Главные вкладки

    Проект "Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»"
    проект (младшая группа)

    Тимофеева Ирина Александровна
      Проект
    Развитие речи детей  младшей группы на материале русской народной сказки
    «Колобок» 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_skazke_kolobok.docx115.02 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное  учреждение

    «Детский сад № 1 «Алёнушка» Туринского городского округа

      Проект

    Развитие речи детей  младшей группы на материале русской народной сказки

    «Колобок»

    https://i.ytimg.com/vi/8yuYdRq18XE/hqdefault.jpg

                                                                           Подготовила:

    Воспитатель  

                                                                           группы « Фиксики»

                                                                           Тимофеева Ирина Александровна

                                                                 

    Г.  Туринск 2019 г.

    Введение

    1.1. Актуальность  проекта.  Младший возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи  взрослого и ребенка.   Роль развития речи ребенка на третьем, четвёртом  году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических,  лингвистических Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

    Анализ литературы и практический опыт показал, что назрела необходимость в интеграции инновационных  технологий и ИКТ в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

    Цель проекта: речевое развитие детей младшего   дошкольного возраста в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

    Объект: речевое развитие детей  младшей группы (3-4года).

    Предмет: педагогические условия успешного развития речи у детей  младшего возраста на материале русской народной сказки «Колобок».

    Задачи:

    • Развитие познавательных способностей детей
    • Развитие  связной речи для выражения игровых и бытовых действий 
    • Расширение и обогащение активного словаря
    • Знакомство с детской литературой и русским  фольклором
    • Совершенствовать грамматическую культуру речи
    • Соответствие речевого развития  детей  возрастной норме

    Участники проекта:  воспитатель, дети   младшей группы, родители.

    Вид: сюжетно-ролевый, среднесрочный

    Срок реализации:  2 недели.

    Предполагаемый  результат проекта:

    • Выставка творческих работ детей.
    • Выставка альбома с рисунками и иллюстрациями по сказке.
    • Организация образовательного процесса в нескольких направлениях, обеспечивая взаимодействия воспитателя и специалистов.
    • Интегрированные занятия.
    • Обеспечение более высокого темпа общего и речевого развития детей при реализации принципа комплексности.

    1.2.Теоретическое обоснование проекта.

            Если задать ребенку вопрос: « Что ты больше всего любишь делать?» На него большинство детей ответят, одним словом: «Играть!»  Дети  играют дома, в гостях, на улице, в детском саду.  Любое увлекательное занятие для ребенка обозначается для них словом «игра». Через игру он познает окружающую  действительность,  свой внутренний мир

    На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая способствует развитию речи детей.

    Анализ поведения детей  младшего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

     Актуальной задачей является создание в образовательном процессе  современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что соответствует ФГОС.

    Практический опыт  и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и  «зону ближайшего развития».  

    Для решения этой проблемы  мы  обратили внимание на метод проектов, который позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширить образовательное пространство, сочетается с разными формами, методами работы  и средствами, реализуемыми в образовательном процессе, в том числе с  ИКТ.

    Для решения этих задач мы выбрали проектный метод, так как именно он помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, что позволяет  усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.

    Использование проектной деятельности для развития речи  специалисты советуют с сюжетно-ролевых  проектов, так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Возраст от трех до семи лет Л. С. Выготский назвал возрастом игры и сказки. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.  В сюжетно-ролевых-игровых    дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.    Для детей  младшей  группы (3 –4 лет) предлагается использовать  русскую народную сказку «Колобок»  и  следующие методы и приёмы  работы:

    Чтение: Воспитатель своим  интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение.

    Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми.

    Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

    Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактное мышление, обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

    В качестве заместителей можно использовать разнообразные геометрические фигуры.

    Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

    Например, в сказке "Колобок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: колобок - желтая; зайка – белая ; лиса – оранжевая и т.д.).

    Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают развитие речи детей в разных видах художественной и театрально-игровой деятельности по тексту знакомой русской народной сказки «Колобок».

    2.1. Проектная часть

    Алгоритм проекта «Русская  народная сказка «Колобок»

    Этапы

    Алгоритм

    1. Подготовительный
    • Определение педагогами  цели и задач проекта.
    • Обсуждение наиболее перспективных идей и возможных вариантов успешного  решения проектного задания.
    • Определение необходимых средств реализации проекта.
    • Изучение методической литературы.
    • Подбор литературы, иллюстраций, стихов и  мультфильмов для детей.
    • Наглядная информация на стендах и в папках передвижках: «Развитие воображения и творческих способностей в раннем возрасте»,  «Поиграем с детьми», «Воспитание сказкой».
    •  Созданию в группе предметно – развивающей среды.

    Работа с родителями:

    • Привлечь родителей к созданию в группе предметно – развивающей среды. Игры –своими руками.
    1. Основной

    Работа с детьми:

    • Чтение воспитателем сказки «Колобок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.
    • Просмотр, мультфильма  «Колобок».
    • Лепка колобка.
    • Рисование колобка.
    • Аппликация по сказке «Колобок и лиса»
    • Конструирование дорожки для колобка.
    • Игра «Угадай, из какого произведения  пришли эти герои»?
    • Отгадывание загадок про животных.
    • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке».
    • Игра «Куда укатился колобок?»
    • Разучивание песен «Зайчик» и «Медвежата».
    • Разучивание на прогулке подвижных игр: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,
    • Воспитатель  разучивают с детьми стихи.
    • Видео и фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.

    Оснащение предметно – развивающей среды:

    • Выставка иллюстраций по русской   народной сказке «Колобок» в группе.
    • Выставка детского творчества (аппликации, лепки, рисунков).

    3.Завершающий

    • Кукольный  театр  «Колобок»
    • Презентация проекта, размещение отчёта о проекте (видеоролик) на страничке сайта

    2.2. Содержание проекта

    Согласно ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста  является приоритетным в системе дошкольного воспитания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС  одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому  определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    Поэтому мы уделяем особое внимание проектной деятельности детей. Предлагаемый проект предполагает речевое развитие дошкольников в проектной деятельности с использованием ИКТ на материале русской народной сказки «Колобок».

    Проект реализуется на протяжении трёх этапов.

    Первый этап – подготовительный.  Перед педагогами ставится цель и задачи  проекта, обсуждаются наиболее перспективные идеи и возможные варианты успешного  решения проектного задания, определяются необходимые средства для реализации проекта, изучается методическая литература.

    Педагоги подбирают художественную литературу, иллюстрации, стихи, мультфильмы русской народной сказки «Колобок».

      Обсуждают музыку, песни, сценарий  спектакля кукольного театра русской народной сказки «Колобок».

    Второй этап – основной. Работа на данном этапе проходит в двух направлениях: работа с детьми,  оснащение предметно-развивающей среды.

    Работа с детьми. Педагог читает детям русскую народную сказку «Колобок», беседует с детьми по её содержанию, рассматривают иллюстрации, смотрят мультфильм.  После чего дети лепят персонажей сказки «Колобок», создают иллюстрации к сказке с помощью воспитателя, выполняют аппликацию «Колобок», строят из конструктора дорожку для колобка. Педагог с детьми разучивает пальчиковые гимнастики по теме проекта: «Зайка», «Жили-были зайчики на лесной опушке», «На лесной лужайке». Дети отгадывают загадки по сказке, играют в игры «Куда укатился Колобок?».  На прогулке разучивают подвижные игры: «Медведь и дети», «Волк и овечки», «Зайчики и домики»,

    Музыкальный руководитель подбирает музыку, песенки к сказке. Воспитатель  разучивают с детьми стихи.

    Оснащение предметно – развивающей среды.  В группе создается предметно-развивающая среда по теме русской народной сказки «Колобок», в театральном уголке выкладывается русская народная сказка «Колобок», персонажи  сказки, мини декорации. В книжном уголке оформляется выставка книг русской народной сказки «Колобок» разных иллюстраторов, альбомов с рисунками и иллюстрациями по сказке.  Оформляется выставка детского творчества  (лепка персонажа сказки «Колобок», рисование «Русская народная сказка «Колобок», аппликация «Колобок и лиса», конструирование из напольного конструктора «Дорожка для Колобка»).

    Третий этап – завершающий.  Воспитатели совместно с детьми показывают спектакль кукольного театра для детей группы. После чего проходит   просмотр  видеоматериалов.

    Таким образом, проект  не только обогащают детей знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. 

    Работа над проектом способствует  развитию  речи, творческих способностей, фантазий  детей, побуждает детей к активному участию в театрализации.  Стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы. Улучшает взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнерские отношения, способствует объединению  всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

    Используемая литература

    1. Давыдова О.И., Майер А. А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2006
    2. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. -сост. Пяткова Л.П. – Волгоград: Учитель, 2013
    3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2012
    4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс, 2012
    5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
    6. В.В. Гербова, Т.С. Комарова – 3-е изд. «Мозаика – Синтез», 2006
    7. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
    8. Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.

    Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное  учреждение

    «Детский сад № 1 «Алёнушка» Туринского городского округа

    Конспект занятия

    в младшей группе  

    (3-4года)

    Тема: «Путешествие в сказку

    «Колобок».

    https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/08/cd02881faa7204faef8d219d4631928f.jpg

    Составитель: Тимофеева И. А.

    2019г.

    Цель: Формирование диалогической речи детей, как средства коммуникации.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    - Повторять и закреплять знание героев русской народной сказки « Колобок»;

    - Способствовать расширению активного словаря детей, обозначающего предметы (название животных, действия, признаки животных);

    - Способствовать формированию у детей умения строить предложения; понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого;

    - Упражнять детей в произношении звука «у».

    2. Развивающие:

    - Создавать условия для развития речевого дыхания, слухового, зрительного внимания мышления, воображения;

    - Развивать мелкую моторику рук.

    3. Воспитательные:

    - Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, интерес к художественной литературе.

    Предпосылки к формированию УУД:

    Познавательные умение выделять признаки объектов, обобщать на понятийном уровне (понятие « игрушки»);

    Коммуникативные - умение слушать и понимать чужую речь, устанавливать контакт со взрослым (диалог); понимание чувств другого; владение элементами культуры общения ( умение приветствовать, благодарить, прощаться);

    Личностные - желание прийти на помощь сказочному герою, предпочтение социальной оценки своих знаний ( поощрение- сладости);

    Регулятивные - умение слушать и выполнять инструкции взрослого.

    Оборудование: Презентация, игрушки, поднос, жёлтые салфетки, 2 корзинки.

    Ход занятия.

    1.Орг. момент 

    1)«Приветствие»

    Вот уж все и собрались.

    Мы можем начинать!

    Но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать!

    - Скажем «Здравствуйте» руками – дети машут руками.

    - Скажем «Здравствуйте» глазами – дети моргают глазками.

    2) Игра «Тихо - громко»А теперь скажем тихо, громко, шепотом. ( Здравствуйте)

    3)Мотивация

    - Ребята, вы любите сказки? (Да!) Я приглашаю вас в сказку.

    Вставайте перед своими стульчиками. Надо дружно сказать волшебные слова:

    «1,2,3 –покружись, сразу в сказке окажись!»

    2.Основная часть.

    ( СЛАЙД 2)

    - Вот мы с вами и в сказке. Посмотрите, дом стоит. А кто в нем живет?

     ( Дедушка и бабушка) ) (СЛАЙД 3)

    -Ребята, они очень грустные. Дедушка, бабушка, что случилось?

    ( СЛАЙД 4)

    Испекли они Колобок, положили на окошко остужаться, а он в лес укатился.

    ( СЛАЙД 5) А там звери лесные, вдруг с Колобком беда случится?

    - Ребята, можно убегать далеко от дома? ( Нет)

    - Не переживайте, дедушка и бабушка, мы поможем найти Колобка.

    ( СЛАЙД 6)

    - А вот и дорожка, по которой мы пойдем в лес. Вставайте около своих стульчиков.

    По дорожке мы пойдём, Топ –топ, топ-топ

    Может Колобка найдём? Топ-топ! ( Садитесь)

    1) ЗАЯЦ

    - Кого первым встретил Колобок на своем пути? (Колобок встретил зайку.)

    ( СЛАЙД 7)

    -Ребята, все вместе поздороваемся с Зайчиком. (Здравствуй, Зайка)

    - Какого цвета у Зайки шёрстка? Какие уши? ( Длинные) Хвост? ( Короткий).

    - Что сказал Зайка Колобку при встрече? ( Колобок, Колобок, я тебя съем!)

    - Ребята, чтобы Зайка не съел Колобка поиграем в его любимую игру.

    Д/И « Скажи ласково»

    У Зайца не уши, а …ушки.

    Не лапы, а …лапки.

    Не глаза, а ….глазки.

    Не хвост, а …хвостик.

    - Зайка, скажи, не видел ли ты Колобка, мы его разыскиваем! (Воспитатель прислушивается и говорит от лица зайца)

    - Зайка говорит, что Колобок покатился дальше по дорожке.

    -Давайте дружно поблагодарим Зайку. (Спасибо.)

    2) ВОЛК.

    - А мы отправляемся дальше.

    ( Слайд 8)

    - Ребята, вы узнали кто это? (Волк) Поздороваемся с волком вот так:

    П/Г « Серый волк»

    Здравствуй, здравствуй, серый волк, (пожимать ладони, меняя их положение)

    Серый волк – зубами щелк. (показать «пасть»)

    Ты детишек не пугай (погрозить пальцем)

    Лучше с нами поиграй! (сжимать и разжимать кулачки)

    - Ребята, какую песенку поёт Волк? ( У-У-У)

    Артикуляционная гимнастика « У-У-У».

    - Давайте вместе с Волком споём его песенку. Сначала громко, тихо, а теперь шепотом.

    -Какие молодцы, правильно песенку пели.

    Волк воет, потому что ему грустно, у него нет игрушек. Предлагаю с ним поиграть.

    Д/Игра «Самый внимательный».

    ( На столе 5 предметов: машинка, мячик, мягкая игрушка, кукла, резиновый медведь )

    - Посмотрите, что лежит на столе? Как можно назвать одним словом? ( игрушки)

    - Закройте глазки. Какую игрушку взял волк поиграть? ( Мячик)

    - Теперь волк не будет скучать, а мы отправляемся дальше.

    3) МЕДВЕДЬ.

    - Ребята, а кто следующим повстречался Колобку? ( Медведь)

    ( СЛАЙД 9)

    -А вот и Медведь. Поздороваемся с ним все вместе. ( Здравствуй, Медведь)

    - Ребята, какой медведь? (Косолапый, коричневый, мохнатый, большой)

    - Мишка, скажи, не видел ли ты Колобка?

    - Мишка говорит, что видел Колобка , хотел с ним поиграть, а он от него укатился.

    - Мишка, мы с ребятами поиграем с тобой. Вставайте около стульчиков.

    Ф/М "Медведь по лесу бродит"

    Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

    Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

    Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

    А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

    А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

    Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

    Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. ( садятся на стульчики, руки под щеку, наклонить голову)

    - Медведю понравилась игра. Он говорит, ищите Колобка на лесной поляне.

    Ребята, дружно поблагодарим Мишку (Спасибо).

    4) ЛИСА.

    -Кого встретил Колобок потом? ( Лису)

    ( СЛАЙД 10)

    - А вот и ЛисаРебята, дружно поздороваемся с Лисой. (Здравствуй, Лиса)

    - Ребята, какая Лисичка? ( Рыжая ,красивая, пушистая, хитрая)

    - Лисичка, не видела ли ты Колобка?

    -Лисичка говорит, что Колобок у нее, и она нам его отдаст, если мы ей подарим другого Колобка.

    - Ребята, предлагаю слепить Колобка из салфеток?

    5) Практическая часть

    - Возьмите в руку салфетку.

    Воспитатель проговаривает с детьми стихотворение и ритмично, сжимает жёлтую салфетку в ком. Дети повторяют.

    П/Г Мы лепили Колобка.

    Тесто мяли мы слегка.

    А потом его катали,

    А потом его катали

    И друг другу показали. ( Складываем в корзинку)

    ( СЛАЙД 11)

    - Молодцы, славные получились Колобки. Какого они цвета? ( жёлтые) Лисичка очень довольна и вернула нам Колобка. Давайте вместе поблагодарим Лису. ( Спасибо, Лиса)

    - Ребята, мы нашли Колобка, пора возвращаться к бабушке и дедушке. Вставайте около своих стульчиков.

    Зашагали наши ножки

    Дружно по дорожке.

    К бабушке да к дедушке. (Дети идут и проговаривают слова вместе с воспитателем)

    - Вот мы и пришли. Бабушка, дедушка, вот ваш Колобок. Посмотрите, как обрадовались дед и баба. ( СЛАЙД 12)

    4.Итог занятия

    - Ребята, наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад.

    Закройте глаза, скажем волшебные слова:

    1,2,3,4 5 –в группу мы пришли опять.

    -Ребята, вам понравилось наше путешествие? В какой сказке мы побывали? Кого вернули домой? Молодцы, вы смелые ребята, смогли вернуть Колобка домой! В благодарность вам, дедушка и бабушка передали вкусные гостинцы. Наше занятие закончено. Спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»

    Педагогический проектРазвитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки«Колобок»...

    Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок» Подготовила:

                         1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а осо...

    Сценарий драматизации сказки в стихах «Аппетитный колобок» для детей средней группы (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)

    По мотивам русской народной сказки "Колобок"Программное содержание:1. Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности.2.Продолжать развивать способность ...

    Конспект подгруппового занятия "Формирование слухового внимания и фонематического восприятия у детей 2-4 лет с ОНР. ( на материале русской народной сказки "Колобок")

    Закрепление умения вслушиваться в речь взрослого, работа над пониманием вопросов, соотнесение предмета с картинкой и тем, как он звучит, работа над слоговой структурой слова (односложными и двух...

    Педагогический проект Развитие речи детей 2 младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»

    Введение                      1.1. Актуальность  проекта. Ранний возраст является наи...