Рабочая программа по речевому развитию на первую младшую группу
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Пантелеева Светлана Юрьевна

Рабочая программа на год по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Речевое развитие

Основу настоящей программы составляет соответствующий раздел программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы которое обеспечивает своевременное психическое развитие детей третьего года жизни.У ребёнка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путём словесного обращения ко взрослому или сверстнику. Следует так же обогащать словарь ребёнка, используя существительные, глаголы, прилагательные и предлоги.

Для этого необходимо:

Внимательно и заинтересованно выслушивать детей;

Много говорить самому;

Вовлекать детей в разговор на определённую тему;        

Помогать им вступать в разговор со взрослыми и сверстниками.

Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребёнка 2–3 лет. Для этого возраста характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна высокая общая речевая активность малышей: они повторяют то, что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова.  Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисовании, конструировании). Возникает описательная речь, речь-монолог, появление которой связано с ростом самостоятельности ребёнка, расширением круга его представлений. В этот период дети начинают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о развитии мышления, а именно обобщения, умозаключения наглядно-действенного характера, познавательной активности. Важным достижением в развитии речи детей данного возраста является словотворчество.  

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 2 – 3 лет:

1) Развитие познавательной речевой активности.

2) Развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.

3) Формирование описательной развернутой речи детей.

4) Формирование планирующей функции речи ребёнка.

5) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание. Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов Комплексной программы «Детский сад 2100».

Основные направления работы:

• обогащение словаря ребёнка;

• развитие грамматического строя детской речи;

• развитие эмоциональной выразительности речи;

• совершенствование звуковой стороны речи малыша;

•   обучение пониманию произведений русского поэтического фольклора.

Педагогические условия развития речи детей:

•   общение взрослого с ребёнком во всех видах и сферах деятельности;

•   удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками,

детьми разного возраста;

• высокая культура речи взрослых;

• содействие развитию слуха и речевого аппарата;

•   обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развитая;

•   проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей;

•   предоставление малышам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.

Содержание работы

1. Обогащение словаря ребёнка:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;

– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

2. Развитие грамматического строя детской речи:

– формирование навыка употреблять конструкции типа  «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);  

– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;

– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;

– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.

– развитие умения употреблять в речи предлоги, прилагательные,

наречие;

– развитие умения составлять сложные предложения.

3. Развитие эмоциональной выразительности речи:

– развитие детского словотворчества;

– развитие умения слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки;

– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.

4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша:

– развивать артикуляционный аппарат;

– развивать способность к различению звуков языка;

– формировать правильное произношение звуков.

Дети

 владеют активной речью, включенной в общение; могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; знают названия окружающих предметов и игрушек;

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дети могут иметь представления:

Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство

 (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

                   Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы.

                   При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада Гербова.В.В.

Наглядно-дидактические пособия: 

 «Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, грибы, цветы», « Профессии. Человечки, схемы, знаки», « Посуда. Одежда», « Одежда, обувь» «Игрушки.  Инструменты. Спортивный инвентарь», «Дома, улицы, транспорт. Мебель. Электроприборы»,«Продукты питания», « Рыбы. Насекомые», «Птицы»,  «Животные».

  • Обучающие  картинки для малышей  (Посуда, одежда, животные Сибири, цветы и.т.д.)
  • Плакаты: « Мы играем», «Мы гуляем» «Домашние животные», « Праздники», « Москва столица нашей Родины»

  • Муляжи фруктов и овощей.

Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок.ру», detsad-kitty.ru, nsportal.ru, planetadetstva.net

Календарно - тематическое планирование

Речевое развитие

Количество часов  -38   в год

в неделю  1

Планирование составлено на основе Занятий по развитию речи в первой младшей группе детского сада Гербова.В.В.

……………………………………………….

№/пп

Тема занятия

Календарные сроки

планируемые

фактические

Вводный стартовый мониторинг (2 ч.)

1

Мониторинг

02.09.15

2

Мониторинг

09.09.15

3

Путешествие по территории участка

16.09.15  

4

Путешествие по комнате

23.09.15

5

Д/и «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

30.09.15

6

Игра- инсценировка «Про девочку Машу и Зайку- Длинное ушко»

07.10.15  

7

Д/и «Поручения» дидак. Упражнение «Вверх-вниз»

14.10.15

8

Дидактическое упражнение «Кто что съест?» Скажи «а»

21.10.15  

9

Д/и «Кто ушёл, кто пришёл?» Чтение потешки «Наши уточки с утра.

28.11.15

10

Дидактическое упражнение «Ветерок» Чтение стих-я А.Барто «Кто как кричит?»

04.11.15

11

Дидактическое упражнение «Это я придумал» Чтение рус. народной потешки «Пошёл котик на Торжок»

11.11.15

12

Чтение сказки «Козлятки и волк»

18.11.15    

13

Дидактическое упражнение «Выше-ниже, дальше-ближе»

25.11.15  

14

Д/и на звукопроизношения звуков «м-мь,п-пь,б-бь» Д/и «Кто ушёл, кто пришёл?»

02.12.15

15

Инсценировка сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»

09.12.15

16

Инсценировка сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»

16.12.15

17

Д/и на звукопроизношения звука «Ф», д/и «Далеко-близко»

23.12.15

18

Рассматривание иллюстраций к сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»

30.12.16

19

Д/и «Подбери перышко»

13.01.16

20

Рассматривание сюжетных картинок

20.01.16

21

Чтение сказки Толстого.Л.Н.  «Три медведя»

27.01.16    

22

Д/и  «кто позвал?»

03.02.16  

23

Составление рассказа «Как мы птичек кормили2

10.02.16  

24

Чтение потешки «Наша Маша маленькая», стихотворения С. Капутикян «Маша отобедает..»

17.02.16

25

Рассматривание сюжетной картина

24.02.16

26

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя», д/и «Чья картина?»

02.03.16    

27

Рассматривание сюжетных картинок

09.03.16  

28

Рассматривание иллюстраций к произведению К.Чуковского «Путаница»

16.03.16  

29

Д/у «А уходит от нас киска»   Чтение стихотворения Г.Сапкира «Кошка»

23.03.16

30

Д/у «Как можно медвежонка порадовать»

30.03.16

31

Чтение сказки «Маша и медведь»

06.04.16

32

Рассматривание иллюстраций к сказки «Маша и медведь»

13.04.16

33

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

20.04.16  

34

Купание куклы Кати

27.04.16  

35

Повторение пройденного материала

04.05.16  

36

Рассматривание картины Дети кормят курицу ицыплят»

11.05.16

Мониторинг 2ч

37

Мониторинг

18.05.16

38

Мониторинг

25.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе.

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство» руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобер...

Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе

  Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М...

Рабочая программа по речевому развитию в 1 младшей группе

Рабочая программа по речевому развитию в 1 младшей группе...

Фрагмент рабочей программы по речевому развитию детей в старшей группе (с использованием оборудования LEGO DUPLO «Моя первая история»)

Конструктор LEGO DUPLO «Моя первая история» предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и ис...