НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Давлетьярова Галия Галиевна

НОД по развитию речи "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_solominka_i_lapot_2.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

28/01/2015 г

Тема: Чтение и пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель:-  . Знакомство с художественной литературой; учить детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым;  - развивать у детей фонематический слух и звуко произносительные навыки,  умение дифференцировать звуки [с],[ш], речевое дыхание, зрительное и  слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение; соблюдать правила коллективной игры;- расширять  словарный запас детей за счет  прилагательных  и  глаголов,   вводить в активный словарь антонимы (толстый  –  тонкий,   высокий –  низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);- воспитывать у детей чувство товарищества, желание придти друзьям на помощь.

Предварительная работа:

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям

  обувью.

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(дети здороваются)

- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.

(дети вместе с воспитателем встают в круг)

2. Постановка цели:

Воспитатель:

(Берет в руки игрушку Колобок)

- У меня в руках Колобок.

- Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку.

- Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.

( Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти ему на помощь.)

- Молодцы, ребятки,  очень  много сказок вы знаете!

- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

Воспитатель:    Я сегодня вам прочитаю новую сказку, но перед этим хочу загадать вам загадки   (загадочным голосом):             

- Слушайте внимательно:

Мылу на замену

Взбили пышную пену,

А как подули – посмотри:

Полетели …     (пузыри)

- Как вы догадались?  

(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

- Правильно, это пузыри ( на магнитную доску прикрепляется картинка мыльного пузыря)

- Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.       (лапти)

- Почему вы так думаете?

(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

- Молодцы, это лапти, держите отгадку.     (прикрепляется рисунок лаптя ).

- А вот и последняя загадка::

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

                  Ей нашлось другое дело.     (солома)

- Как догадались, что это солома?

(Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

- Правильно, это солома.

- Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому.

- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.

(отдает колосья).

- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.
- А называется эта сказка «
Пузырь, Соломинка и Лапоть».

4. Основная часть:

Воспитатель:

- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

- Дети, понравилась вам сказка?

(Понравилась).

- Давайте вспомним, кто пошел  дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Что сказал Лапоть Пузырю?  (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил).

- Правильно, Пузырь струсил.

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

- Конечно, она смелая.

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

5. Физминутка:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

                (Дети,  взявшись за руки  стоят на месте и  произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

(Дети пятятся назад проговаривая)

С-С-С-С-С

                                 (Дети, стоя на месте,  произносят слова.)

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой!

                       (Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

6. Игра «Подбери словечко»

Воспитатель:

- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

- Поиграем в игру «Подбери словечко».

- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

(Воспитатель, произнося фразу, показывает на  героя сказки).

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)

- Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)

- Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)

- Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)

- Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

7. Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой конец.

Воспитатель:

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

- Послушай, дети, стихотворение о дружбе.

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей.

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Друг в беде всегда поможет,

Если грянет вдруг беда,

Все для нас он сделать может,

Не покинет никогда.

Воспитатель:                  Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить

- Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!

А сейчас я вам предлагаю посмотреть эту сказку.! (просмотр мультфильма)

8. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

 («Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Воспитатель:

- Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.

(Дети прощаются и выходят из зала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...