Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»
проект по развитию речи (младшая группа)

Добрыгина Людмила Александровна

Проект "Колобок" Для детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка

Педагогический проект

Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки

«Колобок»

 

                                                             

                                                                            Воспитатель

                                                                       

                                                                               группы № 7

                                                                    Добрыгина Людмила Александровна

                                             

                                              Г. Урай 2020 г.

Введение

1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи  взрослого и ребенка.   Роль развития речи ребенка на третьем году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических,  лингвистических Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Анализ литературы и практический опыт показал, что назрела необходимость в интеграции инновационных  технологий и ИКТ в образовательный процесс с детьми раннего дошкольного возраста.

Цель проекта: речевое развитие детей  раннего дошкольного возраста в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Объект: речевое развитие детей 2 младшей группы.

Предмет: педагогические условия успешного развития речи у детей раннего возраста на материале русской народной сказки «Колобок».

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей
  • Развитие  связной речи для выражения игровых и бытовых действий 
  • Расширение и обогащение активного словаря
  • Знакомство с детской литературой и русским  фольклором
  • Совершенствовать грамматическую культуру речи
  • Соответствие речевого развития  детей  возрастной норме

Участники проекта:  воспитатель, дети  2 младшей группы, музыкальный руководитель

Вид: сюжетно-ролевый, среднесрочный

Срок реализации: 1 месяц

Предполагаемый  результат проекта:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Выставка альбома с рисунками и иллюстрациями по сказке.
  • Организация образовательного процесса в нескольких направлениях, обеспечивая взаимодействия воспитателя и специалистов.
  • Интегрированные занятия.
  • Обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.

1.2.Теоретическое обоснование проекта.

        Если задать ребенку вопрос: « Что ты больше всего любишь делать?» На него большинство детей ответят, одним словом: «Играть!»  Дети  играют дома, в гостях, на улице, в детском саду.  Любое увлекательное занятие для ребенка обозначается для них словом «игра». Через игру он познает окружающую  действительность,  свой внутренний мир

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая способствует развитию речи детей.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

 Актуальной задачей является создание в образовательном процессе  современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что соответствует ФГОС.

Практический опыт  и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и  «зону ближайшего развития».  

Для решения этой проблемы  мы  обратили внимание на метод проектов, который позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширить образовательное пространство, сочетается с разными формами, методами работы  и средствами, реализуемыми в образовательном процессе, в том числе с  ИКТ.

Для решения этих задач мы выбрали проектный метод, так как именно он помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, что позволяет  усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.

Использование проектной деятельности для развития речи  специалисты советуют с сюжетно-ролевых  проектов, так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра . Возраст от трех до семи лет Л. С. Выготский назвал возрастом игры и сказки. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.  В сюжетно-ролевых-игровых    дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.    Для детей 2 младшей  группы (3 –4 лет) предлагается использовать  русскую народную сказку «Колобок»  и  следующие методы и приёмы  работы:

Чтение: Воспитатель своим  интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми.

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактное мышление, обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В качестве заместителей можно использовать разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Колобок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: колобок - желтая; зайка – белая ; лиса – оранжевая и т.д.).

Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают развитие речи детей в разных видах художественной и театрально-игровой деятельности по тексту знакомой русской народной сказки «Колобок».

2.1. Проектная часть

Алгоритм проекта «Русская  народная сказка «Колобок»

Этапы

Алгоритм

  1. Подготовительный
  • Определение педагогами  цели и задач проекта.
  • Обсуждение наиболее перспективных идей и возможных вариантов успешного  решения проектного задания.
  • Определение необходимых средств реализации проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Подбор литературы, иллюстраций, стихов и  мультфильмов для детей.
  • Обсуждение с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария театральной постановки сказки.
  • Наглядная информация на стендах и в папках передвижках: «Развитие воображения и творческих способностей в раннем возрасте»,  «Поиграем с детьми», «Воспитание сказкой».
  • Создание в группе предметно – развивающей среды.
  1. Основной

Работа с детьми:

  • Чтение воспитателем сказки «Колобок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр, мультфильма  «Колобок».
  • Лепка колобка.
  • Рисование колобка.
  • Аппликация по сказке «Колобок и лиса»
  • Конструирование дорожки для колобка.
  • Игра «Угадай, из какого произведения  пришли эти герои»?
  • Отгадывание загадок про животных.
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке».
  • Игра «Куда укатился колобок?»
  • Разучивание песен «Зайчик» и «Медвежата».
  • Разучивание на прогулке подвижных игр: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,
  •  Музыкальный руководитель разучивает с детьми песенки к представлению кукольного театра
  • Воспитатель  разучивают с детьми стихи.
  • Видео и фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.

Оснащение предметно – развивающей среды:

  • Выставка иллюстраций по русской   народной сказке «Колобок» в группе.
  • Выставка детского творчества (аппликации, лепки, рисунков).

3.Завершающий

  • Кукольный  театр  «Колобок»
  • Выпуск стенгазеты с фотографиями проекта.
  1.  Содержание проекта

Согласно ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста  является приоритетным в системе дошкольного воспитания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС  одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому  определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Поэтому мы уделяем особое внимание проектной деятельности детей. Предлагаемый проект предполагает речевое развитие дошкольников в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

Проект реализуется на протяжении трёх этапов.

Первый этап – подготовительный.  Перед педагогами ставится цель и задачи  проекта, обсуждаются наиболее перспективные идеи и возможные варианты успешного  решения проектного задания, определяются необходимые средства для реализации проекта, изучается методическая литература.

Педагог подбирает художественную литературу, иллюстрации, стихи, мультфильмы русской народной сказки «Колобок».

С музыкальным руководителем педагог  обсуждают музыку, песни, сценарий  спектакля кукольного театра русской народной сказки «Колобок».

Второй этап – основной. Работа на данном этапе проходит в двух направлениях: работа с детьми,  оснащение предметно-развивающей среды.

Работа с детьми. Педагог читает детям русскую народную сказку «Колобок», беседует с детьми по её содержанию, рассматривают иллюстрации, смотрят мультфильм.  После чего дети лепят персонажей сказки «Колобок», создают иллюстрации к сказке с помощью воспитателя, выполняют аппликацию «Колобок», строят из конструктора дорожку для колобка. Педагог с детьми разучивает пальчиковые гимнастики по теме проекта: «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке». Дети отгадывают загадки по сказке, играют в игры «Куда укатился Колобок?».  На прогулке разучивают подвижные игры: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,

Музыкальный руководитель подбирает музыку, песенки к сказке. Воспитатель  разучивают с детьми стихи.

Оснащение предметно – развивающей среды.  В группе создается предметно-развивающая среда по теме русской народной сказки «Колобок», в театральном уголке выкладывается русская народная сказка «Колобок», персонажи  сказки, мини декорации. В книжном уголке оформляется выставка книг русской народной сказки «Колобок» разных иллюстраторов, альбомов с рисунками и иллюстрациями по сказке.  Оформляется выставка детского творчества  (лепка персонажа сказки «Колобок», рисование «Русская народная сказка «Колобок», аппликация «Колобок и лиса», конструирование из напольного конструктора «Дорожка для Колобка»).

Третий этап – завершающий.  Воспитатели совместно с детьми показывают спектакль кукольного театра для детей группы. После чего проходит совместное чаепитие с просмотром видеоматериалов.

Таким образом, проект  не только обогащают детей знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. 

Работа над проектом способствует  развитию  речи, творческих способностей, фантазий  детей, побуждает детей к активному участию в театрализации.  Стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы. Улучшает взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнерские отношения, способствует объединению  всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Используемая литература

  1. Давыдова О.И., Майер А. А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. -сост. Пяткова Л.П. – Волгоград: Учитель, 2013
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2012
  4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2012
  5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
  6. В.В. Гербова, Т.С. Комарова – 3-е изд. «Мозаика – Синтез», 2006
  7. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.