Учебный план по развитию речи во 2-младшей группе « Непоседы» Образовательная программа «Мир открытий»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Войтенко Евгения Ивановна

План разработан по программе "Мир открытий"Для 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2-ya_madshaya_gruppa_mir_otkrytiy.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая

МБДОУ №1 детский сад №1 «Тополек»

Бутенко Светлана Михайловна

_____________________

                                                                                        подпись

Учебный план

по развитию речи во 2-младшей группе

                  « Непоседы»

Образовательная программа «Мир открытий»

Составила:

Войтенко Евгения Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад №1

I квалификационная категория

Тарасовский   2015г    

Пояснительная записка

Основные концептуальные идеи программы

«Мир открытий»

    Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий»-документ нового  поколения ,разработанный на основе фундаментальных исследований в отечественной педагогике и психологии ,воплотивший результаты новейших достижений мировой науки о дошкольном детстве и отвечающий запросам современного общества к воспитанию ребенка от рождения до поступления в школу.

Концептуальные идеи примерной программы «Мир открытий»основываются на системном анализе образовательной ситуации в современной России.  Выявлены основные тенденции и намечены пути поиска новых ответов на приоритетные  вопросы современного образования;

-Каким видит современное общество человека будущего?

-Какие качества нужны будущему выпускнику дошкольного образовательного  учреждения ,школы, колледжа?

-Как организовать современный образовательный  процесс, чтобы создать оптимальные  условия для успешности человека в учебе, будущей профессии и жизни во всех ее проявлениях?

-Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с поставленными целями?

-Как подготовить педагога к решению стоящих перед ним задач?

Программа» Мир открытий» определяет цели ,задачи, содержание, основные условия организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении и предлагает конкретный педагогический инструментарий их успешной реализации с позиций непрерывности образовательного процесса на протяжении всей жизни человека

  Программа и сопутствующие ей документы(Методические рекомендации, Система мониторинга) в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре ,содержанию, условиям реализации и результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования(Приказы Минобрнауки №655 от 23 ноября 2009 г и  №2151 от 20 июля 22011 г.

   В центре программы «Мир открытий»- современный ребенок .Он не такой ,каким был его сверстник несколько десятилетий назад, И не потому, что изменилась природа самого  ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально  изменилась жизнь ,предметный и социальный мир ,ожидания  взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.  Поэтому современная образовательная программа ориентирована на формирование интегративных качеств личности дошкольника и развитие универсальных способностей, дающих человеку ключ к успешной самореализации в быстро изменяющемся мире.

Основная цель программы «Мир открытий»-непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем(позновательных,социальных,нравственных,художественно-эстетических,исследовательских) в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями ,что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира ,готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Приоритетные задачи  дошкольного образования в программе «Мир открытий»;

-сохранение и укрепления здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности, создание комфортных условий жизнедеятельности ,в которых ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том , что его любят, о нем заботятся;

-развитие физических, интеллектуальных и личностных  качеств ,содействие полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями ;формирование общей культуры личности.

-создание обогащенной предметно-пространственной среды ,способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности ,проявлению  у него любознательности и творчества,      накопления разнообразного опыта в игре и  экспериментировании;

-организация  содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, направленная на естественную адаптацию и социализацию в современной   социо-культурной  среде;

-ориентация на  сензитивные периоды для развития тех способностей, формирование которых в последующие годы будут уже не таким успешным(овладение речью ,двигательными навыками ,развитие  познавательных  интересов и творческого воображения),формирование предпосылок  учебной деятельности.

   Программа позволяет естественным образом –в процессе основных видах деятельности(игровой,позновательной,художественно-творческой,двигательной,музыкальной,исследовательской и др,)-помочь ребенку открыть основные законы окружающего мира  ,общества детей и взрослых ,а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями.

                                 Возрастные  особенности детей четвертого  года жизни.  

     В младшем дошкольном возрасте  происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуется все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения средние антропометрические показатели к четырем годам следующие; мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят  15,9кг при росте 100,7.см .При этом главный показатель нормы- комфорт и хорошее самочувствие ребенка.

     Развитие моторики и становление двигательной активности.

     Дети активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках. Ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов. Движения малышей становятся более разнообразными и координированными. Однако большинство детей четвертого года жизни не в полной мере согласуют движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Дети часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук.

    Дети 3-4 лет в своей самостоятельной деятельности широко используют разные виды ползания: на четвереньках, опираясь на колени и ладони, ступни и ладони, колени и предплечья. Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов в даль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей все более координированными. К четырем годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение руки вниз, назад и в сторону и т.д. Однако замах рукой еще слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза.

    На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более  преднамеренный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению  и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.

    Психическое развитие.

    Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое мнение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого. На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение со взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения со взрослым формируются привычки и эталоны поведение ребенка. Взрослый по-прежнему главный партнер по общению, однако, в этом возрасте начинает усложняться общение детей со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников– партнеров  по общению, не демонстрируя привязанности к кому - либо из детей.

     Появляется сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дети 3-4 лет в сюжетно - ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Поглощены процессом выполнения действий, действия не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10-15 минут. Основные темы взяты из повседневной жизни, знакомой ребенку, - семья, детский сад, сказки, мультфильмы. В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

      Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, Л.С.Выготский называл память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать  одни тексты по несколько раз. У большинства, детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел (в мультфильмах, в своем окружении), появляются зачатки произвольности запоминания.

      Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно наблюдать. Рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет – это возраст формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цветах, размерах, однако сенсорные эталоны пока являются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом, они не абстрактны.

       Активно развивается речь ребенка. Пассивный словарный запас значительно превышает активный – ребенок может хорошо понимать обращенные к нему слова взрослого, но пока не  в состоянии полноценно поддержать диалог, ответы его, как правило, односложны, повторяют слова взрослого, речь ситуативна. Постепенно в словаре формируются обобщающие слова, близкие к опыту ребенка. – одежда, игрушки т.д., - и он начинает активно их использовать, согласуя в роде, числе, падеже. Этот возраст является сензитивным для развития речи детей – они легко схватывают слова и речевые обороты, копируют акценты и произношение, поэтому важно, чтобы взрослый в общении с ребенком говорил правильно и красиво. Дети в биэтнических семьях начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий.

      Благодаря развитию речи и общению со взрослыми формируется мышление ребенка, до 3,5-4 лет ведущим является наглядно-действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Это происходит благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи со взрослением.

      Познавательное воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно – образного мышления: ребенок начинает отделять образ от предмета, используя его в процессе мышления и воображения. В ситуациях негативных эмоциональных переживаний ребенок в воображении призывает на помощь героев сказок, снимая угрозы с собственного «Я». В этот период можно услышать истории-фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое. Под влиянием своих чувств и переживаний дети уже пытаются сочинять истории, сказки, стихи (как правило даже не задумываясь, о чем будет сюжет).

      Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно направлять его на предметы.

     Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен (лабилен), его благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем лучше близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития, ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.

     Центральным механизмом развития личности в этот период является подражание, ребенок копирует поступки взрослых, еще не осознавая их смысла. Уже в 3 года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Дети уже к 3,5 годам могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности: достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания начинается в этом возрасте с отделения себя от других, с появления чувства «Я» и позитивного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен , что его имя признается, так постепенно формируется базовая установка самосознания: Я - Миша (Маша) хороший (ая).

      Особое внимание при работе с детьми четвертого года жизни следует обратить внимание на развитие самостоятельности. Не случайно любимым выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание ребенка проявлять самостоятельность, поддерживать желание что-то самостоятельно выполнить, сделать. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку. Что он уже может САМ справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).

      На четвертом году жизни только начинает формироваться произвольность поведения, деятельность ребенка носит еще неустойчивый характер. Произвольность деятельности предполагает наличие умения удержать в сознании цель деятельности, планировать. На устойчивость и результативность деятельности большое влияние оказывает предположение детям значимого в их глазах мотива деятельности ( в этом возрасте дошкольников привлекает мотив сделать что-то для себя, для своей игры). Мотив общественной пользы еще малоэффективен. Происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности. Более четко это проявляется при постановке цели, слабее – при планировании и реализации принятой цели.

Образовательная область «Развитие речи»

     Образовательные задачи:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  • Обогащать словарь, необходимый для общения;
  • Учить использовать при общении доступные речевые средства;
  • Приобщать к использованию простых форм речевого этикета (здравствуйте, до

свидания, спасибо, пожалуйста);

  • Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия;
  • Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями);

Словарь

  • Расширять и активизировать словарный запас (названия и значение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели), их качеств, действий с ними;
  • Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы);

Звуковая культура речи

  • Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы);
  • Учить произносить гласные и простые согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц);
  • Развивать речевой слух, речевое дыхание;
  • Тренировать артикуляционный аппарат;
  • Вырабатывать правильный ритм и темп речи;
  • Развивать интонационную выразительность;

Грамматический строй речи

  • Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под);
  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже;
  • Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения и использованием определений, дополнений, обстоятельств;
  • Помогать пользоваться предложениями с однородными членами;

Связная речь

  • Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности, по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при рассматривании предметов, картин, в ходе наблюдений;
  • Формировать простейшие формы монологической речи ( с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях).

Содержание психолого-педагогической работы

     Развитие всех компонентов устной речи детей (логической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) происходит в различных формах и видах детской деятельности. Практическое овладение воспитанниками норами речи.

     Словарь

     Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Дети учатся различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы (Что это? Кто это?), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек. Животных, их состоянием, возможные действия человека (Что делает? Что с ним можно делать?). такое обучение проводится в играх «Что это?», «Скажи, какой?», «Кто что умеет делать?».

      Воспитатель создает ситуации, когда от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) дети постепенно переходят к перечислению свойтсв, внутренних качеств предмета, его характеристике (например, в игре «Кто больше скажет слов о кукле? Какая она?»).

      Воспитатель формирует у детей понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка – это одежда, кукла, мяч – это игрушки, чашка, тарелка – это посуда), развивает умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд – окна, вагоны, колеса).

      Звуковая культура речи

      Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.

     Воспитатель учит детей вслушиваться в речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Проводятся игры «Кто как кричит?», «Что звучит?». Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду». Колокольчик звенит «динь-динь». Тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

     Дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала: шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы – идет дым из трубы»), потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка-мишка).

     Воспитатель проводит работу по воспитанию у детей интонационного чутья, темпа, речи, силы голоса. Для развития речевого слуха организуются игры «Что сказал Петрушка?», «Угадай, кто позвал?». Для формирования речевого дыхания проводятся упражнения на поддувание «Сдуй с ладошки снежинку», «Кораблики» (дети дуют на кораблики в тазу с водой).

     Грамматический строй речи

     Воспитатель создает мотивационные установки, в которых происходит развитие понимания детьми правильной формы слова и использования в речи грамматических средств, а также активный поиск ребенком нужной в данной ситуации формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленький зайчик, длинные уши, короткий хвост). В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).

     Использование  пространственных предлогов (в, за, на, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати) Игра «В прятки» помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах; дети, находя эти места, правильно называют слова с предлогами).

     Проводится работа по закреплению глагольной лексики. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрятать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает – не летает», «Кто что делает»).

     Дети обучаются способам словообразования с помощью разных суффиксов (заяц-зайчонок - зайчата; сахар - сахарница, хлеб – хлебница). Детей знакомят также со способами образования глаголов на материале подражаний (воробей чик - чирик – чирикает, утка кря – кря – крякает, лягушка ква – ква- квакает). На материале названий игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в лапки барабан? Дудочку? Трубу?» - такие вопросы подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее свое название. Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?» «Какие профессии вы знаете? Что делает продавец? Строитель?».

     В работе над синтаксисом воспитатель развивает умение детей строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет… пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены, составляя предложения по картине.

     Связная речь

     Любая образовательная ситуация строится педагогом так, что дети встают перед необходимостью рассказать, описать, спросить, включиться в диалог и пр., т.е. сама ситуация побуждает ребенка к высказываниям. Развитию речи уделяется внимание практически в любом виде деятельности.

      В развитии связной речи прослеживается взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы). Дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

      Воспитатель учит детей при рассматривании картины сначала отвечать на вопросы по ее содержанию, а затем дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. При этом воспитатель формирует у детей представление об элементарной структуре высказывания. Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый привлекает внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай кто это», «Какая это игрушка», «Магазин». Дети находят описываемы объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке. Воспитатель создает игровые ситуации, в которых детям необходимо точно и правильно называть предмет (игрушку) и его признаки: «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?», игры – соревнования типа «Кто больше слов скажет про куклу… зайца… медвежонка?». Поощрением за правильные ответы является приз (ленточки, флажки, кружочки), что стимулирует активность детей.

      Умению быть внимательными при перечислении признаков, находить ошибки при описании предмета дети обучаются в играх «Что напутал Буратино?», «правильно ли сказал Незнайка?».

      При рассматривании игрушек или предметов дети отвечают на вопросы, описывающие свойства, качества, действия и назначение хорошо знакомых игрушек или предметов, и в результате подходят к составлению рассказов об игрушке. При описании предметов, и в результате подходят к составлению рассказов об игрушке. При описании предмет сначала называют (это… зайчик), затем раскрывают его качества, свойства, назначение, цвет, форму, далее переходят к особенностям, характерным признакам, а также его действиям (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: «Это… (лиса). Она… (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит… (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравиться… (играть с этой игрушкой)».

      Полученные в процессе организованной образовательной деятельности знания воспитатель включает в «систему знаний» в ходе проведения режимных моментов: прогулки, умывания, одевания, в утренние и вечерние часы. Так, в процессе умывания можно спросить у детей: «Где лежит мыло?» - «В мыльнице» (словообразование с помощью суффикса –ниц), «Одно полотенце – много полотенец» (использование множественного числа существительных) во время одевания воспитатель просит детей уточнить: «У Саши какая куртка?» - «красная, теплая, красивая…» (согласование прилагательных с существительными).

      В индивидуальном общении в утренние и вечерние часы можно подводить детей к рассказыванию из личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких. Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, можно научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая в совместное рассказывание и игру – драматизацию (после знакомства со сказкой «Теремок» можно организовать театрализованную игру по сюжету сказки, в процессе которой дети учатся передавать диалоги персонажей, развивается интонационная выразительность речи, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи).

      В самостоятельной деятельности также происходит закрепление приобретенных знаний: в процессе игр, рисования, рассматривания картинок в книгах активизируется словарный запас, формируются навыки связной речи

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(Приказ Минобрнауки  РФ от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных  образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ;развитие связной ,грамматически правильной диалогической монологической речи ;развитие речевого творчества ,развитие звуковой интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.          

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и  ее методическое обеспечение.  

В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группы положены результаты исследований , проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН(ныне –Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования)под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В создании конспектов занятий  принимали участие Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, и др.

Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных отделов речевой работы; обогащение и активизации словаря ,работы над смысловой стороной слова ,формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В основе предполагаемой системы лежит комплексный подход ,при котором на одном занятии и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические и фонематические упражнения с ними проводят  на уже знакомых словах и понятиях .Поэтому переход к построению связного высказывания становятся для ребенка естественным и нетрудным.

Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволят детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями , развить творческие способности ребенка в изобразительной ,музыкальной и художественно-речевой деятельности. Ребенок может выразить свои эмоции, чувства словам ,которое должно быть образным ,емким ,точным.

В программе раскрываются задачи и содержание работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного не только в условиях ДОУ ,но в  семье. Родители могут самостоятельно заниматься с детьми в соответствии с задачами речевого  и коммуникативного развития детей, которые представлены по возрастам.

                    Характеристика речевого развития детей

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам(правильное звукопроизношение ,становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы воспитателя, восклицания).                                    

Ребенок накапливает определенный запас слов ,содержащий все части речи.

Превалирующее  место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы  и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем ,начинается активное употребление прилагательных и местоимений.                        

У ребенка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляются множественное число, винительный  и родительный  падежи имени существительных, уменьшительно- ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения.

Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных ,получают отражение причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.            

Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и  повествовательного  типов. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.    

В этом возрасте дошкольники неверно произносят ( или совсем не произносят)  шипящие  (Ш,Ж,Ч,Щ,) сонорные(Р,Р;Л М)звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребенка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция ,сила голоса.                                                                                                                                  

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности .Далеко не все умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка .Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением родного языка.Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, они часто отвлекаются от содержания вопроса .Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение .                            

Эти и другие особенности речевого  развития детей четвертого года жизни определяют содержание работы по всем основным задачам.  

       

           Основные задачи работы по развитию речи детей                     

                               

            Воспитание звуковой культуры речи.            

Работа по формированию правильного произношения всегда выделялась как ведущая линия развития  речи  детей младшего дошкольного возраста детей.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твердых и мягких согласных звуков(М,Б,П,Т,Д,Н,К,Г,Х,Ф,В,Л,С,Ц,) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук»,»слово».            

Пристальное внимание необходимо уделять воспитанию интонационного чутья ,.дикции ,темпа речи ,поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития  речи. От звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность  высказывания ,поэтому важно научить ребенка отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании.                          

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах ) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.              

                                 

                                   Словарная работа                        

Основное внимание уделяется  накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний  и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.                    

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? ,кто это? ,видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества(какой?),а также действия связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека(что делает,? что с ним можно делать?)Такое обучение проводится в играх» Что за предмет?», « Кто что умеет делать?»

От называния видимых  и ярких признаков предмета ( игрушки)нужно переходить к перечислению его свойств и качеств («Кто скажет больше слов о яблоке ,какое оно?»)                                  

Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда»,»игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи.На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением( большой –маленький ,высокий- низкий),сравнивать предметы (игрушки картинки).      

В целом словарная работа направлена   на подведение ребенка к пониманию значения слова ,обогащение его речи смысловым содержанием,т.е. на качественное развитие словаря.          

Формирование грамматического строя речи.  

Во в     торой младшей группе большой удельный вес занимает работа по освоению детьми грамматических средств языка, ориентирующая  ребенка на поиск правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка ,длинный хвост) осуществляется посредством специальных игр и упражнений.        

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов(в, на ,за, под, около) одновременно подводит его употреблению падежных форм.

В играх с предметами ( «Чего не стало?»,Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа(не стало утят ,игрушек, нет тапочек) .

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов(заяц- зайчонок- зайчата; сахарница ,хлебница)

Важно шире использовать глаголы для обучения образованию повелительной формы(беги ,лови, потанцуй, стой), для освоения детьми приставочного способа образования глаголов(вошел -вышел-пришел-ушел)

Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов( воробей чик-чирик чирикает, утенок кря-кря –крякает)

Необходимо формировать у младших дошкольников умение образовывать видовые пары глаголов(один ребенок уже встал ,а другой еще встает; умылся -умывается ,оделся –одевается)

Детей знакомят с различными способами образования глаголов и закрепляют эту информацию в играх «Добавь слово»,» Кто что делает?»,» Кто больше назовет действий?»,»Что делают на музыкальных инструментах?».

Что касается синтаксиса детской речи, то следует формировать у ребенка умение строить предложения разных типов- простые и сложные .Использование картинок с изображением действий и воображаемых действий и воображаемых ситуаций помогает ребенку строить простые распространенные предложения ,связывая их по смыслу, употребляя разные средства связи.

Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде ,числе, падеже и соединять в законченное смысловое целое не только  слово, но и отдельные предложения. В  отношении синтаксиса на первом плане стоит задача научить ребенка строить предложения разных типов и на элементарном уровне соединять их в связное высказывание.

                                   

                               

                                        Развитие связной речи

Только взаимосвязь в решении разных речевых задач(воспитание звуковой культуры речи,  формирование грамматического строя речи,  словарная работа)является предпосылкой для развития связной речи.

Детей подводят к  пересказыванию  литературных произведений,   формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по  вопросам  воспитателя, а затем без них.

При рассматривании  картин  дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со  взрослым, затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий ,назначения предметов ,и подводятся к составлению рассказов.

Совместное со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его(Это…лиса .Она…)Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний(описательного и повествовательного типа).

При описании предмета его сначала называют, затем рассказывают о его  качествах, свойствах, назначении. цвете, форме и далее об особенностях и характерных признаках(объектами для списания могут быть игрушки, овощи ,фрукты, одежда, картинки).

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа ,надо развивать умение видеть структуру рассказа(начало, середина и конец),побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики

Важно знакомить детей с разнообразными схемами построения повествования. Сначала надо научить ребенка строить совместное со взрослым высказывание из трех предложений(Пошел зайчик……..Там он встретил……Они стали…),а затем увеличивать их число.

В совместном рассказывании функцию планирования берет на себя воспитатель .Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием .К самостоятельным высказываниям лучше подводить детей в игре(драматизация знакомых сказок),подсказывая определенную последовательность повествования или описания ,необходимые средства связи между фразами ,а также интонацию.

Учитывая разный речевой уровень детей ,особое значение имеют индивидуальная работа с каждым ,а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие ,но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила…Ребята…..Они стали…,Была…Маша……И тогда…)

В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи ,об отдыхе в выходные дни).

                         Развитие коммуникативных умений

Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей ,пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом.

Очень важно развивать у младших дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог со взрослыми и детьми, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения

Развивать невербальные средства общения (жесты ,мимику),использовать их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию ,ориентируясь на партнера.

Очень важно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, пришедший в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретают индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых  способностей каждого ребенка. Руководство взрослого проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.

В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта(о любимых игрушках, членах  семьи, об отдыхе в выходные дни.)

Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерни часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Если проводятся фонематические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-   драмматизацию  При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослых, отвечать на вопросы ,спрашивать самом

Перспективно-тематический план непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области

                                «Развитие речи»

Месяц

Образовательная деятельность

Сентябрь

1. Пересказ р.н.с. «Курочка Ряба»

2. Рассматривание игрушек-поезда, коровы кукушки, петуха.,

3. Описание игрушек-котенка,жеребенка,мышонка.

4. Рассматривание картины»Мы играем в кубики, строим дом.

Ушакова, стр. 16 Ушакова, стр. 18       Ушакова,стр 20         Ушакова.стр 23

Октябрь

 1. Описание внешнего вида куклы Оли

2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек .

3. Составление рассказа об игрушках-котенке,зайчонке.

 4. Описание игрушек-козлика,ослика,парохода.

5. Пересказ сказки»Репка»

Ушакова, стр.25        Ушакова стр 29          Ушакова стр 31    Ушакова стр 35          Ушакова стр  38      

Ноябрь

1. Описание предметов одежды куклы Оли

2. Составление описательного рассказа об игрушках-мишке и мышке.

3. Составление описательного рассказа об игрушках-кошке,мишке,мышке. Стр 45

4.Составление рассказа по картине»катаемся на санках»

Ушакова стр 40

У шакова  стр 43      

Ушакова стр 45          Ушакова стр47

Декабрь

1. Описание кукол Даши и Кати

2. Проведение игры «Что в мешке у Буратино»

3. Составление описательного рассказа о животных по картинкам

4. Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок»

Ушакова, стр49          Ушакова стр52          Ушакова стр 55          Ушакова стр57

Январь

1.  Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»

2. Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе ,лисе, петухе.

3.  Проведение игры «У Кати день рождения»

4. Составление описательного рассказа об игрушках-лисенке,медвежонке.

Ушакова, стр. 59     Ушакова, стр  61        

Ушакова стр 63

Ушакова стр66

Февраль

1. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

2. Описание овощей и фруктов.

3. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде

4.Перессказ сказки «Козлятки и волк»

Ушакова стр69           Ушакова стр72          Ушакова стр 74         Ушакова стр 77

Март

1. Описание предметов посуды

2. Называние предметов мебели.Употребление пространственных предлогов.

3. Составление рассказа на тему из личного опыта

4. Составление рассказа по картине « Кошка с котятами»

Ушакова стр 78

Ушакова  стр81         Ушакова стр83         Ушакова стр 85

Апрель

1. Составление рассказа по картине» Куры»

2. Составление описательного рассказа о животных по картинкам

3. Составление описания по предметной картине

4. «Замечательные цветы»

Ушакова стр87          Ушакова стр90          Ушакова стр 91

Май

1. Диагностика

2. «Водичка-водичка»

3.Составление описательного рассказа о животных по картине

4. Проведение игры «У куклы Кати  день рождение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня  развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....

Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.

Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе...

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе по теме «Любимые сказки» (открытое занятие в формате дистант.)

Прививать любовь к книгам ,Приобщить детей к сказкам посредством различных видов театра.Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного в...

Перспективный план по развитию речи во 2 младшей группе детского сада

Перспективный план предназначен для работы с детьми3-4 лет. Обеспечивет обязательный объем знаний, умений, навыков дошкольников....

План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей  с помощью произведений русского фольклора, развить творческие...