Конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Харченко  Елена Николаевна

Образовательная область: познавательное  развитие

Вид деятельности:  образовательная

Возрастная группа: старшая  группа

Тема: «Солдатская сказка» (По произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о празднике Победы.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Совершенствовать знания дошкольников о героизме советских  воинов во время Великой Отечественной войны;

Поддерживать  интерес  к художественной литературе;

Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме: «Защитники Отечества»;

Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов с приставками, употребление предлогов);

Развивающие задачи:

Развивать  интерес и любознательность к историческим фактам и событиям;

Формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания;

Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов;

Развитие координации речи с движением;

Развивать способность анализировать поступки героя сказки;

Развивать чувство ритма и высшие психические функции.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами;

Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности  и любовь к Родине.

Предварительная работа:

Видеозапись интервью;

Беседы о Родине;

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне   Разучивание песен, стихов;
 Рассматривание карт военных действий;

Оформление альбомов боевой славы.
Словарная работа: Дон, Висла.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование,  аудиозапись песни «Вальс Победы», муз.  Александра Варламова, сл. Раиса Панина, простые карандаши по количеству детей, три самолета-магнитика разного цвета, магнитная доска, изображения взлетной полосы, двух облаков, радуги, леса, вырезанные из бейджиков звезды, витражные краски по количеству детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_soldatskaya_skazka.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное  развитие

Вид деятельности:  образовательная

Возрастная группа: старшая  группа

Тема: «Солдатская сказка» (По произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о празднике Победы.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Совершенствовать знания дошкольников о героизме советских  воинов во время Великой Отечественной войны;

Поддерживать  интерес  к художественной литературе;

Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме: «Защитники Отечества»;

Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов с приставками, употребление предлогов);

Развивающие задачи:

Развивать  интерес и любознательность к историческим фактам и событиям;

Формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания; 

Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов;

Развитие координации речи с движением;

Развивать способность анализировать поступки героя сказки;

Развивать чувство ритма и высшие психические функции.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами;

Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности  и любовь к Родине.

Предварительная работа:

Видеозапись интервью;

Беседы о Родине;

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне   Разучивание песен, стихов;
 Рассматривание карт военных действий;

Оформление альбомов боевой славы.
Словарная работа: Дон, Висла.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование,  аудиозапись песни «Вальс Победы», муз.  Александра Варламова, сл. Раиса Панина, простые карандаши по количеству детей, три самолета-магнитика разного цвета, магнитная доска, изображения взлетной полосы, двух облаков, радуги, леса, вырезанные из бейджиков звезды, витражные краски по количеству детей.

Ход деятельности:

Учитель-логопед:

Ярок день с утра, чудесен,

Весь цветами он расцвел!

Слышим мы звучанье песен,

Праздник в гости к нам пришел!

Знают этот праздник всюду,

Отмечают по стране,

Днем Победы называют

Люди все по всей земле!

Этот день – не просто замечательный праздник, в этот день закончилась страшная и жестокая война, которая длилась целых 4 года. А началась она неожиданно. В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными     для себя делами. Взрослые были на работе, школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в «дочки матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово- Война... Вторая мировая война была страшнейшей в истории человечества. В памяти тех, кому пришлось через неё пройти, навсегда осталось военное тяжёлое время. Война стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи.  Давайте посмотрим, ребята, что вы рассказывали о своих дедушках, защищавших Отечество.

Видеоинтервью

Учитель-логопед: Ребята, я расскажу вам одну историю, которая случилась во время  Второй мировой войны. Один мальчик подарил своему папе Петру Терентьеву, уходившему на войну, жука-носорога в коробочке. В минуты отдыха, в перерывах после боя, солдат любовался подарком, разговаривал с ним, вспоминал сынишку. На сердце становилось легче и радостней от прикосновения к этому маленькому существу. Бойцу казалось, будто бы он прикасается к частичке родной земли, родного сада, в котором обитал жук. Казалось, будто он чувствует на спинке жука прикосновение маленьких, теплых пальчиков его сынишки, а нелепое жужжание насекомого мгновенно заставляло вспоминать детскую песенку его сыночка.

Ребята, давайте,  мы с вами её тоже исполним.

Двигательно-речевая миниатюра  «Жук»

Жук, жук, пожужжи,  (машут руками)

Где ты прячешься, скажи! (поочередно прикладывают руки под козырек и смотрят в разные стороны)

Жу, жу, жу, жу, (машут руками)

Я на дереве сижу. (присаживаются на присядки)

Жук, жук, покажись (руки согнуты в локтях, одна поверх другой и грозят пальцем правой руки)

Надо мною покружись! (кружатся и машут руками)

Жу, жу, жу, жу,   (машут руками)

Я летаю и кружу. (бегают, кружатся и машут руками)

Учитель-логопед: Но вот, однажды, жук, немного отодвинув коробочку, решил, что пора освежиться и размяться. Он вылез из коробочки и о, ужас, такой грозы он ещё не видел. Молний было много, а звезды не висели в небе, как им полагалось, а взлетали с земли и гасли. Разве мог знать жук, что шёл страшный бой, самолеты противника бомбили все вокруг. Бедный жук очень испугался. Его подбрасывало со стороны в сторону, трусило и кружило со страшной силой. Он спрятался за листочек, но это не помогло. Через несколько секунд снаряд разорвался где-то поблизости. Изрешеченный осколками листок отпал, а жука оглушило, и он без чувств остался лежать на земле. После боя солдат обнаружил, что жука в коробочке нет, и сильно огорчился. Друзья поддерживали Петра, говоря, что нет  никакой пользы от жука. Солдат отвечал: «Да разве польза нужна, ведь самое главное это память». Вскоре жук очнулся и возвратился к своему хозяину. Боевые товарищи даже пошутили, дескать, верный жук, как собака, по запаху нашёл своего хозяина. С тех пор Петр перестал сажать жука в коробочку, а носил его в сумке из-под противогаза. Часто самолеты фашистов бомбили наши территории, но и русские солдаты давали достойный отпор противнику. Наши бойцы отлично управляли танками и самолётами. И мы с вами сейчас поучимся это делать. Поиграем в игру, которая называется «Разноцветная эскадрилья».

Игровое упражнение «Разноцветная эскадрилья»

Учитель-логопед помещает на доску изображения взлетной полосы, двух облаков, радуги, леса. Берет в руки несколько разноцветных самолетиков-магнитов.

Учитель-логопед: Сейчас вы самолетами разноцветной эскадрильи будете совершать разные действия, и рассказывать об этом.

1-й ребёнок: Синий самолет взлетает в небо.

2-й ребёнок: Красный самолёт залетает за облако.

3-й ребёнок: Зеленый самолет подлетает к лесу.  (И т.п.)

В конце игры учитель-логопед может предложить детям еще раз назвать слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» (взлетает, подлетает ит.п.)

Учитель-логопед: Ребята, а мы возвращаемся к нашей истории про солдата и  жука-носорога. Много повидали верные друзья во время войны: голод и лишения, жестокие обстрелы, гибель товарищей. Сколько ужасных боев им довелось пережить! Однажды, во время одного из смертельных боев, жук проснулся от сильной тряски. Все кругом горело и полыхало. Солдат бежал в атаку, а верный жук летел рядом. Неподалеку разорвался снаряд, жук потерял сознание. Когда он очнулся, было тихо. Лапы были целы, крылья были на месте. Он долго кружил над пшеничным полем и когда крылья совсем устали, он увидел сумку Петра. Друзья тем временем уже искали своего боевого товарища, но его нигде не было. Солдаты увидели жука. Жук пролетел мимо них и опустился на сумку. Товарищи Петра, подняв сумку и ничего не обнаружив, хотели двинуться дальше, но жук не давал им пройти. Он кружил вокруг них, летел им прямо в глаза, сильно жужжал, как будто бы говорил, что уходить нельзя, а искать нужно здесь. Солдаты остановились, а жук опустился на небольшую кучку земли. Бойцы догадались и начали рыть то место, на которое указал жук. Уже совсем скоро они откапали своего боевого товарища, он был живой, только оглох немного, да и это скоро прошло. Верный жук обрадовался и опустился на плечо своего хозяина. Так жук спас жизнь солдату Петру Терентьеву.

Ребята, на войне случалось всякое, иногда животные подсказывали человеку, какую либо информацию, а иногда люди специально зашифровывали какие-нибудь тайные послания, чтобы враг не догадался и не мог её прочитать. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Азбука Морзе» станем  радистами, будем передавать зашифрованную тайную информацию. Для этого необходимо внимательно слушать и простукивать разные сообщения.

Учитель-логопед прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу карандашами.

Игра «Азбука Морзе»

Учитель-логопед: Возвращаемся к нашей истории. Жук прошёл всю войну с Петром. Он видел Дон (река в европейской части России), Вислу(река в Польше) и даже Германию. Дым от тяжелых боев был такой, что казалось, горела сама земля. Жук оглох от грома и пушек и сидел в сумке, тихо, не шевелясь. Наступила долгожданная победа. Вскоре Петр вернулся домой. Сынишка, прильнув к отцу, поинтересовался, где же его подарок. Отец с гордостью открыл свою сумку и показал своего боевого товарища-жука. Сын и отец решили его выпустить в сад, на дерево, где жили такие же жуки, чтобы он создал семью, растил маленьких деток, радовался жизни и рассказывал всем жукам про свое геройское поведение.

Ребята, мы с вами тоже будем радоваться жизни и бесконечно благодарить тех людей, кто такой ужасной ценой добыл для нас победу.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом,

Всей землёй

Поклонимся за тот великий бой.

(минута молчания)

Великий долгожданный день – День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Давайте поклонимся нашему цветенью, мы – юные защитники Победы, будем похожи на своих отцов, дедов и прадедов.

Учитель-логопед: Ребята, а сейчас я раздам вам звезды, но это звезды не простые. Это медали, которые вручались героям Советского союза. Они ещё не готовы, их необходимо раскрасить, просушить. А когда 9 Мая вы пойдете на парад с родителями, вы их будете вручать дедушкам и бабушкам, знакомым и незнакомым, ведь это они настоящие герои, подарившие мир, свободу, жизнь!

 Под песню «Вальс Победы» дети наносят краску на заготовленные ранее звезды.

    

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32

Конспект

подгрупповой  образовательной деятельности

для детей старшей  группы  на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)

                                                         

                                                                               

 Подготовила учитель-логопед

                                                                                МБДОУ ДС №32

                                                                                Харченко Елена Николаевна

                                                      ст. Каневская 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект совместной интегрированной деятельности по теме: «Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского» Подготовительная группа (6-7 лет)

Конспект совместной интегрированной деятельности по теме:«Литературная викторина по произведениям  К.И. Чуковского»Подготовительная группа (6-7 лет) Использование современных тех...

Сказка К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"

Уважаемые родители!Предлагаю познакомить детей со сказкой К.Паустовкого "Похождение жука-носорога"Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подари...

НОД для детей старшей группы на тему «Солдатская сказка» (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»).

Беседа о Войне. Просматривание мультфильма "Солдатская сказка" (по произведению К.Паустовского «Похождения жука-носорога»)....

Викторина для детей подготовительных групп «Зимняя сказка в произведениях русской классической литературы»

Викторина для детей подготовительной группы по произведениям русской классической литературы по зимним сказкам....

Конспект интегрированного занятия "Необычный талисман Победы" (на материале сказки Паустовского К.Г. «Похождения жука-носорога»)

Целью данного занятия  является создание условий для развития интереса у детей старшего дошколь-ного возраста  к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы и и...