Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию звуковой культуры речи.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Тимиршина Ольга Васильевна

Содержание работы по воспитанию звуковой культуре речи детей младшей возрастной группы включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_raboty_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) включает  прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуре речи детей младшей возрастной группы включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно, чтобы дети постепенно усваивали материал, повторяли его. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе развития. А.И. Максаков предлагает работать над согласными в таком порядке: м, п, б, т, д, н, к, г, х (твердые и мягкие).

Исследователи подчеркивали, что вместе с работой над правильным звукопроизношением нужно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – над темпом речи, силой голоса, интонацией.

В этих умениях закладывается наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонацией и выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, т. к. от того как произносятся звуки в речи дошкольника зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В младшем дошкольном возрасте необходимо научить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией, необходимо проводить для формирования четкой артикуляции звуков родного языка, а так же для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.

Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов – м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах: па-па; ба-ба; то-то, до-до и т.п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Игры для развития артикуляционного аппарата

«Дудочка и колокольчик»

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -дудочка и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Педагог показывает детям инструменты, дети изображают, как они звучат. Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

«Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит».

Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку – зверушку, дети изображают как она «кричит»:

- Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок?

Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряд игрушек:

- Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?

«Кто топает»?

Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.

Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: "Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка". Затем предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит ТОП-ТОП-ТОП) и как - медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький - Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают.

Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.

Упражнения на развитие слухового внимания и интонационной выразительности.

«На барабане – барабанят, на дудочке – гудят.»

Рассматривая музыкальные инструменты, дети называют, что на барабане – барабанят, на дудочке – дудят.

Затем дети закрывают глаза, педагог ударяет по барабану барабанными палочками:

- Что зайчик делает?

- Барабанит.

- Как он барабанит?

- Громко (тихо).

После того, как дети научились определять на слух звучание разных музыкальных игрушек и инструментов, педагог организовывает игры на определение местонахождения звучащего предмета (далеко, близко).

Новые вопросы: «Что зайчик делал с барабаном?», «Что можно делать дудочкой?» - заставляют детей находить разные грамматические формы прошедшего времени (барабанил), инфинитива (в дудочку можно гудеть). Параллельно даются задания на выработку правильной интонации. Педагог предлагает ребенку: «Спроси у Димы, умеет ли он играть на гармошке?». Если ребенок передает вопросительную интонацию («Дима, ты играешь на гармошке?»), ему задается новый вопрос, а он находит интонационный ответ. Такие задания побуждают ребенка искать как необходимую грамматическую форму, так и интонацию.

Упражнения на отработку дикции

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального  речевого материала.

  • Это шутки - чистоговорки ( «Бы- бы – бы – идет дым из трубы»),
  • потешки, поговорки,
  • фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»),
  • упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию  (мышка – мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так после рассматривания картинки «Еж и ежата», взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы зо звуками Ш  и Ж:

«Ша-ша-ша  - мы купаем малыша»

«Шу-шу-шу  – дам грибочек малышу»

 «Ши-ши-ши  - где гуляют малыши?»

«Жа-жа-жа – мы увидели ежа»

«Жу-жу-жу – мы грибок дадим ежу?»

«Жи-жи-жи – где грибы берут ежи?»

Такие упражнения можно сопровождать действиями с игрушками. Они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Игры и упражнения для решения нескольких речевых задач

Формирование произносительности стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решение других речевых задач.

«Потанцуй нам, кукла!»

Дети должны предложить кукле (мишке, зайцу) потанцевать (побарабанить, попеть, подудеть и т.д.). Задание направлено на употребление повелительной формы глагола. (Часто маленькие дети вместо правильного «потанцуй» говорят «потанцевай!»).

«Чей это голос?»

Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызывает затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

- Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка)

- А тонким голосом кто мяукает? (Котенок)

- У мамы – кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу)

- Му-у-у – кто так мычит? (Корова)

- А кто у нее детеныш? (Теленок)

- Каким голосом он мычит? (Тоненьким)

- Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или теленок.

- Ква – ква – чей это грубый голос? (Лягушка)

- А кто квакает тоненько? (Лягушонок)

- Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда с ним можно поиграть («Лягушонок, иди к нам», «Утенок, поиграй со мной»).

«Составление связного рассказа»

Игры нужно выстраивать в такой последовательности, чтобы в них сначала уточнялись действия персонажей (заяц барабанит, Мишка дудит, кукла танцует). Одновременно с этим осознавались такие элементы звуковой культуры речи, как сила звучания  (тихо – громко), темп речи (быстро – медленно), интонация (спроси – ответь). А в конце дети вместе с педагогом составляют связный рассказ по освоенной теме:

« Собрались друзья (поиграть). Заяц взял (барабан) и стал (барабанить). Мишке понравилась (дудочка). Он начал (дудеть) и сказал кукле: (Потанцуй!». Кукла пошла (танцевать). Всем было (весело)».

Затем вместо уже названных персонажей называются другие, и рассказ составляется снова.

В совместном рассказывании уточняются представления ребенка о структуре высказывания и о способах связи между его частями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию здорового образа жизни "Безопасность на дороге"

Работа с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию здорового образа жизни "Безопасность на дороге"...

Консультация для воспитателей Дидактические принципы фольклорных занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи.

Разработка  конспекта ( занятия) для детей  старшего  дошкольного  возраста   по развитию звуковой  культуры речи.  Программное содержание:1. Основные упра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Звуковая культура речи: звук И»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастапо теме: «Звуковая культура речи: звук И»...

Современные формы, методы, приемы работы с детьми 4-5 лет по развитию звуковой культуры речи

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...

Консультация: «Особенности организации взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста по воспитанию звуковой культуры речи"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...