Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Посуда».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кочеткова Ирина Александровна

Данная непосредственно образовательная деятельность поможет  уточнить и расширить словарь детей по теме: «Посуда»; способствует развитию  у детей умения составлять загадки-описания по образцу со  зрительной опорой; совершенствует грамматический строй речи у детей; помогает развивать у детей мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве; формирует навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности; воспитывает бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda_-nod_v_sredney_gr.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней  группе на тему: «Посуда».

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно- эстетическое».

Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь по теме: «Посуда».

Развивать умение составлять загадки-описания по образцу с зрительной опорой.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи: развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.

Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая, красная, жёлтая, зелёная, синяя; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.

Форма проведения: игровая обучающая ситуация.

Материалы и оборудование: картинка-загадка, стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображением посуды, «дерево с посудой», макет шкафа для посуды, самовар на небольшом табурете-подставе с вышитой салфеткой, плоскостное изображение чайных чашек с горячим чаем, магазин-витрина с предметами посуды, набор красивой посуды от Федоры (сюрприз), костюм бабушки Федоры.

Логика образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Педагог: «Запоминает наша голова

Важные поступки и умные слова. (Дети гладят себя по голове).

Слушаем внимательно…(Подносят руки к ушам).

Смотрим обязательно…(Подносят руки к глазам).

Взрослых не перебиваем…(Грозят указательным пальцем).

Знаний много получаем..(Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие?

Дети: Хотим.

Педагог: А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовёте предметы, которые здесь у меня спрятались на картинке.

Дети рассматривают картинку-загадку с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.

Педагог: А как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети: Посуда.

Педагог: Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся в путешествие?

(Предположения детей).

Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-приключения.

(Обнимает детей, ласково приговаривая).

Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться  нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперёд. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.

Дети вместе с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок и останавливаются перед самоваром, который стоит на табурете.

Педагог: А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке,

Самовар стоит,

Словно жар горит.

Ребята, кто помнит загадку про самовар?

Дети: (Построчно или хором).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела!

Педагог: В таком нелёгком путешествии нам придётся много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему: проговорим загадку, сделаем зарядку и пойдём дальше.

Дети ещё раз повторяют загадку, чётко проговаривая каждое слово. Педагог предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева», на ветках которого вместо плодов висит игрушечная посуда.

Педагог: Чудо-дерево растёт,

Чудо-чудо-чудное, расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А тарелочки да чашки,

Поварёшки на нём!

Дети, какие предметы посуды вы видите на этом чудном дереве? (перечисляют все предметы).

Игра: «Что лишнее?»

А как вы думаете все ли предметы на дереве относятся к посуде? (нет, не все).

Какие предметы здесь лишние? Почему? (Яблоко не относится к посуде – это фрукт и т.д.) (при объяснении лишний предмет снимается с дерева).

Педагог: Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Все готовы, ребятишки?

И девчонки, и мальчишки?

Игру мы дружно начинаем,

Посуду ласково называем.

Игра: «Назови ласково».

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка, кастрюлечка, блюдечко, чашечка и т.д.

Педагог: Молодцы, ребята! Дружно справились с заданием. Продолжим наше путешествие.

Мы оказались на лесной полянке. Но что это? (Обращает внимание на разбросанные картинки с изображением посуды. Дети рассматривают их. Появляется Федора)

Федора: Ой-ой-ой,ой-ой-ой!

Вы в канаву упадёте,

Воротитеся домой!

Вы утонете в болоте!

Ой, вы бедные сиротки мои,

Воротитеся домой!

Педагог: Дети, вы узнали, кто это?

Дети: Это бабушка Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие). Вы узнали меня?

Дети: Да.

Федора: Знаете, из какой сказки я пришла?

Дети: Из сказки: «Федорино горе».

Педагог уточняет у детей, помнят ли они автора этой поучительной сказочной истории. При необходимости взрослый называет сам – Корней Иванович Чуковский.

Федора: Знаете, какое у меня горе?

Дети: Убежала посуда.

Федора: А почему вся посуда убежала от меня?

Дети: Не любила, била, запылила, закоптила, загубила.

Педагог: Ах ты несчастная Федора.

Федора: (плачет) Что же мне делать теперь?

Педагог: Ребята, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой.

Дети: Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.

Федора: Ох, не буду, ох, не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Помогите мне, ребятки, поухаживать за ней!

Педагог: Давайте покажем Федоре, как ухаживают за посудой.

Дети имитируют мытьё посуды.

Мы почистим тебя песочком,

Окатим тебя кипяточком,

Вытрем тебя полотенчиком.

И ты будешь опять

Словно солнышко сиять!

Федора: Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать. Помогите мне, ребята, вернуть посуду домой.

Ребята вместе с педагогом поднимают картинки с изображением посуды и «расставляют посуду в «шкаф»-макет.

Педагог: Куда поставим чашку, блюдце, сахарницу, заварочный чайник?

Дети: На первую полочку.

Педагог: Тарелки?

Дети: На вторую полочку.

Педагог: А где будут храниться кастрюля, сковорода, чайник?

Дети: На третьей полочке.

Педагог: Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! У каждого предмета или вещи должно быть в доме своё место, Федора!

Федора: Спасибо, ребятки, за помощь. А теперь я вам загадаю загадки: «Сама не ем, а людей кормлю» (ложка)

«Сделаны они из стекла, предназначены для напитков: сока, молока» (стаканы)

«На огне я стою, еду вкусную варю» (кастрюля).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Педагог: Ребята, но чтобы посуде было хорошо у Федоры, давайте сядем и расскажем, что мы знаем о посуде. Садись, Федора, послушай.

На столах картинки с изображениями посуды. Дети называют посуду, изображённую на картинках, рассказывают, из каких частей она состоит и для чего предназначена.

Федора: (уточняет) Кружка нужна для того, чтобы из неё…( пить чай). Сковорода нужна для того, чтобы на ней…(жарить котлеты). Кастрюля нужна для того, чтобы в ней…(варить суп). Чайник нужен для того, чтобы в нём…(кипятить воду).

Федора благодарит детей за подсказки и предлагает конверты с «разбитыми чайными чашками».

Игра: «Разбитые чашки».

Федора: Посмотрите, какие красивые чашки у меня на картинках, а в конвертах – такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Дети выполняют задание, Федора понарошку угощает их горячим чаем.

Игра: «Горячий чай».

Федора: Посмотрите, какой чай в чайных чашках. Он горячий, над чашкой поднимается пар. Возьмите чашку с чаем так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вытянув губы трубочкой. Не раздувайте щёк!

Чашка должна находиться на расстоянии не более 10см от губ ребёнка, игру повторить 2-3 раза.

Федора: Ребята, одна часть посуды у меня разбилась, другая – в лесу заблудилась. Подскажите, а где можно купить посуду?

Ответы детей.

Педагог: Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмём Федору с собой. Познакомим её с магазином.

Дети идут по стрелочкам дальше. Подходят к «витрине».

Игра: «Магазин посуды».

Дети выступают в роли покупателе, а педагог – в роли продавца.

Педагог: Для того, чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно рассказать о любом предмете посуды, не называя его.

Федора: Можно, я первая куплю? Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из неё едят суп. Что я хочу купить?

Дети: Тарелку.

Педагог: Молодец, Федора! Ты правильно составила загадку. И ребята молодцы – отгадали её и мне, продавцу, было понятно, что ты хотела купить.

Педагог подаёт Федоре тарелку, она кладёт её в сумку. Аналогично составляют загадки все дети. Федора благодарит детей, прощается и уносит домой сумку с посудой.

Педагог: Дорогие ребята, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось?

Ответы детей.

 Педагог: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы,молодцы, замечательно справились с зданиями, были внимательными, помогли Федоре, попавшей в беду, научили её пользоваться посудой.

Возвращается Федора и ещё раз благодарит детей за помощь.

Федора: Дети, я приготовила для вас сюрприз. (показывает набор красивой  посудки.)Что это?

Дети: Посуда.

Дети благодарят Федору за сюрприз, прощаются и возвращаются в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»

Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда на тему: «посуда» в средней группе.

-обогащение активного словаря на тему «посуда».-совершенствовать употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.-развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Секреты посуды»

Уточнить  и расширить  представления о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.Активизировать словарь  - прозрачная, хрупкая.Фор...