Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Агафонова Ирина Леонидовна

Педагогический проект

Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки

«Колобок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_poekt.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка

Педагогический проект

Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки

«Колобок»

 

                                                                       Подготовила:    

                                                                       Воспитатель первой

                                                                       квалификационной

                                                                       категории   группы № 7

                                                                       Агафонова Ирина Леонидовна                                                              

Г. Урай 2016 г.

Введение

1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи  взрослого и ребенка.   Роль развития речи ребенка на третьем году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических,  лингвистических Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Анализ литературы и практический опыт показал, что назрела необходимость в интеграции инновационных  технологий и ИКТ в образовательный процесс с детьми раннего дошкольного возраста.

Цель проекта: речевое развитие детей  раннего дошкольного возраста в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Объект: речевое развитие детей 2 младшей группы.

Предмет: педагогические условия успешного развития речи у детей раннего возраста на материале русской народной сказки «Колобок».

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей
  • Развитие  связной речи для выражения игровых и бытовых действий 
  • Расширение и обогащение активного словаря
  • Знакомство с детской литературой и русским  фольклором
  • Совершенствовать грамматическую культуру речи
  • Соответствие речевого развития  детей  возрастной норме

Участники проекта:  воспитатель, дети  2 младшей группы, музыкальный руководитель

Вид: сюжетно-ролевый, среднесрочный

Срок реализации: 1 месяц

Предполагаемый  результат проекта:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Выставка альбома с рисунками и иллюстрациями по сказке.
  • Организация образовательного процесса в нескольких направлениях, обеспечивая взаимодействия воспитателя и специалистов.
  • Интегрированные занятия.
  • Обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.

1.2.Теоретическое обоснование проекта.

        Если задать ребенку вопрос: « Что ты больше всего любишь делать?» На него большинство детей ответят, одним словом: «Играть!»  Дети  играют дома, в гостях, на улице, в детском саду.  Любое увлекательное занятие для ребенка обозначается для них словом «игра». Через игру он познает окружающую  действительность,  свой внутренний мир

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая способствует развитию речи детей.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

 Актуальной задачей является создание в образовательном процессе  современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что соответствует ФГОС.

Практический опыт  и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и  «зону ближайшего развития».  

Для решения этой проблемы  мы  обратили внимание на метод проектов, который позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширить образовательное пространство, сочетается с разными формами, методами работы  и средствами, реализуемыми в образовательном процессе, в том числе с  ИКТ.

Для решения этих задач мы выбрали проектный метод, так как именно он помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, что позволяет  усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.

Использование проектной деятельности для развития речи  специалисты советуют с сюжетно-ролевых  проектов, так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра . Возраст от трех до семи лет Л. С. Выготский назвал возрастом игры и сказки. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.  В сюжетно-ролевых-игровых    дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.    Для детей 2 младшей  группы (3 –4 лет) предлагается использовать  русскую народную сказку «Колобок»  и  следующие методы и приёмы  работы:

Чтение: Воспитатель своим  интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми.

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактное мышление, обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В качестве заместителей можно использовать разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Колобок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: колобок - желтая; зайка – белая ; лиса – оранжевая и т.д.).

Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают развитие речи детей в разных видах художественной и театрально-игровой деятельности по тексту знакомой русской народной сказки «Колобок».

2.1. Проектная часть

Алгоритм проекта «Русская  народная сказка «Колобок»

Этапы

Алгоритм

  1. Подготовительный
  • Определение педагогами  цели и задач проекта.
  • Обсуждение наиболее перспективных идей и возможных вариантов успешного  решения проектного задания.
  • Определение необходимых средств реализации проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Подбор литературы, иллюстраций, стихов и  мультфильмов для детей.
  • Обсуждение с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария театральной постановки сказки.
  • Наглядная информация на стендах и в папках передвижках: «Развитие воображения и творческих способностей в раннем возрасте»,  «Поиграем с детьми», «Воспитание сказкой».
  • Создание в группе предметно – развивающей среды.

  1. Основной

Работа с детьми:

  • Чтение воспитателем сказки «Колобок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр, мультфильма  «Колобок».
  • Лепка колобка.
  • Рисование колобка.
  • Аппликация по сказке «Колобок и лиса»
  • Конструирование дорожки для колобка.
  • Игра «Угадай, из какого произведения  пришли эти герои»?
  • Отгадывание загадок про животных.
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке».
  • Игра «Куда укатился колобок?»
  • Разучивание песен «Зайчик» и «Медвежата».
  • Разучивание на прогулке подвижных игр: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,
  •  Музыкальный руководитель разучивает с детьми песенки к представлению кукольного театра
  • Воспитатель  разучивают с детьми стихи.
  • Видео и фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.

Оснащение предметно – развивающей среды:

  • Выставка иллюстраций по русской   народной сказке «Колобок» в группе.
  • Выставка детского творчества (аппликации, лепки, рисунков).

3.Завершающий

  • Кукольный  театр  «Колобок»
  • Выпуск стенгазеты с фотографиями проекта.

  1.  Содержание проекта

Согласно ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста  является приоритетным в системе дошкольного воспитания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС  одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому  определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Поэтому мы уделяем особое внимание проектной деятельности детей. Предлагаемый проект предполагает речевое развитие дошкольников в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Проект реализуется на протяжении трёх этапов.

Первый этап – подготовительный.  Перед педагогами ставится цель и задачи  проекта, обсуждаются наиболее перспективные идеи и возможные варианты успешного  решения проектного задания, определяются необходимые средства для реализации проекта, изучается методическая литература.

Педагог подбирает художественную литературу, иллюстрации, стихи, мультфильмы русской народной сказки «Колобок».

С музыкальным руководителем педагог  обсуждают музыку, песни, сценарий  спектакля кукольного театра русской народной сказки «Колобок».

Второй этап – основной. Работа на данном этапе проходит в двух направлениях: работа с детьми,  оснащение предметно-развивающей среды.

Работа с детьми. Педагог читает детям русскую народную сказку «Колобок», беседует с детьми по её содержанию, рассматривают иллюстрации, смотрят мультфильм.  После чего дети лепят персонажей сказки «Колобок», создают иллюстрации к сказке с помощью воспитателя, выполняют аппликацию «Колобок», строят из конструктора дорожку для колобка. Педагог с детьми разучивает пальчиковые гимнастики по теме проекта: «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке». Дети отгадывают загадки по сказке, играют в игры «Куда укатился Колобок?».  На прогулке разучивают подвижные игры: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,

Музыкальный руководитель подбирает музыку, песенки к сказке. Воспитатель  разучивают с детьми стихи.

Оснащение предметно – развивающей среды.  В группе создается предметно-развивающая среда по теме русской народной сказки «Колобок», в театральном уголке выкладывается русская народная сказка «Колобок», персонажи  сказки, мини декорации. В книжном уголке оформляется выставка книг русской народной сказки «Колобок» разных иллюстраторов, альбомов с рисунками и иллюстрациями по сказке.  Оформляется выставка детского творчества  (лепка персонажа сказки «Колобок», рисование «Русская народная сказка «Колобок», аппликация «Колобок и лиса», конструирование из напольного конструктора «Дорожка для Колобка»).

Третий этап – завершающий.  Воспитатели совместно с детьми показывают спектакль кукольного театра для детей группы. После чего проходит совместное чаепитие с просмотром видеоматериалов.

Таким образом, проект  не только обогащают детей знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. 

Работа над проектом способствует  развитию  речи, творческих способностей, фантазий  детей, побуждает детей к активному участию в театрализации.  Стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы. Улучшает взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнерские отношения, способствует объединению  всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Используемая литература

  1. Давыдова О.И., Майер А. А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. -сост. Пяткова Л.П. – Волгоград: Учитель, 2013
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2012
  4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2012
  5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
  6. В.В. Гербова, Т.С. Комарова – 3-е изд. «Мозаика – Синтез», 2006
  7. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок» Подготовила:

                     1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а осо...

Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Теремок».

Проект по развитию речи через театрализованную постановку на основе сказки "Теремок"...

Проект "Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»"

ПроектРазвитие речи детей  младшей группы на материале русской народной сказки«Колобок»...

Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»

Введение                      1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие" во второй младшей группе по сюжету русской народной сказки "Колобок (совместно с родителями)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по образовательной области "Физическое развитие"  во второй младшей группе  по сюжету русской народной сказки &quo...