Конспект занятия по развитию речи (комуникации) в старшей группе "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Андрюшина Ольга Петровна

Этот материал позволит провести интересное занятие на тему хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"Хлеб - всему голова".

Цель: закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме, учить образовывать родственные слова

Оборудование: демонстрационный материал — колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса, початок кукурузы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники,

Ход занятия

  1. Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили.

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам —….  

                                              Дети: хлебом.

  1. Беседа о хлебе

Воспитатель:  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О хлебе.

Воспитатель:  Откуда берегся хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

Дети: С поля, из пшеницы делают.

Воспитатель:  Какие вы знаете зерновые растения

Дети:  Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.

Воспитатель загадывает загадку:

Золотист он и усат.

В ста карманах сто ребят.

          Дети: Колос.

Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

         Воспитатель: Посмотрите  из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

 Чем похожи колосья ржи и пшеницы?

          Дети: Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.

Воспитатель: предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.

          Воспитатель: Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

  1. Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь и согласовании их с существительными.

         Воспитатель: поле, на котором выращивают рожь.  Дети: ржаное поле.

         Воспитатель:  поле, на котором выращивают пшеницу.  Дети: пшеничное поле.

         Воспитатель: колосок пшеницы.  Дети: пшеничный колосок.

         Воспитатель: колосок ржи.  Дети: ржаной колосок.

         Воспитатель: мука из пшеницы. Дети:  пшеничная мука.

         Воспитатель: мука из ржи.  Дети: ржаная мука.

         Воспитатель: хлеб из пшеницы. Дети: пшеничный хлеб.

         Воспитатель: хлеб из ржи.  Дети: ржаной хлеб.

         Воспитатель: тесто из пшеничной муки.    Дети: пшеничное тесто.

         Воспитатель: тесто из ржаной муки.   Дети:  ржаное тесто.

         Воспитатель: из кукурузы делают масло.     Дети:   кукурузное масло

  1. Физкультминутка

Едем в поле.

Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали

Подпрыгивают,

В яму заехали

Приседают,

Горки объехали

делают повороты вправо и влево.

И на поле приехали.

 Воспитатель задает вопрос, дети отвечают все вместе.

  • На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья — они все разные: один высокий, а другой ...(низкий)
  • Один большой, а другой ... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).
  • Это большое поле, а маленькое — полюшко.
  • Это колос, а это маленький ... (колосок)
  • Это пшеница, а это ... (пшеничка)
  • Это кукуруза, а это ....(кукуруза)
  • Это зерно, а это ... (зернышко)
  • Это стебель, а это ...(стебелёк)

  1. Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб

      Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.

Назовите хлеб ласково. — Хлебушек.

Назовите крошки хлеба. — Хлебные крошки.

Вкусный и полезный квас из хлеба. — Хлебный квас.

Посуда для хлеба. — Хлебница.

Человек, который выращивает хлеб. — Хлебороб.

Человек, который печет хлеб. – Хлебопек.

Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка.

Завод, где выпекают хлеб. — Хлебозавод.

  1. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.

Хлеб — всему голова.

Хорошо трудиться — хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Работай до поту — так и поешь в охоту.

Много снегу — много хлеба.

Хлеб — наше богатство.

  1. 7. Учимся рисовать хлеб. Воспитатель: Давайте с вами нарисуем хлеб.
  2.       Он рисуется как овал с полосками сверху.(батон белого хлеба)

  1. Итог занятия. Воспитатель спрашивает у детей

— Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему"?

  Дети: К хлебу надо относиться бережно.

             Хлеб проходит долгий путь, чтобы попасть к нам на стол.

            Это труд многих людей.