ноль»

(Педагог показывает карточку с цифрой «ноль», а потом убирает.)

Педагог убирает конверты с «овощами» и приглашает детей на ковер).

Педагог. Давайте достанем следующий конверт и узнаем следующее задание. Под какой цифрой мы возьмем конверт?

Дети. Два

Педагог. Почему?

Дети. Потому что после цифры один идет цифра два.

Педагог. Мы на ферме побывали ,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

То ложились,

То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали.

Весело пищали.

Мы зверькам

Не травки жёсткой-

Овощей достанем…

Вырастайте с нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

                                 К.Кубилинскас

Педагог. Давайте попробуем сложить изображения белых кроликов, для которых мы собрали урожай.

(педагог помещает схему на наборное полотно)

Педагог. Дети, давайте перечислим  из каких фигур состоит кролик? Большой круг – это голова, туловище – это полукруг, т.е половина круга.

Что случилось с кругом вдруг?

Пополам разрезан круг!

Полукруг на что похож?

В чем его ты узнаёшь?

Словно долька апельсина,

Словно спинка у дельфина,

Как луна на небосводе-

Полукруг на них походит.

Два маленьких полукруга, это передние и задние лапки, а маленький круг – это хвостик. Два овала - это уши.

                         (дети у себя складывают изображение кролика)

Педагог. Молодцы! У вас получились очень красивые белые кролики. Из каких фигур вы составили их изображение?

Дети. Мы взяли большой полукруг- туловище. Два маленьких полукруга - это передние и задние лапки. Большой круг – это голова. Маленький кружок – это хвостик. Два овала - это уши.

Педагог. Для того, чтобы сложить изображение кролика, вы использовали такую фигуру, как полукруг. Эта фигура получается при делении круга на две равные части. На две половинки. Половина круга - полукруг.

 

Педагог.  Как вы думаете, что больше – круг или полукруг?

Дети. Круг больше, потому что полукруг- это половина круга.

Педагог. Правильно. Часть всегда меньше целого. Круг состоит из двух полукругов.

Педагог предлагает детям встать на ковре и выполнить физкульминутку.

Любопытная Варвара,

Смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит вверх, смотрит вниз,

Чуть присела на карниз.

А потом упала вниз.

(повтор 3-5 раза)

Педагог. А кокой конверт у нас следующий?

Дети. 3-ий

Педагог. Давайте откроем 3-ий конверт. (открывают).  Как вы думаете что нам надо сделать?

Дети. Посчитать, разобрать.

Педагог. Правильно. Сейчас мы с вами ребятки, поможем бабушке Варварушке посчитать запасы в ёе кладовой и рассортируем все на овощи, фрукты, ягоды, тропические фрукты.

(Дети группируют все картинки)

Педагог. Ребята, давайте  посчитаем, сколько всего овощей?

Дети. 9 овощей.

Педагог. Давайте все их назовём.

Дети. Помидор, лук, морковь, перец, редис, огурец, баклажан, тыква, кукуруза.

Педагог. Какая цифра обозначает это количество?

Дети. Это цифра 9.

(дети подбирают  и  кладут  цифру 9)

Педагог. Теперь посчитаем тропические фрукты.

Дети. Их 3, это ананас, лимон, апельсин.

Педагог. Какую цифру нам надо найти?

Дети цифру 3 (выкладывают  цифру 3)

Педагог. Теперь считаем ягоды.

Дети. А ягод у нас всего 2. Это малина и клубника.

Педагог. Какая цифра соответствует этому количеству?

Дети. Цифра 2(находят)

Педагог. А что же у нас осталось не посчитанным?

Дети. Фрукты.

Педагог. Сколько фруктов ?

Дети. 5- это вишня, слива, яблоко, виноград, абрикос.

Педагог. Какую цифру нам надо найти?

Дети. Цифру 5 (выставляют)

Педагог. Молодцы! Потрудились на славу!

Педагог. Ну что дети, открываем следующий конверт.

Дети. Да  (открывают конверт)

Работа по карточкам.

Педагог. На карточках  нарисованы   детеныши  домашних животных. Пересчитайте их  в каждой группе и соедините линиями различных цветов каждую группу с соответствующей цифрой или числом.

(Дети выполняют задание. Педагог задаёт им контрольные вопросы.)

Педагог. С какой цифрой вы соединили жеребят?

Дети. Мы соединили жеребят с цифрой «пять», потому что  жеребят пять.

Педагог. С какой цифрой вы соединили поросят? Почему?

Дети. Мы соединили поросят с цифрой  «шесть», потому что художник нарисовал шесть поросят.

Педагог. С какой цифрой вы соединили щенят? Почему?

Дети. Мы соединили щенят  с цифрой  «семь», потому что  нарисовано  семь щенят.

Педагог. С какой цифрой вы соединили котят? Почему?

Дети. Мы соединили котят  с цифрой  «восемь», потому что котят восемь.

Педагог. С какой цифрой вы соединили козлят? Почему?

Дети. Мы соединили козлят  с цифрой  «девять», потому что   девять козлят.

Педагог. С каким числом вы соединили крольчат? Почему?

Дети. Мы соединили крольчат с  числом «десять», потому что  нарисовано  десять крольчат.

 (дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и собирает карточки).

Педагог.  Чему вы учились сегодня на занятии, что вам понравилось делать?

Дети. Мы научились считать, узнали о фигуре полукруг, составлять из него изображение кроликов. Нам понравилось быть помощниками.

Педагог. Ну что ребята, как вы думаете, помогли мы бабушке Варварушке?

Дети. Да!

Педагог.  Вы очень хорошо сегодня выполняли все задания. Молодцы!