ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_rechevoy_kultury.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА

Сейчас остро стоит вопрос воспитания нового поколения людей, людей  с высоким духовно-нравственным потенциалом. Как педагог и гражданин я глубоко убеждена, что сделать это можно только с той молодежью, которая любит свою Родину, свой край, стремится сделать ее жизнь лучше.

Я считаю, что любовь к Отечеству неразрывно связана с любовью к родному языку. Именно в родном языке утверждается народная гордость, народный дух, единство народной души. Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родным языком. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Именно поэтому народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Ознакомление с народной культурой я  осуществляю через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Изучение истории края  начинается с этнокультурного уголка, где собраны подлинные предметы быта старины. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения.

В активном словаре ребенка появляются старинные слова. Разнообразные игровые ситуации ("Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды); "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни); Русский самовар и чаепитие на Руси) сопровождает кукла в национальном костюме, что вызывает у детей интерес и повышает их активность. В играх использую игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок. Детям сказки рассказываю от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа, а дети постарше – сами участвуют в пересказе. В «избе» устанавливаю люльку с младенцем-куклой, которому адресуем колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки. Сказки детям рассказываю от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа.

Начиная с младшей группы, в «избе»  появляется персонаж из мультфильма – домовенок Кузя. Это представитель русской народной сказки, носитель народной мудрости, который плохо ориентируется в современной жизни и просит детей рассказать ему, что те знают о ней. Он затевает с детьми разные игры и забавы. Кузя знает великое множество сказок. Он их рассказывает детям по-особенному: с шутками, прибаутками. Он может рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то забывая или пропуская. И в этом случае дети приходят ему на помощь, отгадывая загадки или рисуя их ответ. У Кузи, как  и у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен, и всегда ребята приходят на помощь.

В своей работе широко  использую фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова. Речь детей развивается, обогащается словарный запас новой лексикой и образными выражениями.  

Использую дидактические игры:

«Объяснялки» - ребенок должен проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы («Утереть нос» – сделать, что-то лучше всех, «Протянуть руку помощи» – позаботиться);

«Найди пропущенное слово» - дети должны добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком (Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирогами));

«Угадай пословицы» - взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов (Худо тому, кто (чего?) не делает никому (добра, зла, помощи); (Какое?) слово что дождь в засуху? доброе, короткое, веселое); Одно (какое?) слово лучше тысячи слов ругани (недоброе, хорошее, злое).

 Применяю лексические задания, способствующие предупреждению речевых недостатков, активизирующие словарь, развивающие у ребенка внимание к слову и его значению, формирующие умения быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Например: Найдите противоположные по смыслу слова (Готовь сани летом, а телегу зимой; Слушай больше, а говори меньше; Труд кормит, а лень портит).

Вставьте пропущенные слова (Голоден как …Хитер как…Болтлив как … Грязный как …).

Большую помощь в моей работе оказывают родители. Они создают русские народные костюмы своим детям к праздникам, пополняют мини-музей старинных вещей, разрабатывают дидактические игры. Например:

 1. «Из какой сказки персонаж?».

ЦЕЛЬ:  Выявить объем знаний русских народных сказок;

2. «Предметы народного быта».

ЦЕЛЬ: выяснить знания детей предметов народного быта;

3. «Что сначала, что потом».

ЦЕЛЬ: выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом и       настоящем.                              

          В  сценарии праздников и развлечений стараюсь включать народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса.

           Проводимая мной работа позволяет детям с  детских лет  впитывать  традиции, дух и культуру своего народа, формировать любовь к своему языку, краю и Родине.  

Используемая литература:

  1. Яшина В., Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2003 г., с.111

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности как инновационного метода формирования речевой культуры дошкольника

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ребенку усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую акти...

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях....

"Формирование экологической культуры дошкольников через природу и климатические особенности родного края"

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.Экологически воспитан...

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника...