«Путешествие в весенний лес» конспект занятия с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

       Данное занятие «Путешествие в весенний лес» для детей 5-6 лет способствует укрепить здоровье дошкольников через использование здоровьесбережения (массаж лица «Солнечный зайчик, массаж пальцев рук «Ежик» с колючим шариком, упражнения «Рыбка», «Пройти по мостику» для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, двигательная активность, слушание фонограмм «Шум леса», «Завывание волка»).

     В ходе занятия расширяется и активизируется детский словарь за счет подбора прилагательных к существительным, образования существительных в уменьшительно-ласкательной форме, ответов на вопросы, отгадывание загадок, рассказов о животных. Воспитывается у детей чувство любви и бережного отношения к животным, закрепляются правила поведения в лесу.

      Конспект занятия предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в весенний лес»

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий в старшей группе

Задачи:

Способствовать укреплению здоровья детей через использование здоровьесберегающих педагогических технологий: самомассаж лица и пальцев рук, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, двигательная активность.

Расширять и активизировать детский словарь: подбирать прилагательные к существительным, образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, отвечать на вопросы  предложением.

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к животным, закрепить правила поведения в лесу.

Методы:

- подбор прилагательных к существительным, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

- массаж лица «Солнечный зайчик»,  массаж пальцев рук с колючим шариком «Ежик»;

- закрепление правил поведения в лесу;

- слушание фонограмм «Шум леса», «Завывание волка»;

- дыхательное упражнение;

- дидактическая игра «Подбери словечко»;

- упражнения: «Прыжки с кочки на кочку», «Рыбка», «Пройти по мостику»;

- выполнение движений по тексту;

- подвижная игра «Волк и зайчата»;

- отгадывание загадок;

- вопросы;

- рассказ о животных.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о жизни и повадках диких животных, сезонных изменениях в природе; рассматривание иллюстраций, картинок животных, природы в разные времена года; разучивание стихотворений, чтение рассказов о животных, рисование, лепка, аппликация.

Материал:

Символ «Солнышко»; фонограммы «Шум леса», «Завывание волка»;

колючий шарик; игрушки (заяц, медведь, лиса, ежик); мягкие плоские подушечки «Кочки», из ткани «Рыбки», «Речка», «Дорожка здоровья».

Ход занятия

Зал украшен в весенний лес (дети входят в зал).

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее весеннее настроение.

Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (символ «Солнышко»).

А какое весной солнышко?

Дети: Весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое и т.д.

Воспитатель: Представьте, что тёплые лучики солнышко коснулись нашего лица, давайте ощутим его прикосновение.

Массаж лица «Солнечный зайчик».

Солнышко проснулось, 

Лобика коснулось, 

Лучиками провело, 

И погладило, и погладило.

Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.

Ходит пальчик по дорожке: 

Вверх-вниз, вверх-вниз, 

Будут розовыми щечки: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

Пальчиками перебирая по щекам вверх-вниз.

-Дождик, дождик, веселей! 

Капай, капай, не жалей! 

Хлопать по щечкам.

Только нас не замочи! 

Зря в окошко не стучи! 

Погрозить пальчиком.

Солнышко проснулось, 

Лучиками провело, 

И погладило, и погладило.

Улыбнуться, пальчиками погладить лобик, щечки.

Воспитатель: Давайте ненадолго отправимся в путешествие в весенний лес. В лесу надо соблюдать правила поведения. Какие это правила?

Дети: Нельзя разводить костры, ломать ветки, вытаптывать траву, собирать букеты цветов; стараться не шуметь; убирать за собой мусор…

Воспитатель: Отправляемся в путешествие! Вставайте в круг, закрывайте глазки.

Раз, два, три повернись и в лесу очутись! (звучит фонограмма «Шум леса»). Вот мы и оказались в весеннем лесу, что вы слышите?

Дети: Пение птиц, шум ветра, шорох листвы…

Воспитатель: Как хорошо дышится в лесу, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательное упражнение: Вдыхаем носом, а выдыхаем через рот (3-4 раза). Молодцы!

Воспитатель: А какие животные живут в лесу?

Дети: Медведь, лиса, волк, заяц, ёж, белка…

Воспитатель: Как называются одним словом животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Почему они называются дикими животными?

Дети: Дикие животные живут в лесу, они сами о себе заботятся, устраивают жилище, находят себе пищу… Их дом – это лес.

Воспитатель: А кто там прячется за кустом?

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку… (заяц). (Куст, игрушка – заяц).

Воспитатель: Посмотрите, зайка прижал ушки, почему зайка прижал ушки? (боится). Зайка боится, он какой?

Дети: Трусливый, пугливый.

Воспитатель: Кого боится заяц в лесу?

Дети: Волка, лису, медведя.

Воспитатель: Потрогайте его. Какой он?

Дети: Пушистый, беленький.

Воспитатель: Каким цветом у зайца шубка весной? (серая). Почему зайца не видно зимой на снегу?

Дети: Заяц зимой белый и снег белый.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Наступила долгожданная… весна.

Всё ярче светит весеннее… солнышко.

С крыш домов капают… сосульки.

На деревьях набухают… почки.

С тёплых краёв прилетают… птицы.

Появляются первые… проталины.

И побежали… ручейки.

Воспитатель: Давайте осторожно будем перепрыгивать с проталинки (мягкие плоские подушечки) на проталинку, чтобы не намочить ноги.

Упражнение «Прыжки с кочки на кочку».

Воспитатель: А кто это?

По оврагам, по завалам

Ходит зверь хозяйским шагом,

Любит он душистый мёд,

Да малину с веток рвёт… (медведь) (Игрушка – медведь).

Воспитатель: Что любит покушать медведь?

Дети: Мёд, малину…

Воспитатель: Мишку называют лакомкой, а ещё он любит рыбку ловить у реки. Давайте угостим мишку рыбкой.

Упражнение «Рыбка» для профилактики плоскостопия.

Воспитатель: Снимем носочки, сядем вокруг речки, руки в упоре на полу за спиной, пальцами ног зажимаем хвостик рыбки и поднимаем правой и левой ногой.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело нырять,

Рыбка, рыбка золотая,

Мы хотим тебя поймать.

Воспитатель: Вот сколько, много рыбок поймали. Угощайся, мишка.

Как нам перейти речку? Давайте построим мост. Вот и мост (дорожка «Здоровья» с палочками для профилактики плоскостопия). Дети переходят по дорожке через речку. Упражнение «Пройти по мостику».

 Посмотрите, здесь какие-то следы. Куда они ведут? (Норка, игрушка-лиса).

Хитрая лисичка

По лесу идёт.

Хитренько по снегу

Хвостиком метёт.

Поджидает зайку,

Поджидает мышку,

Опасайтесь звери,

Рыжую плутовку!

Воспитатель: Какие звери опасаются лису?

Дети: Зайцы, мышки.

Воспитатель: Почему? Правильно, лиса-хищница. Какая лиса?

Дети: Рыжая, пушистая, шустрая, ловкая, быстрая, красивая, нарядная.

Воспитатель: Давайте ласково назовём лису.

Дети: Лисичка, лисонька, лиса…

Воспитатель: Лисичка приглашает вас на весёлую зарядку (движения выполняются по тексту).

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк волчище.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог,

Лучик ёжика коснулся, 

Ёжик сладко потянулся.

Воспитатель:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной.  (ёж).

Воспитатель: А вы знаете, что ёж очень бесстрашное животное, он вступает в неравную схватку с ядовитой змеёй и поедает осиные и пчелиные гнёзда, не боясь укусов. Всё это потому, что ежи могут переносить яды, от которых другие животные могут умереть.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Ежик (колючий шарик). Он круглый, колючий. Давайте с ним поиграем.

Массаж «Ежик».

Под сосной живёт ежонок.

Много у него иголок.

До чего же он хорош – 

Весь на щёточку похож!

А захочется еды – 

Ёж пойдёт искать грибы. 

Мяч между ладошками, круговые движения в одну сторону, в другую.

Воспитатель: (Запись завывания волка, голос издалека).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный.  (Волк).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит волк крючком

Уши серые торчком.

Воспитатель: Слышите – это воет волк. Когда воет волк?

Дети: Когда голодный.

Воспитатель: Волк воет, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но волк может выть и весной и осенью от голода.

Воспитатель: Наш волчонок сытый и добрый. Давайте поиграем в игру «Волк и зайчата».  Саша будет волком, а вы – зайчата. Представьте, что зайчата не трусливые, а озорные, шаловливые, подшучивают над волком, а волк их конечно ловит. Зайчата убегают, но если волк поймает, то отпустит зайчонка тогда, когда он  скажет, какой волк?

Подвижная игра «Волк и зайчата».

Воспитатель: Молодцы, зайчата – быстрые, ловкие, шустрые, смелые…

Звучит фонограмма «Шум леса».

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесными жителями.

Встанем в круг, закроем глаза.

Раз, два, три – повернись, в детском саду очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. Мне с вами было так интересно путешествовать. А вам понравилось? Что интересного вы узнали? Что запомнилось? Что вам понравилось? Кому вы расскажите о сегодняшнем путешествии? Молодцы!

Давайте сделаем коллаж «Лесные жители весной».

Используемая литература

1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / пособие для воспитателей детского сада / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

2. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей и родителей [Текст]  / под ред. А.И.Максаковой. – 3-е изд. испр. и доп.  – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 152 с.

3. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 138 с.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Кн. для воспитателей детского сада: из опыта работы [Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.

5. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования. Учебно-методическое пособие [Текст]  / Кемерово, 2011. – 495 с.