НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
НОД по развитию речи "Пузырь, Соломинка и Лапоть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_solominka_i_lapot_2.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
28/01/2015 г
Тема: Чтение и пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель:- . Знакомство с художественной литературой; учить детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым; - развивать у детей фонематический слух и звуко произносительные навыки, умение дифференцировать звуки [с],[ш], речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение; соблюдать правила коллективной игры;- расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);- воспитывать у детей чувство товарищества, желание придти друзьям на помощь.
Предварительная работа:
- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;
- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;
- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям
обувью.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель:
- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
(дети здороваются)
- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.
(дети вместе с воспитателем встают в круг)
2. Постановка цели:
Воспитатель:
(Берет в руки игрушку Колобок)
- У меня в руках Колобок.
- Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку.
- Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.
( Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти ему на помощь.)
- Молодцы, ребятки, очень много сказок вы знаете!
- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.
(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)
Воспитатель: Я сегодня вам прочитаю новую сказку, но перед этим хочу загадать вам загадки (загадочным голосом):
- Слушайте внимательно:
Мылу на замену
Взбили пышную пену,
А как подули – посмотри:
Полетели … (пузыри)
- Как вы догадались?
(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)
- Правильно, это пузыри ( на магнитную доску прикрепляется картинка мыльного пузыря)
- Слушайте еще одну загадку:
У любого ты спроси:
«Что носили на Руси?»
Из коры плели галошки,
Обували их на ножки. (лапти)
- Почему вы так думаете?
(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).
- Молодцы, это лапти, держите отгадку. (прикрепляется рисунок лаптя ).
- А вот и последняя загадка::
Летом в полюшке росла.
Колос к солнышку несла,
А как только пожелтела,
Ей нашлось другое дело. (солома)
- Как догадались, что это солома?
(Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).
- Правильно, это солома.
- Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому.
- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.
(отдает колосья).
- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.
- А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
4. Основная часть:
Воспитатель:
- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.
- Дети, понравилась вам сказка?
(Понравилась).
- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?
(Пузырь, Соломинка и Лапоть).
- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?
(Они пошли рубить дрова в лес).
- Что помешало им идти дальше?
(Им помешала речка).
- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).
- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?
(Нет, не согласился).
- Как вы думаете, почему он не согласился?
(Он струсил).
- Правильно, Пузырь струсил.
- Что же предложил Пузырь?
(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?
(Соломинка согласилась).
- Почему она согласилась?
(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).
- Конечно, она смелая.
- Кто первым пошел по Соломинке?
(Первым пошел Лапоть).
- Что случилось с Соломинкой?
(Соломинка переломилась).
- Почему она переломилась?
(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).
- Что произошло с Лаптем?
(Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
(Пузырь начал смеяться).
- Что стало с Пузырем?
(Пузырь лопнул).
- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?
(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.
5. Физминутка:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».
- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.
(Дети, взявшись за руки стоят на месте и произносят слова.)
Раздувайся пузырь,
Большой пребольшой,
Раздувайся пузырь,
Да не лопайся!
(Дети пятятся назад проговаривая)
С-С-С-С-С
(Дети, стоя на месте, произносят слова.)
Пузырь лопнул-
Ой, ой, ой
А ведь был такой большой!
(Дети медленно начинают сходиться в центр круга)
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
6. Игра «Подбери словечко»
Воспитатель:
- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.
- Поиграем в игру «Подбери словечко».
- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.
(Воспитатель, произнося фразу, показывает на героя сказки).
- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)
- Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)
- Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)
- Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)
- Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)
7. Развитие творческого воображения.
Упражнение «Придумай другой конец сказки».
- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!
- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.
- Очень уж грустно она закончилась.
- Давайте придумаем другой конец.
Воспитатель:
- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?
( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)
- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.
- Послушай, дети, стихотворение о дружбе.
Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей.
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
Друг в беде всегда поможет,
Если грянет вдруг беда,
Все для нас он сделать может,
Не покинет никогда.
Воспитатель: Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
Без друзей нам не прожить
- Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!
А сейчас я вам предлагаю посмотреть эту сказку.! (просмотр мультфильма)
8. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?
(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).
- Кто из героев понравился больше всех и почему?
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!
Воспитатель:
- Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.
(Дети прощаются и выходят из зала.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...