Упражнения для детей младшей группы по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Волякова Татьяна Александровна

Простые упражнения которые помогут детям правильно говорить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_slovarya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для детей младшей группы по речевому развитию

                             1.  Упражнение «Какой овощ пропустили?»

Цель: Познакомить детей с внешним видом и названиями овощей.

Задачи:  

- Обучающие: учить называть овощ в именительном падеже, единственном числе. Обогатить словарный запас детей словами: овощ, помидор, капуста, морковь.

- Развивающие: развивать разговорную речь детей, мышление, память.

- Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение в коллективе.

   Приёмы: Показ, рассматривание овощей, вопросы к детям.

Материалы: помидор, капуста, лук, морковь , огурец.(муляжи)

Описание: В гости к детям пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь».

Маша: Ребята сегодня у Мишки  день рождения и я несу ему в подарок корзину овощей.

Давайте их рассмотрим : Это что?( Помидор). Какой он? (Круглый, красный), (Рассматриваем все овощи)

Маша: А теперь мы с вами поиграем. Игра называется «Какой овощ пропустили?».

Правила такие: я буду называть все овощи по очереди, но один какой-то овощ я пропущу, а вы смотрите , слушайте и угадайте , какой овощ я не назвала.

(Маша раскладывает овощи на столе называя их ,пропускает МОРКОВЬ. Дети угадывают и говорят ,что Маша не назвала МОРКОВЬ) и т.д.

Маша: Молодцы, ребятки, вы справились заданием хорошо, правильно назвали все овощи которые я пропускала, а также помогали своим товарищам если они затруднялись с ответом.

(Маша прощается с детьми и обещает прийти к ним ещё и поиграть)

           

                         Грамматический строй речи                    

            2.   Формирование морфологической стороны речи.

                                 Упражнение «Чего не стало?»

Цель: Познакомить детей с внешним видом и названиями овощей и фруктов.

Задачи:

-Обучающие: учить узнавать и называть овощи и фрукты. Научить детей употреблять правильные грамматические формы слов

- Развивающие: развивать диалоговую речь, внимание, память, мышление.

- Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение в коллективе.

Приёмы: Показ, рассматривание овощей и фруктов, вопросы к детям.

Материалы:  картошка, яблоко, апельсин, груша, свекла, чеснок

Описание: В гости к детям пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь».

Маша: Здравствуйте, ребятки . Я иду в гости к Мишке и решила зайти сначала к вам .

Я хочу с вами поиграть. Игра называется «Чего не стало?». Сначала мы рассмотрим что лежит в моей корзинке, а потом я объясню правила игры. (дети с Машей рассматривают овощи и фрукты, называют их характерные особенности)

Маша: Слушайте правила игры. Фрукты и овощи будут лежать на столе. Сначала  вы закроете глаза, а я спрячу что-нибудь за ширму, потом вы откроете глаза , посмотрите и скажете чего же не стало.( Маша по очереди прячет фрукты и овощи за ширму , а дети отгадывают и называют то, чего не стало)

Маша: Молодцы, ребятки, вы справились заданием хорошо, правильно назвали все овощи и фрукты, которые я прятала, а также помогали своим товарищам , если они затруднялись с ответом.

(Маша прощается с детьми и обещает прийти к ним ещё и поиграть)

                                   

3. Формирование синтаксической стороны речи.

                    Упражнение «День рождения Мишки».

Цель: Учить детей классификации предметов: посуда, мебель.

Задачи:

-Обучающие: учить детей понимать и использовать в речи грамматические средства.

- Развивающие: развивать речь, память, мышление.

- Воспитательные: воспитывать доброту, желание помочь.

Приёмы: Рассматривание кукольной посуды и мебели, описание какие они и для чего нужны.

Материалы: Набор кукольной посуды, набор кукольной мебели.

Описание: В гости к детям пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь».

Маша: Здравствуйте, ребятки, сегодня у Медведя, моего друга, день рождения .Мы с вами тоже приглашены. Покружились, покружились и у Мишки дома очутились. Посмотрите, стоит стол. Надо его накрыть для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он, большой или маленький? (самовар большой ,заварочный чайник маленький).

Из чего Мишкины гости будут пить чай (из чашек)

Красивые чашки поставим на стол, чего ещё нет (блюдец)

Чашка должна быть с блюдцем.

Что ещё нужно поставить на стол? и т.д.

Когда придут лесные зверушки в гости, их надо будет посадить за стол. Зайка сядет на стул, белка в кресло, ёж на диван. (дети рассматривают посуду и мебель и называют для что для чего предназначено.)

Маша: Какие вы сегодня молодцы. Вы не только назвали и показали правильно посуду и мебель, но и помогли Мишке накрыть стол к приходу гостей. Он вам будет очень благодарен.

3.  Словообразование

                             Упражнение «Страшный зверь».

Цель: Формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детёнышей.

Задачи:

-Обучающие: учить употреблять правильно  в речи названия взрослых животных и их детёнышей. Способствовать освоению диалоговой речи. Обогатить словарный запас детей.

-Развивающие : развивать память, мышление, внимание.

-Воспитательные : воспитывать доброту, желание помочь.

Материал: предметные картинки.

Описание:  В гости к детям пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь»

Маша: Здравствуйте, ребятки. Я сегодня почитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте и там где я остановлюсь и покажу картинку, вы скажете нужное слово. Слушайте и смотрите внимательно.

Маша : У девочки Даши была кошка с (котятами), собака со (щенятами), утка с (утятами), курица с (цыплятами), коза с (козлятами). Как-то раз утята убежали к реке и стали плавать, а котята, щенята , цыплята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат «Тра-та-та». Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к (кошке), щенята к (собаке), цыплята к (курице), утята к (утке),козлята к (козе).

Маша: Молодцы, ребятки, вы хорошо справились с заданием. Были очень внимательны и с вашей помощью все зверушки остались со своими мамами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

Описание игр и упражений по развитию познавательных способностей у детей младшей группы....

Кружок "Говорушки" для детей 2 младшей группы по речевому развитию

В материале предоставлен план ведения кружка по ознакомлению детей 2 младшей группы с устным народным творчеством....

Конспект НОД для детей младшей группы по речевому развитию "Теремок"

НОД по сказке "Теремок " с элементами драматизации...

Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"

Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"...

Конспект открытого занятия для детей младшей группы по речевому развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Тема занятия: «Что такое хорошо, что такое плохо?»Цели: формировать умение детей разбираться в нравственных ситуациях, углубить знания детей о полезных и вредных поступках; расширить спосо...

Конспект занятия для детей младшей группы по речевому развитию. Тема: «Наши любимые игрушки».

Конспект занятия для детей младшей группы по речевому развитию. Тема: «Наши любимые игрушки». Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа) Интеграция образовате...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...