Дидактические игры по развитию речи
материал по развитию речи на тему

Кардаш Марина Александровна

Подборка игр по развитию речи детей дошкольного возраста, включая диагностический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Дидактическая  игра  представляет  собой  многоплановое,  сложное педагогическое явление. Она является и игровым  методом  и  формой  обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Примеры дидактических  игр на словоизменение:

Игра «Опиши овощи и фрукты».

Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, сочность, вкус), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. «Что можно сказать о лимоне, яблоке» и т.д.

Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сочное, сладкое, вкусное».

Дидактическая игра : «Клички».

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования,

Материал: карточки с изображением воздушного шарика,стрелы, орла, звезды, карточка рыжего цвета, карточки с изображением детенышей животных.

Инструкция : Посмотрите на  детенышей ,им нужны имена, клички,образуйте клички животных  при помощи этих картинок.

 Ход выполнения задания. Воспитатель показывает карточка воздущного шарика и щенка. -Отгадайте, как зовут щенка?

Дидактической игры для развития словообразовательных операций.

Игра «Вкусный сок».

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция логопеда: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»

Ход выполнения задания. Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Примерные ответы детей: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок». 

Игра. «Чьи хвосты?»

Цель: закрепление навыка  образования  относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий,

Хвост пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки - собачий.

Хвост кошки - кошачий.

Хвост коровы - коровий.

Хвост лошади - лошадиный.

Хвост быка - бычий.

«Повар»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Из грибов – грибной суп.

Из апельсинов – апельсиновый сок.

«Чьи листья?»

«Чьи детки на какой ветке?»

Цель: образовывать относительные прилагательные.

Листья клена на кленовой ветке , у клёна листочек – кленовый,

он очень красивый резной. а иглы у сосен сосновые, колючие все до одной.

   На лугу трава – луговая, в  поле цветок – полевой.

   В лесу полянка – лесная,  реке песочек – речной.

      Кожаная сумка - из кожи, то же в неё мы положим?

      Шелковое платье – из шёлка,оно сшито тонкой иголкой.

Ложка из дерева – деревянная,ложка из олова – оловянная,

Воротник из меха – меховой,шарфик из шерсти – шерстяной.

   Из пуха подушка – пуховая,а из пера – перьевая.

   Обе подушки взбиваю я,утром постель убирая.

      Купил я хрустальную вазу, та ваза из хрусталя.

      Понравилась мне она сразу , все грани на солнце горят.

Из ваты матрасик ватный, на нем наш котенок спит,

он носик прикроет лапкой и сладко во сне сопит.

   Из картона коробка картонная в неё можно игрушки сложить

   из бетона стена бетонная, будет долго она служить.

      Из плюша мой плюшевый мишка,мне нравится с мишкой играть,

      он словно мой младший братишка,и с ним я не буду скучать.

Из бумаги кораблик бумажный,он спокойно бежит по волнам.

где же тот капитан отважный,что на нем поплывет в океан?

   Из стали ножи стальные,а нитки из льна -  льняные.

   мой глиняный шарик из глины он склеен из двух половинок

      Из стекла стеклянный стаканчик,он прозрачный и небольшой,

      осторожно взял его мальчики и наполнил прохладной водой.

Изо льда строят дом ледяной,а из снега, конечно, снежный.

жить в домах этих можно зимой,пока солнышко греет нежно.

Игры на словообразование наречий от прилагательных

"Закончи строчку"

Небо высокое высоко,                          Утро светлое - значит светло.

звёзды далёкие далеко,                        вечер тёмный -значит темно.

море глубокое глубоко,                        печка тёплая -в печке тепло.

поле широкое широко.                          случай давний -был он давно.

От грустной песни становится грустно,

с весёлой песнею весело всем.

в пустом шкафу сразу видно, что пусто.

простое платье сшито  совсем просто

Зимой холодной на улице холодно,

зимой голодной зверюшкам голодно.

в погоду снежную очень уж снежно.

а маму нежную мы любим нежно.

Реки быстрые – быстро текут, кони дружные – дружно бегут,

песни тихие - -тихо звучат, капли частые часто- стучат

Небрежный ученик всё делает небрежно,

прилежный ученик учится прилежно.

Трусливый человек ведет себя трусливо,

хвастливый  говорит всегда хвастливо.

Дидактические игры на обогащение и активизацию словарного запаса.

Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам».

Цель: закрепить понимание и употребление глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?».

Ход выполнения задания. Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.

Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф» и т.п.

Дидактические игры диагностического характера лексико-грамматического строя речи.

1. Предлоги: на, со, под, из-за, рядом…«Скажи где…(кошка)…?»

2. Согласования существительных и числительных :«Один-много».

(одна сумка, две…,три…,)

3.Образование уменьшительно-ласкательных: «Скажи ласково»

(подушка-подушечка…,солнце-…)

4.Словарь-определений качественных прилагательных: «Скажи наоборот?»

(Высокий- низкий, широкий- узкий..)

5. Словарь- определений глаголов –действий «Кто как передвигается ?»

(скачет, ползает, прыгает, ходит, плавает..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....