Игры и упражнения на развитие речи дошкольников
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
закрепление в речи пространственных предлогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфология | Синтаксис | Словообразование |
1. «Где кукла?» - закрепление в речи пространственных предлогов (куклу сажают за стол, около стола, затем пересаживают). 2. «Чего не стало?» - усвоение родительного падежа, множественного числа существительных. 3. «Волшебный мешочек» - закрепление в речи существительных, согласование сущ. и прил.(что это? Какое яблоко? Какой мячик?) Затем усложняют игру: воспитатель описывает предмет, дети отгадывают. 4. «Что изменилось?» - закрепление в речи имен родительного падежа имени сущ. (убирают игрушку, меняют ее местоположение) 5. «Какой, какая, какое?» - усвоение категории рода. (воспитатель спрашивает: что это? Ведро какое? Тарелка какая?) 6. «Опиши картинку» - согласование сущ. и прил.: ребенок выбирает предметную картинку и описывает ее. Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое» 7. «А что у тебя?» - усвоение слов с противоположным значением: - у меня маленькое пианино. А у тебя что? - А у меня большое пианино. 8. Словесные упражнения: - Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она? - Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? - Как можно сказать про бумагу? Какая она? 9. «Чего нет у Тани?» - употребление существительных во множественном числе, родительном падеже. - Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы ... ) - А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков ,гольфов, рейтуз, туфель, пальто ... ) , 10. «Один и много». - у меня один чулок. А у тебя? - У меня много чулок. - у меня один носок. А у тебя? - У меня много носков. 11.«Кто что умеет делать» -подбор глаголов к существительным. Собака - лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости). Кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет. 12. «Кто больше назовет действий» - закрепление в речи глагольных форм. - Что можно делать с водой? - Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить ... 13. Упражнения на использование причастий: Мальчик читает. Какой мальчик? - Читающий мальчик. Мальчик рисует. - Рисующий мальчик. | 1. «Кто что делает» - составление простых нераспространенных предложений: ребенок рассматривает картинку, односложно отвечая на вопросы: - что делает мама? Читает. - что делает собака? Лает. 2. «Закончи предложение» - обучение строить простые распространенные предложения. При рассматривании картинки или игрушки воспитатель задает вопросы: - Это кто? – Кошка. - Кошка какая? – Пушистая. -Что делает пушистая кошка? – Пушистая кошка лежит на коврике. 3. «Что купила мама?» - распространение предложений за счет однородных членов (с использованием картинок): Мама купила в магазине…морковь, лук… 4. Игры-драматизации: «День куклы» (что делает кукла – рисует, поет, спит). 5. Словесные игры: «Закончи предложение» - составление распространенных предложений. - Маша взяла утюг, она будет…гладить белье. 6. Самостоятельное придумывание ребенком предложений: - с трудными в морфологическом отношении словами: пальто,метро, радио;надеть, раздеть, снять, одеть. - со словосочетаниями: мяукающая кошка, летящий самолет, журчащий ручей. - с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки. - с союзами если, так как, поэтому (Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег) 7. Словесные упражнения на подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде, числе. -какая сегодня погода?-хорошая. -почему хорошая?-светит солнце, тепло, нет ветра, дождя. -какой бывает день, когда тепло?-теплый. -а когда нет ветра?-безветренный. 8. «Я начну, а ты продолжи» - упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее. - Сегодня нужно надеть галоши, потому что ... (на дворе лужи) 9. Упражнения на закрепление сослагательного наклонения глаголов: Мы пойдем гулять, если ... (не будет дождя). - Цветы засохнут, если ... (их не поливать). | 1. «Парные картинки» (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.) - образование названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок, -ёнок. 2. «Кто у кого» (у лисы - лисята, у ежа - ежата, у коровы - телята) - употребление названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. 3. «Кого не стало» - употребление названий животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят). 4 «Кто как кричит?» - образование глаголов от звукоподражательных слов. - Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.) - Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.) 5. Игры на образование глаголов при помощи приставок: ходить - заходить - уходить - приходить; вошел - вышел, пришел - ушел. 6. Игры-драматизации: «Кто пришел?» - образование уменьшительно-ласкательных названий детенышей животных, употребление их наименований в единственном и множественном числе. Приходит котенок, здоровается с детьми. - Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Появляются котята. - Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки) 7. Игровые ситуации: «Гости» - образование названий посуды при помощи суффиксов: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари - в сухарнице, сахар - в сахарнице, хлеб - в хлебнице и т. д. 8. «Магазин игрушек» - употребление родительного падежа единственного и множественного числа. 9. «Кто что делает» - обучение способам отыменного образования глаголов (мыло - мылит, краска - красит, учитель - учит, строитель - строит). 10. . Задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишка?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) 11. «Знаешь ли ты профессии?»- упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии: Чинит часы (часовщик). Дома строит (строитель). Чинит сапоги (сапожник). 12. «Кто какой» - образование существительных от глагола: если он за всех заступается, то он заступник, он много работает - он ... (работник), а когда часто дерется – он.. (драчун), много-много говорит – он…(говорун) 13. «И я тоже» - образование существительных женского рода с помощью суффиксов: Он летчик - я тоже (летчица). Он плясун - я тоже (плясунья). Он умник - я тоже (умница). И т. д. 14. «Слова-родственники» - образование однокоренных слов (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад) 16. «Чей дом?» - образование притяжательных прилагательных (В доме жила коза. Чей дом? Козий. В другом доме жил верблюд. Чей дом? Верблюжий.) 17. Упражнения на образование сравнительной степени прилагательных при помощи суффиксов -ее- (-ей),е, те или при помощи слов более, менее: чистый. чище, более чистый. 18. Упражнения на образование превосходной степени прилагательных путем прибавления суффиксов ейш, айш или при помощи слов самый, наиболее (умный – умнейший, самый умный). |
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речи дошкольника.
Игры и упражнения для развития речи дошкольника....
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
Игры и упражнения для развития речи дошкольников
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителяминачальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет сошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала....
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов «Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника»
Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). П...
«Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи дошкольников»
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.Уп...