Практическая консультация для воспитателей "Раз словечко, два словечко"
консультация по развитию речи на тему

Андреева Татьяна Владимировна

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, где требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

J:\ЛЕНА\фоны 9\39.jpg

Практическая консультация

для воспитателей

«Раз словечко, два словечко»

        Подготовила:

Андреева Татьяна Владимировна, воспитатель,

высшая квалификационная категория

        

J:\ЛЕНА\фоны 9\39.jpg

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, где требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.J:\ЛЕНА\фоны 9\39.jpg

Сейчас мы с вами и поиграем в такие словесные игры.

1. «Назови слово»

Для этого необходимо разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с определённым звуком. Например: для первой команды звук «с», следовательно название вашей команды может быть «самолёт». Для второй команды «з», название «зонт».

Правила игры: Необходимо назвать как можно больше слов на заданный звук. Каждой команде дается по 5 секунд, чтобы назвать слово. Затем слово называет команда соперников. Так продолжается до тех пор, пока у детей не будет подходящего ответа. Если в течение 10 секунд они не скажут слова, то право ответа переходит другой команде. В этом туре побеждает команда, которая последней дала правильный ответ. Далее игра продолжается, и команды называют слова, которые начинаются уже с других звуков. Побеждает та группа детей, которая в течение трех туров выиграла 2 или даже3 раза.

2.«Бросаемся слогами»

Правила игры: Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы

 получилось слово. 
Примеры: 

- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар. 
- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска. 

3.Игра «Скажи наоборот»

Правила игры: Взрослый называет слово (существительное, прилагательное, глагол, наречие), а ребёнок подбирает и называет к заданному слову антоним.

Примеры: друг – враг, длинный – короткий, ложиться – вставать, высоко – низко.

4.Игра «Скажи ласково»

Правила игры: взрослый называет предмет, ребёнок должен назвать этот же предмет ласково.

Примеры:

стул – стульчик, мяч – мячик, сумка – сумочка.

5.Словесный волейбол

Правила: Все встаем в круг. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол.

Примеры: Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры. J:\ЛЕНА\фоны 9\39.jpg

6.Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

Правила: Вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает.
Примеры: 
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
- Что бывает длинным?(коротким) 
- Что бывает широким (узким)? 
- Что бывает круглым ( квадратным)? 
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

7.«Я в корзинку положу»

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться.

Правила: Ведущий начинает говорить : «Я в корзинку положу» — и называет любой овощ, какой захочет. Второй повторяет: «Я в корзинку положу». При этом он должен точно назвать овощ, который называл первый участник игры, и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое.

Примеры:

Я в корзинку положу огурец.

Я в корзинку положу огурец, помидор.

Я в корзинку положу огурец, помидор, кабачок.

Я в корзинку положу огурец, помидор, кабачок, морковь.

Темы для игры могут быть разные: фрукты, обувь, одежда, головные уборы, игрушки.

8.«Четвёртый лишний»

Правила: Из четырёх слов, названных взрослым, ребёнок выбирает одно – «лишнее» - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных  трёх слов.

Примеры: Корова, овца, лошадь, лиса. Лишнее слово – лиса, потому, что это дикое животное, а все остальные домашние животные.

Вывод

Правильно организованные и систематически проводимые игры  помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Ребёнок, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития! J:\ЛЕНА\фоны 9\39.jpg

Используемая литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Консультация для родителей по развитию речи «Раз словечко, два словечко…»

Консультация для родителей "Раз словечко, два словечко..."...

Сборник практического материала "Раз словечко-два словечко..."

Сборник практического материала "Раз словечко-два словечко..."...