Обучение детей рассказыванию
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Познакомить воспитателей с методом обучения детей рассказыванию по наглядной схеме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_obuchenie_rasskazyvaniyu.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                                                                                                       ГБОУ школа № 2065 

                                                                                                                        СП Детский сад корпус 10

                                          К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

                       «Обучение детей рассказыванию».

                                              Учитель-логопед: Большакова Г.Н.

                                         

Цель консультации:

 1. Уточнить представления  педагогов о значении  обучения детей  рассказыванию.  

 2. Этапы обучения детей  рассказыванию.

3.Примерная схема занятий по обучению детей рассказыванию.

Литература: «Фонетические рассказы и сказки». Созонова Н.Н. 1,2 части «Изд.дом» 2009г.

«65 познавательных заданий для развития малышей».  Гурьева Н.Н. Литера-детям. 2009г.

«Обучение рассказыванию». Гомзяк . Литера- детям. 2013г.

Успешность  обучения  детей в школе  во многом зависит от  уровня  овладения ими связной  речью.  Адекватность восприятия и воспроизведения  текстовых материалов, умения давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои  суждения – все эти  и другие учебные действия требуют достаточного  уровня развития связной речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими  ОНР, особенно на последнем году пребывания  в детском саду, относится  формирование у них  связной монологической речи.  Одним  из видов такой речи является пересказ.  В подготовительной группе ему уделяют большое  внимание. Чем лучше ребенок усваивает различные способы пересказа, тем значительнее его  успехи в освоении монологической  речью.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями  наблюдается  отставание в развитие связной речи. Связная речь,  являясь самостоятельным видом  речемыслительной деятельности, выполняет важную роль  в процессе воспитания  и обучения детей.  

Для ребенка дошкольника  пересказ заключается  в  устной передаче прослушанного произведения,  в сохранении основного содержания, последовательности событий. Занятия  по обучению  пересказу  способствуют решению  всех задач  умственного воспитанию. Чтение и последующее детальное  осмысливание  текста  содействует закреплению знаний о  явлениях природы, о животных, о добре и зле, о взаимоотношениях героев и так далее.  Эти занятия содействуют развитию  произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей  укреплять свою память, внимание, пересказ представляет  широкое поле  для активной  работы мышления – ведь ребенку надо  при пересказе сопоставлять, сравнивать,  делать выводы, соблюдать  логичность в изложении.

 Велико влияние пересказа на речь детей: развивается умение слушать и понимать литературный текст, говорить связно, последовательно, грамматически правильно.

В целях формирования  у детей навыков планирования развернутого сообщения используется прием моделирования сюжета с помощью условной наглядной схемы. Такая схема позволяет  ребенку установить последовательность смысловых звеньев рассказа.

Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопеду при построении занятий  необходимо подбирать речевой материал. При подборе текста необходимо учитывать  индивидуальные(речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку  по  своему содержанию форме изложения.

На разных  ступенях обучения  пересказыванию  применяются различные виды пересказа. Это и  

пересказ  организуемый по «цепочке», пересказ в лицах, типа простой драматизации, и пересказ, когда логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от речевых возможностей) договаривает предложение. Для детей , у которых уровень развития связной речи довольно высокий , можно рекомендовать  и более сложные  виды работы: выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.

Примерная схема занятия.

1.Организационный момент( загадки, игровые ситуации, сюрпризные моменты).

2. Чтение произведения без установки на пересказ ( дети  воспринимают целостность произведения).

3.Разбор содержания текста в вопросно-ответной форме.

4.Работа над непонятными словами(объяснение смысла трудных слов).

5.Демонстрация картинок - схем.

6.Чтение литературного текста с установкой на пересказ.

7.Пересказ детей.

8.Итог занятия.

Критерием оценки могут служить степень самостоятельности  пересказа, адекватность поставленной задаче, связность и последовательность изложения, грамматическое оформление.

Этапы работы.

1. Пересказ  по предметной картинке.

2. Пересказ по серии сюжетных картинок.

3.Пересказ по наглядной схеме.      

  Выдающийся советский лингвист А.Н.Гвоздев  писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой высказывание, сообщение, оно является  основной единицей речи как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений  разных типов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...