Конспект НОД с использованием приёмов мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Елена Долгова

Тема: «Серые крошки расскажут о теремке немножко».

 

Возрастная группа: 2-младшая
Тип НОД: познавательно, речевая  деятельность
Форма организации: групповая
Цель: Способствовать развитию речи как средство общения.
Задачи:

Обучающие:  Формировать умение составлять с помощью воспитателя короткий рассказ о мышке.  Активизировать познавательную и речевую деятельность;

Развивающие: продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Методы:

Словесные — художественные средства, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.

Наглядные — мнемодорожка,  мнемотаблица.

Практические — движение в соответствии с текстом, тренинг эмоций, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Приёмы: Игровой, сюрпризный момент, поощрение.

Наглядный материал:

Мнемотаблица  для рассказа о мышке, мнемотаблица (к сказке «Теремок») ; персонажи настольного театра по сказке «Теремок», макет леса, фартук – «теремок», мультимедийный проектор, флешка с фрагментами сказок,  картинки-загадки про животных из сказок.

 

Предварительная работа:

чтение сказки «Теремок»; рассматривание и обсуждение символов диких и домашних животных по мнемотаблицам; показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр) ; пение песен про животных; отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных; дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

этапы

содержание деятельности

деятельность педагога

деятельность детей

1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
 

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?

Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.

-Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

- А какие сказки вы знаете?

-А вы хотите поиграть в сказку? Тогда назовите сказки, где есть герой мышка? А кто знает, где живет мышка? (в норке)

-А какого она цвета? А давайте расскажем про мышку (с помощью мнемотаблицы) .

Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
 

Выполняют задание по игре.

Выражают собственные мысли.
Выражают свое мнение.
 

2. Проживание темы
 

Дети рассказывают про мышку по мнемотаблице.

Мышка

Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молочком, у нее острые зубы.

- Молодцы.

- А вы хотели бы стать маленькими мышатами? Тогда вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка

Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки (воспитатель одевает фартук, превращается в маму мышку). Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата пи-пи-пи, испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.

-Как вы думаете, что-же нужно делать бедным мышатам, чтобы мама их не ругала? (сказать маме честно, вытереться, умыться)

Обращает внимание детей на прикрепленную мнемотаблицу на мольберте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает проблемную ситуацию.

Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации.
 

 

 

Озвучивают свой опыт, выстраивают его в ответ.

3.Динамическая пауза
 

Давайте и мы с вами умоемся. (разыгрывание потешки «Водичка, водичка) .

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток.

- Какие вы все стали чистые, глазки ваши заблестели, больше не лазьте в мешок с мукой (грозит пальчиком), хорошо?

- А теперь мы отдохнем, дружно пальцы разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Пять мышат в норе живут

В домике под полом.

Как мышат этих зовут,

Ну-ка, отгадай-ка?

Веселушка, Говорушка,

Смельчак, Быструшка,

Самый маленький остался,

Топотушечкой назвался

Дружно прыгают мышатки

Веселятся как ребятки.

- Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

-А мои мышатки, хотят сварить кашки?

-В чем варят кашку? (в кастрюле).

- А какие каши бывают? (манная, овсяная, геркулесовая, рисовая, перловая, если дети затрудняются, воспитатель может назвать сам) .

Показ действий по ходу стихотворения.

 

Двигательная активность.
 


4. Анализ, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного материала.

 

игра-загадка: «какой сказочный герой спрятался на картинке? »

- ребята, а какие еще в сказках есть сказочные герои, назовите. (ответы детей) - Молодцы! А теперь, мы с вами поиграем в игру-загадку. Я вам буду показывать картинку-загадку, на которой изображен, какой-то сказочный герой, а вы будете должны угадать, какой же герой из сказки спрятался на картинке-загадке.

-А сейчас мои мышатки хотите поиграть, сказку одну отгадать?

Тест-игра (с использованием ИКТ) : «Назови сказку».

- на экране, ребята будет появляться сказка, а вы будете должны угадать, какая это сказка?

 

 


Активизирует обсуждение.
 

 

 

Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.

 

 

 

Слайд 1.                                                                         Слайд 2.

              

 

 

 

 

 

Слайд 3.                                                                   Слайд 4.

           

Слайд 5.                                                        Слайд 6.

 

        

 

 

 

Слайд 7.

 

- А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».

 

 

- Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Жили-были, однажды…

- А заканчиваются сказки какими словами? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

- А с каких слов начинается сказка «Теремок? »

Обыгрывание русской народной сказки «теремок», с использованием макета.

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

- А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища (воспитатель выставляет животных) :

Мышка… (норушка),

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик),

Лисичка… (сестричка),

Волк… (зубами щёлк),

Медведь (косолапый) .

 

Итог: Вы сегодня очень постарались, молодцы, я думаю Мышке очень понравилось у вас в гостях, потому   что вы хорошо описывали, играли. Она уходит в лес и прощается с вами: «До свидания, ребята!»

           - Думаю, что мышка ещё обязательно к нам вернется!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обыгрывание сказки. Настольный театр.

 

 

 

 

 

 

 

Узнают героев разных сказок. Называют сказку.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов логоритмики. Тема: "Путешествие по сказке "Снежная королева"

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие общей ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники....

Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Купите лук» в средней группе с использованием приёма мнемотехники

Основная цель занятия - побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы, картинок....

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Конспект ООД с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».

Конспект с использованием приёмов мнемотехники«Игры маленьких мышат».  Цель: Учить детей связно и последовательно составлять рассказ при помощи мнемотаблиц .Задачи:Образовательны...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....