Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района

                                                   Ростовской области

Муниципальный этап профессионального конкурса

«Воспитатель года»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности
по ознакомления детей с устным народным творчеством в средней группе

«В гости к Бабушке»

Автор – Колиниченко Елена Николаевна
воспитатель средней разновозрастной группы
МБДОУ №3

г. Пролетарск

2016г.

Цель: Знакомство с устным русским народным творчеством.

Задачи:

Речевое развитие (основная образовательная область) - Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), закреплять знания о них. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
- Развивать  способность  воспринимать словесный  образ.
- Обогатить словарь детей новыми словами с уменьшительно – ласкательным звучанием – веточки, норочки, травушка, муравушка; активизировать звук \\ш\\ в новых словах – потягунюшки, порастунюшки.
- Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей среднего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие – Закрепить названия домашних животных и их голосов. Познакомить с местом обитания животных.
- Познакомить с понятиями «Люлька», «Колыбелька»

Коммуникативное развитие - Формировать положительную эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.

Физическое развитие - Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения в паре.
- Разучить народную игру «Кот Васька». Учить действовать по сигналу – определенной фразе.

Художественно – эстетическое развитие -

Оформление и оборудование – на занятии используется экран и проектор для показа презентаций, проигрыватель с записями русских народных мелодий и плача ребенка. В центре зала – макет русской печки. За ней лежит пирог, а также перчаточные куклы – Бабушка и Кот. Рядом с печкой на стуле - колыбелька, в которой лежит кукла – ребенок, завернутый в пеленку.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости к бабушке. Садитесь на лошадок, - поехали.

(Дети под русскую мелодию входят в зал и скачут по кругу)

- Еду, еду к бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг … в  яму!

БУХ!

(В конце потешки дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ну, вот и приехали. Проходите в избу, рассаживайтесь поудобнее. Нас уже Бабушка встречает.

(Из-за «печки» появляется кукла – Бабушка).

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, внучки и внученьки, здравствуй, доченька!  Наконец-то вы приехали, заждалась я вас.

Погостите у меня, я вам хозяйство своё покажу.

           

 Показ слайдов презентации 1. Дети имитируют голоса животных.

- Хозяйство у меня большое:

Овечки в речке умываются,

Барашки в овражке болтаются, и кричат: Бе-е-е!

Козочки у лозочки  поскакивают, и кричат: Ме-е-е!

Уточки у лужицы покрякивают, и кричат: кря- кря!

Коровки у дубровки помыкивают, и кричат: му-у-у!

Конички у горочки побрыкивают и кричат: иго-го!

Да какие вы большие стали, подросли, ай, да семья большая!

 Пальчиковая игра

У нас семья большая, да веселая.

Два – у лавки стоят,   (загибают два больших пальца)

Два – учиться хотят,  (загибают два указательных пальца)

Два Степана у сметаны – объедаются,  (загибают два средних пальца)

Две Дашки у кашки – питаются,  (загибают два безымянных пальца)

Две Ульки у люльки – качаются.  (загибают два мизинца)

Одна Маша – не наша,

Да и та хороша!

Бабушка - А Маша-то наша в люльке лежит. (Подходит к люльке) Это люлечка плетеная, позолочёная). Что перед нами, детки?

Дети: Люлька.

Бабушка: А ещё как можно назвать?

Дети: Колыбелька.

Бабушка: А кто в люльках спит?

Дети: Детки малые.

Бабушка- В нашей люльке Машенька лежит, битый час не спит.

(Раздается плач ребенка в записи). А у меня дел невпроворот – прибрать, постирать пирогов напечь, ох не управлюсь в срок. Вы уже большие, убаюкайте Машеньку, а я пойду.

(Бабушка - кукла уходит  за печку, воспитатель берет из колыбельки куклу – ребенка, завернутого в пеленку)

Воспитатель поет - Баю-бай, баю-бай,
        спи, Машенька, засыпай,         
         сон придёт
         нашу Машу унесет.
        унесет ее в садок
        под малиновый кусток.
        а малинка упадет,
        Маше в ротик попадет.
        малиночка сладенька -
        девочка маленька.
        Баю-бай, баю-бай,
        спи, Машуля, засыпай.
и все вместе - Баю-бай, баю-бай,
                      спи, Машуля, засыпай.

(Раздается плач ребенка в записи)

Тише, тише! Все уже спят

показ слайдов презентации 2.

          Баю,баю,баю,бай,

          Вот и люди спят,

        Вот и звери спят,

        Птицы спят на веточках,

        Лисы спят по норочкам,

        Зайцы спят на травушке,

        Утки – на муравушке

        Детки все – по люлечкам
        спят – поспят
        всему миру спать велят.

Кладет куклу в люльку. Повторный показ – дети произносят последнюю фразу. Опять плач в записи.

- Ну кто же поможет уложить Машеньку:

 Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Как вы думаете, кто же это был?

Дети:  Котик!

Из-за печки появляется Кукла - котик.

. Котя-котенька, коток.

Котя серенький хвосток!

Приди, Котя, ночевать,

Нашу детоньку качать.

Маша будет спать,

Котик Машеньку качать. (котик люльку качает)

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Все благодарят котика, гладят его.

Котик: Мяу-мяу! Мур-мур!

Воспитатель: А давайте поиграем с котиком, только тихо, чтобы Машеньку не разбудить.

                         Народная игра  «Кот Васька»

 Кот прогуливается перед детьми.

Дети: Ходит Васька беленький,

          Хвост у Васьки серенький,

 (котик садится и закрывает глаза)

          Глазки закрываются –

          Спит иль притворяется?

          Зубы у кота –

          Острая игла.

          Только детки подойдут.

          Серый Васька тут как тут.

          Всех поймает он!  (котик просыпается и догоняет ребят, они убегают от него и садятся на лавку). Раздается плач в записи.

Воспитатель -  ой, расшалились, Машеньку разбудили.

Котик серенький присел
на печурочке
и тихонечко запел
песнь дочурочке.
вот проснулся петушок,
встала рябушка.
подымайся, мой дружок,
Вставай, Машенька!

Повторяйте за нами с Машенькой.

Воспитатель показывает движения на кукле и произносит фразы в вопросительной интонации, дети повторяют и произносят видоизмененные глаголы.

Тяги, тяги, потягунюшки,                            (Потягиваются, руки вверх)
На Машу порастунюшки.                        (
Потягиваются, руки вверх)
А в ручки хватунюшки,                                
(Хлопают в ладоши)
А в ножки – Ходунюшки.                        
(Топают ногами)

Ты расти здоровая все времечко,
как пшеничное тестечко.
(Сажает куклу в колыбельку).

Воспитатель располагает детей по парам. Берет ребенка без пары и показывает с ним движения – играет в ладушки.

Ладушки, ладушки,
где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили,
Шу-у-у, полетели,                
(Машут руками)
на головку сели.                        
(Кладут руки на голову)
Песенки запели.

А наша умница Машенька,
Будет кушать кашку сладеньку,
вкусную, пушистую,
Мягкую душистую.

Из-за печки появляется игрушка котик.

Котик – Мяу, и я кашки хочу!

Звучит русская мелодия, появляется Бабушка – кукла на второй руке у воспитателя.

Ходил Котик на торжок.

Купил Котик пирожок.

Пошел Котик на улочку,

Купил Котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Я и сам укушу,

И ребяткам отнесу.

(обращаясь к коту): Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье? (прислушивается к Котику).

Бабушка: Котик благодарит вас за потешки, игры. Вы ему и мне очень понравились, и мы приготовили для вас подарки – вот эти книжки – малышки. Будете их с мамами да папами читать колыбельные, потешки, игры запоминать. (Бабушка раздает книжки – малышки ребятам)

А вот и от меня сюрприз (подходит к печке).

Печка-матушка, угости деток!

Все вместе просят. Воспитатель подходит к печке, достаёт пирог и благодарит печку за угощение.

Воспитатель: Детки мои, а теперь пойдём пить чай с пирогами.
Звучит русская народная музыка. Дети с воспитателем покидают зал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традиция...

Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»

В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

Ознакомление детей с устным народным творчеством

    Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы  с устным народным творчеством.     ...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе

Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям...