Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Гулевич Ксения Сергеевна

Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонетические нарушения и т.д.)и акцентировать внимание логопеда на анатомо-физиологический механизм нарушений. В таблице указаны основные характеристики нарушенных компонентов речевой системы и моторики при таких речевых диагнозах, как:

1. Задержка речевого развития

2. Общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР I уровня)

3. Общее недоразвитие речи второго уровня (ОНР II ур.)

4. Общее недоразвитие речи третьего уровня (ОНР III ур.)

5. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

6. Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

Данные по дифференциальной диагностике помогут логопедам не только в выявлении речевых нарушений, но и в правильной организации оказания логопедической помощи как дошкольникам, так и школьникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_diagnostika.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений речи у детей

ЗРР, ст.диз.

ОНР 1, ст.диз.

ОНР 2, ст.диз.

ОНР 3, ст.диз.

ФФН, ст.диз.

НПОЗ

Общая, мелкая моторика

Вед.рука,

Замедленность движений, Двигательное беспокойство

-//-

Некоординированность,

Моторная напряженность,

Скованность,

неловкость

Вед.рука,

Общая моторная неловкость,

Объем движений неполный

Вед.рука,

Нарушена переключаемость движений,

Недостаточно сформирована мелкая моторика

Динамическая организация движений недостаточна, снижена

Артикуляционный аппарат

Движения вялые, неактивные позы кинетического и кинестетического праксиса,

Неустойчивая артикуляция

Девиация языка, тремор кончика,

гиперкинезы языка, синкинезии,

цианоз,

подъяз/связка-укорочена

-//-

Мышечный тонус понижен(гипотонус), повышен(гипертонус),

Прикус,

Гиперсаливация,

Недостаточная переключаемость и подвижность арт.аппарата,

Язык мозаичен

Строение-N,

Иннервация недостаточна,

гиперсаливация

Общее звучание речи

Непонятное для окружающих

Непонятное для окружающих,

речь назализована

Смазанное,

Малопонятное для окружающих

Смазанное,

Малопонятное для окружающих,

Просодически не оформлена,

Вяломодулированная речь

Смазанное,

Невнятное

Несколько смазанное

Понимание речи

Ситуативное, неполное

Ситуативное,

 в пределах обихода

Ограничено,

на бытовом уровне

Не в полном объеме,

Снижено понимание логико-грамматических и пространственно-временных категорий

Полное, достаточное

Полное, достаточное

Активный словарь

Отдельные обиходные слова,

Звукоподражания,

Использует жесты и мимику ,

Беден,

номинативен

-//-

Пассивный словарь шире активного,

 НА=А

Резко ограничен,

В пределах обиходного,

Преобладает номинативный и глагольный словарь

Беден,

Неточен,

Ниже возрастной нормы,

 Требует дополнения словарь признаков, действий

Близок к возрастной норме

В пределах возрастной нормы

Слоговая структура и звуконаполняемость

Не сформирована,

Не обследуется

Не сформирована,

Преобладают элизии звуков и слогов

Персеверации,

Антиципации,

Множественные стойкие элизии,

Литеральные парафазии

Преобладают перестановки

Нарушена в многосложных словах,

Единичные элизии,

Перестановки в сложных случаях

Без нарушений,

Не нарушены,

Трудности в произношении малознакомых слов со стечением согласных

Звуко

произношение

Гласные 1 ряда и согласные раннего онтогенеза-редуцированны,

Произношение звуков раннего онтогенеза м/з, боковое

Нестойкое фонетическое оформление,

Звукопроизношение носит диффузный характер

Дефект смягчения по всем группам звуков,

Полиморфные замены,

Звуки раннего онтогенеза редуцированны, теттизм, звуковая неопределенность

Нестойкие замены,

Смешения звуков

Р-горловой,

Свистящие-м/з, боковые,

Шипящие- боковые

Р-горловой,

Свистящие-м/з, боковые,

Шипящие- боковые

Фонематический слух

Не сформирован

Не сформирован

Грубо нарушен,

 Нарушен на уровне восприятия звуков,

Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза

Недостаточно сформирован,

Не сформировано фонематичекое восприятие,

Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза,

Нарушен на уровне дифференциации оппозиционных звуков

Нарушен,

не дифференцирует тв.-мягкие, свистящие-шипящие,

Звонкие-глухие,

Нарушен на уровне дифференциации отдельных звуков

Не нарушен

Грамматический строй речи

Не сформирован

Не понимает грамматических изменений

Обильные аграмматизмы,

Речь аграмматична,

Аграмматизмы рода, ударения,

 Предложно-падежных конструкций

-//-

Не понимает изменений лексико-грамматических форм

Единичный аграмматизм

Единичный аграмматизм

Связная речь

Не сформирована,

звукокомплексы

-//-

парадигматические средства общения

Начатки фразовой речи,

Простая фраза

Сформирована  недостаточно,

Низкий уровень возрастной нормы

В пределах возрастной нормы

Сформирована по возрасту

Темп и плавность

-----

Запинки, спотыкания, неврозоподобное (невротические) заикание, тахилалия, брадилалия, необоснованные паузы, прерывистый, различный (невротическое), речь скандированная, отрывистая, истощаемая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Диагностических методик очень много, как выбрать самое главное и нужное. Здесь подобран материал для обследование детей дошкольного возраста.В презентации отображена необходимая информация для выступл...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Нарушения речи у детей 3-4 лет и их ранняя диагностика

Нарушение речи у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития.Ребенка 3-4 лет отличает высокая речевая активность:-В речи детей, кроме существительных и глаголов, чаще встречают...

Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия Социального Управления», кафедра специального и инклюзивного образования, курс повышен...

Вопросы дифференциальной диагностики недоразвития речи и ЗПР у детей младшего дошкольного возраста

В данной презентации поднимаюся вопросы диагностики детей с ЗПР и с ОНР...