Главные вкладки

    Педагогический проект «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
    проект по развитию речи (младшая группа) на тему

    Башкловкина Татьяна Николаевна

    По повышению  коммуникативных способностей  и  развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_umnye_palchiki.odt49.53 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение   

    детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок»

     города Нижневартовска

    «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

    по повышению  коммуникативных способностей  и  развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Проект

    Разработала:

    Башкловкина Т.Н.,

     воспитатель

    Нижневартовск, 2014

    Актуальность. 

    Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики малыша – наиболее интенсивный и самый адекватный младшему возрасту способ развития интеллекта.

     Одним из видов ведущей игры в младшем дошкольном возрасте являются пальчиковые игры.  Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и, в дальнейшем, её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.  

    Таким образом, проект является своевременным и значимым.

    Гипотеза.

    При организации деятельности с детьми, содержащей задания и упражнения с ритмичными движениями пальчиков и рук, возбуждающих речевые центры головного мозга, и создании общей благоприятной атмосферы, речь детей начнет развиваться, активизируется ее активный словарь, повысятся коммуникативные способности детей, произойдет тренировка зрительной памяти, воображения и фантазии.

    Цель:

     Совершенствовать деятельность по развитию подвижности суставов пальцев, силы и эластичности мелких мышц и связок, формированию у детей мышечного чувства пространства, точности и логики движений, образованию условно-рефлекторных связей, способствующих развитию речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.

    Задачи:

    1. Стимулировать развитие коммуникативных способностей и речи детей при выполнении упражнений и ритмических движений пальцами.
    2. Создавать благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
    3. Формировать умение детей концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
    4. Развивать чёткость, ритмичность, яркость речи при помощи выполнения упражнений, сопровождаемых короткими стихотворными строчками.
    5. Развивать память ребёнка, воображение и фантазию.
    6. Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук и пальцев, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
    7. Привлекать родителей к деятельности по развитию коммуникативных навыков дошкольников, показать им важность развития речи детей.
    8. Обобщать и распространять опыт инновационной деятельности среди педагогов и родителей.

    Предполагаемые результаты.

    Планируемые результаты

    Индикаторы

    Речь и коммуникативные навыки детей развиты в соответствии с возрастом

    В соответствии с диагностикой речевое  развитие детей на высоком уровне.

    Более  50% детей умеют договариваться в игровой деятельности.

    У младших дошкольников развиты такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

    Уровень развития социально — нравственных качеств повысился на 15%.

    Всесторонне развита личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

    Повысился процент участия детей в творческих конкурсах различного уровня.

    Родители понимают важность развития речи детей и принимают активное участие в совместных мероприятиях

    78% родителей самостоятельно и активно участвуют в совместных мероприятиях по реализации проекта,

     30% родителей объединяются в творческие группы по интересам.

    Стратегия реализации проекта.

    Раздел

    Форма  и тема работы

    Цель

    Срок

    Участники

    Ответственные

    Отметка о выполнении

    Работа с детьми

    Пальчиковая гимнастика

    Развивать координацию движений рук, укреплять мелкую моторику.

    Сентябрь-декабрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Пальчиковые игры-потешки

    Развивать память, речь, внимание.

    Сентябрь-декабрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Образовательная деятельность и игры с использованием пособий Воскобовича

    Развивать творческое воображение младших дошкольников, речь, внимание. Формировать умение детей манипулировать с предметами, проявлять фантазию, собирая из предложенных фигурок композицию.

    Сентябрь-декабрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Игры с прищепками

    Развивать творческое воображение дошкольников. Формировать умение детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления, творческого воображения.

    Сентябрь-декабрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Игры с шарами

    Развивать сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук.

    Декабрь

    Воспитатели и дети

     

    Вос-ль

    «Шагаем пальчиками»

    Развивать подвижность суставов пальцев рук, координацию, моторику, способствовать хорошему настроению.

    Ноябрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    «Путаница» театр мимирующих кукол

    Развивать речь-диалог, движение, воображение, память.

    Декабрь

    Воспитатели, дети и родител

    Вос-ль

    «Расскажи стихи руками»

    Развивать речь-движение, пантомимику, воображение, память, способствовать повышению эмоциональной активности.

    Октябрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Пластилинография

    Развивать творческие способности, умение общаться с другими людьми, побуждать детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивать доброту, сопереживание, желание помочь или обрадовать кого-то.

    Ноябрь- декабрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, топотушки, мозаики, пристёжки

    Развивать мелкомоторные навыки, а так же элементарные навыки самообслуживания.

    Сент- декабрь

    Дети

    Вос-ль

    Массаж рук и пальчиков предметами

    Оказывать благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

    Октябрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Д/и «Аптекарь», «Пчелки», «Найди на ощупь», «Золушка», «Отвинти и закрути».

    Стимулировать тонкую моторику, развивать тактильную чувствительность и сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, активизировать речь.  

    Ноябрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Образовательная деятельность «В гости к Солнышку»

    Формировать познавательную активность детей; развивать умение слушать вопрос взрослого и отвечать на него; побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание потешек, внятно произносить слова; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; расширять диапазон использования пальчиковых форм в общении с детьми: развивать мелкую моторику, способствовать умению выполнять игровые действия соответственно тексту потешки; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений (яблонька, улитка – высуни рожки, черепаха – в панцире живет, жук на дереве сидит и т.д.); воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему.

    Сентябр

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Образовательная деятельность «Прятки с Витаминкой»

    Дать элементарные знания о пользе витаминов А и С. Уточнить представления детей об овощах и фруктах. Закрепить умение различать овощи и фрукты. Закреплять понятие один и много. Развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, воображение. Развивать интерес к пальчиковым играм. Активизировать словарь детей, упражнять в назывании овощей и фруктов.

    Октябрь

    Воспитатели и дети

    Вос-ль

    Работа с родителями и коллегами

    Консультации

    «Развитие мелкой моторики»

    Способствовать развитию родительской компетенции о взаимосвязи мелкой моторики и речи ребенка.

    сентябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

    Предложить вниманию родителей игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    октябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    «Игры и упражнения, способствующие развитию речи»

    Предложить игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

    октябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Анкетирование родителей

    Выявить знания и потребности родителей в вопросах по теме «Что такое моторика и нужна ли им помощь в занятиях с детьми?»

    сентябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

    Способствовать ознакомлению родителей с потребностью закрепления гимнастики в домашних условиях.

    сентябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Ширма «Пальчиковые игры для малышей в стихах».

    Познакомить родителей со стихотворными пальчиковыми играми, наиболее любимыми их детьми.

    сентябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Мастер-класс «Изготовление мимирующих кукол»

    Показать несложные превращения детских носочков в мимирующих кукол, помочь осознать значимость  данных кукол для детей.

    декабрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Ширма «Памятка для родителей по проведению речевых двигательных упражнений в домашних условиях».

    Напомнить родителям о том, как полезнее играть с ребенком дома и чем лучше занять его в вечернее время.

    ноябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

     Ширма «Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет»

    Предложить родителям наиболее распространенные упражнения на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет.

    октябрь

    Вос-ль и родители

    Вос-ль

    Результативность

    Дети с высоким уровнем развития речи и коммуникативных навыков

    Уровень развития социально — нравственных качеств

    Участие детей в творческих конкурсах различного уровня

    Участие родителей в жизни дошкольного коллектива

    Литература:

    1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития дошкольников». Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство Астрель» :     ООО «Издательство АСТ», 2004.

    1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям»/ Ярославль «Академия развития», «Академия К*», 1998.

    1. Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики»: Книга-игра для развития мелкой моторики./ СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.

    1. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». Учебно-практическое пособие./ М. «Издательство ГНОМи и Д», 2002.

    1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей»/ М. Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

    1. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»/ Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

    1. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев». Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет./ М.: Генезис, 2008.

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения»./ М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.

    1. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. «Готовим пальчики к письму»: развивающая программа по подготовке к школе/ М.: Обруч, 2011.

    1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов./ М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

    1. Спицына Е.И. «Умные пальчики» Серия «Через игру -  к совершенству». Популярное пособие для родителей./ М.: «Лист», 1999.

    1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Игры с пальчиками»/ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

    1. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковые шаги». Упражнения на развитие мелкой моторики./ СПб: «Корона – Век», 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект " Умные пальчики"

    Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

    Педагогический проект "Умные пальчики"

    Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

    проект "умные пальчики"

    развивающий долговременный проект, направленный на развитие мелкой моторики рук для детей 4го года жизни...

    Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

    Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

    Педагогический проект "Умные пальчики"

    Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...

    Педагогический проект "Умные пальчики"

    Научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры...

    Педагогический проект «Умные пальчики»

    Тема: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»...