Непосредственно образовательная деятельность "Что такое осень?"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Максимова Галина Анатольевна

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_osen.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое осень?»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (логопедическая)

Задачи.

Образовательные: совершенствовать синтаксическую сторону речи, (составление предложений по картине). Расширять словарь по теме «Осень».

Закреплять умение называть предметы в единственном и множественном числе

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; совершенствовать навыки ручного труда в работе с зернобобовыми семенами, крупами

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать эмоциональный отклик от общения с окружающим миром.

Интеграция образовательной области: познание, социализация, художественное творчество.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: старик – годовик (игрушка), картины «Лес», «Осенние листочки», листья деревьев: березы, клена, дуба, липы, тополя, рябины, картинки с приметами ранней, середины, поздней осени, коврограф.

Раздаточный: картинки о осенних явлениях в природе, коробочки с природным и бросовым материалом, пластилиновые картины «Времена года», салфетки, стеки

Предварительная работа с детьми: беседа о периодах осени, заучивание стихотворений, загадывание загадок. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет; чтение художественной литературы, прослушивание произведения Чайковского «Времена года»; наблюдение на прогулке, пальчиковые игры, физкультминутки, изготовление пластилиновых картин «Времена года».

Ход НОД:

І. Организационный момент

- Ребята, отгадайте загадку

Время года отгадай?

Листья желтые летят,

Собирают урожай,

Ёжик листья собирает,

Тучи по небу гуляют,

Свою норку утепляет.

Птицы к югу улетают,

Кто знает, когда это бывает?

Грибники в леса спешат,

ІІ. Беседа об осени.

- Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года – осени, а помогут нам в этом картины которые нарисовал Старик – Годовик. Посмотрите на картины.

- Ой, вот беда картины попали под  дождь  и дождь озорник превратил осенние пейзажи в разноцветные пятна. Давайте поможем Старику – Годовику восстановить осенние пейзажи.

- У Старика-Годовика четыре времени года. Назовите их? Все они живут дружно и приходят каждый в свое время.

- Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Дети называют осенние месяцы)

- Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называют «золотоцветом». Почему? (Потому что в сентябре все деревья стоят в золотом уборе). Значит, на первой картине мы будем рисовать пейзаж ранней осени и ваши предложения должны начинаться со слов «ранняя осень».

ІІІ. Составление предложений

1. Составление предложений о ранней осени по картинкам

- Давайте составим предложения о ранней осени по картинкам. (На столе у воспитателя лежат картинки. Педагог по очереди прикрепляет их к коврографу, а дети рассказывают о той или иной примете ранней осени, которая изображена на картинке. Каждое предложение должно начинаться со слов «ранней осенью» (например, «Ранней осенью деревья стоят в золотом уборе», «Ранней осенью люди собирают урожай»…)

- Ребенок: (читает стихотворение)

Осень подойдет не слышно, тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни на дорожку упадет

Это верная примета, осень бродит близко где-то

- Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел второй осенний месяц. Назовите его?

- Октябрь месяц хмурый, мокрый. В народе его называют «листопадом»  Почему? (Потому что в октябре начинается листопад)

Поэтому на второй картине мы будем рисовать середину осени и ваши предложения должны начинаться со слов «октябрь»

2. Составление предложений о середине осени по картинкам

- давайте составим предложения о золотой осени по картинкам. (На столах лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по просьбе педагога выходят к коврографу и рассказывают о той или иной примете осени, которая изображена на картинке. Каждое предложение должно начинаться со слова «октябрь» (например «В октябре небо серое, а солнце часто прячется за тучи» …)

Ребенок:  (читает стихотворение)

-В октябре желтеют листья,

И багряные леса.

Листопад украсит землю

Ах, какая красота!

- Какой период осени сейчас идет? (поздняя осень)

- Ноябрь – задумчивый, грустный месяц. В народе его называют «Врата зимы». - Почему? (Потому что ноябрь последний осенний месяц и он открывает дверь для зимы)

- Пишем последнюю картину и ваши предложения должны начинаться со слов «поздняя осень»

3. Составление предложений о поздней осени по картинкам

(проводиться аналогичная работа по составлению предложений)

- Глядя на осенние пейзажи у меня создалось осенние настроение. Предлагаю вам поиграть в игру, где ключевое слово «Осень»

ІV. Игра: «Осень»

(Осенний дождь, осенняя погода, осеннее небо…)

V. Физкультминутка «По тропинке в лес пойдем»

- Отдых нам физкультминутка

Занимай свои места

По тропинке в лес пойдем

Ходьба на месте

Много там грибов найдем

Топ-топ шагают ножки

Топ-топ идут по дорожке

Наши ножки не устали

Бег в рассыпную

А быстрее побежали

До пенечков добежали

Подбегают к пенечкам

У пенечков сразу встали                

Мы посмотрим вправо, влево

Повороты головы вправо, влево

Вниз под ноги поглядим

Наклоны вперед

И присядем, посидим

Садятся на пенечки

VІ. Игра «Какой лес?»

- Лесная тропинка привела нас в лес. Название леса зависит от того, какие деревья растут в лесу.

-Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес? (березовая роща) Сосны? (сосновый бор) Дубы? (дубрава) Хвойные деревья? (хвойный лес) Лиственные деревья? (лиственный лес) А если лес состоит из хвойных и лиственных деревьев? (смешенный лес)

VІІ. Игра «Назови лист»

- Осенний ветерок принес нам осенние листочки.

Есть игра у нас такая

Очень легкая простая

(Лист рябины – рябиновый лист, дубовый лист, осиновый лист…)

VІІІ. Упражнение на развитие дыхания: «Листочки по ветру летят»

- Положите осенний листочек на ладошку и подуйте на него.

- Все листочки перемешались между собой

Есть игра у нас такая

Очень легкая простая

ІX. Игра на развитие зрительного восприятия «Какие листочки спрятались на картине?»

X. Игра: «Один-много»

Хорошо нам в осеннем лесу, но пора возвращаться в детский сад. (Дети проходят к столам и встают рядом со стульчиком) Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос. (Куст – кусты, дерево – деревья, еж – ежи…)

- Ребята старик-годовик подарил нам осенние пейзажи, но ведь наши пальчики могут тоже потрудиться и подарит Старику-Годовику одну из картин времен года. Только у нас нет красок, кисточек, чем же мы будем рисовать картины? (Природный и бросовый материал). Прежде чем приступим к работе, предлагаю вам пошалить вашими пальчиками.

XІ. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальцы на правой руке

Будем листья собирать

Хлопки -кулачки

Листья березы,    

Загибают пальцы на левой руке

Листья рябины,

Листочки тополя,

Листья осины,

Листочки дуба мы соберём.

Маме осенний букет отнесем

Пальцы «шагают» по столу

XІІ. Практическая деятельность – изготовление пластилиновых картин «Времена года» с использованием крупы, бисера, семян…

XІІІ. Итог занятия.

- Молодцы ребята, порадовали Старика-Годовика своими работами. Он желает вам крепкого здоровья и веселого настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе  «Что такое хорошо и что такое плохо»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»

Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.

Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Такие полезные камни»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Такие полезные камни» Тематический контроль: «Организация работы с детьми по формированию представлений об экологии н...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области

Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...