Конспект образовательной ситуации по развитию речи "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Белицкая Анна Алексеевна

Конспект проведения образовательной ситуации по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе по теме: "Заюшкина избушка" с помощью метода моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayashkina_izbushka.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

Конспект проведения образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе по теме:

пересказ сказки «Заюшкина избушка»

с помощью метода моделирования

Подготовила:

Белицкая А.А. – старший воспитатель

Каневская 2015 г.

Тема:

пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Цель:

Углубить восприятие сказки за счёт выявления сюжетной линии и обсуждения эмоциональных переживаний главного героя.

Программное содержание:

  • Развивать у детей умение самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели
  • Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы и проблемные ситуации по содержанию прочитанной сказки по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи
  • Развивать лексическую выразительность за счёт использования некоторых народных речевых оборотов
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Материалы:

Игрушка-заяц (би-ба-бо), сундучок с сюрпризами, книга со сказкой, записка с текстом, модель сказки с иллюстрациями (по количеству детей), карточки с текстом для воспитателя.

Предварительная работа:

Прочтение сказки. Её обсуждение («Про кого эта сказка? Что случилось с зайкой? Кто хотел ему помочь? Как помог петушок зайцу?»). Беседы о диких животные, их повадках и поведении в реальном мире. Соотнесение сил и возможностей животных с ожиданиями зайца. Обсуждение: почему сильные в жизни животные показаны в сказке испугавшимися лисы? Словарная работа: обсуждение слов и словосочетаний: избушка, лубяная, клочки по закоулочкам, коса, шпоры. Создание изображений героев сказки в технике «рваной аппликации». Рисование главного героя – зайца – методом примакивания.

ХОД образовательной ситуации:

1.Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я к вам привела? (Появляется грустный заяц)  Я его встретила по дороге в детский сад. Мне кажется, у него что-то случилось. А как вы считаете? Почему вы так думаете? (спрашивает мнение всех детей, желающих высказаться).

Дети описывают настроение зайца.

Воспитатель: Зайчишка, что с тобой случилось? Какая беда приключилась? Ты нам с ребятами расскажи. Может, мы помочь тебе сможем?

Заяц: Ой, ребятки, как же мне не плакать? Был у меня домик лубяной, а у лисы – ледяной. Весной у неё домик ручьём убежал, она ко мне в гости попросилась, да и выгнала меня из моего маленького домика. (Плачет) Брёл я, брёл, куда глаза глядят, да со страниц своей книжки вывалился.

Воспитатель: Не плачь, зайка, мы сейчас прочитаем твою сказку и поможем тебе вернуться обратно. Хотите помочь зайчику, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки зайчик? Кто хочет ответить?

Дети: Да! Из сказки «Заюшкина избушка»

2.Воспитатель: Сказку мы вспомнили, а отправить зайку в неё нам поможет наш волшебный сундучок. (Вносит сундучок) Сундучок наш, отворись, в помощь зайке пригодись!

Дети открывают сундучок, воспитатель достаёт модель сказки, записку и читает её детям.

Воспитатель: Помочь зайчишке сможет тот, кто сказку эту соберёт и рассказать зайчишке сможет!

Воспитатель предлагает детям взять карточки модели сказки с иллюстрациями, рассмотреть их и вспомнить события, изображённые на карточке.

Затем воспитатель читает сказку по своим карточкам, а дети «делят сказку на части», выставляя картинки, отражающие содержание микрочастей сюжета.

КАРТОЧКА № 1

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя – тёмная! У меня светлая, а у тебя – тёмная!

Воспитатель: Дети, посмотрите, у кого находится карточка, соответствующая этой части сказки? (ребёнок, нашедший, на его взгляд, подходящую картинку, выставляет её). Ребята, посмотрите, подходит нам эта карточка? О чём она?

(комментарии детей).

По такому же принципу проходит дальнейшая работа с моделью сказки.

КАРТОЧКА № 2

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

 — Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась лиса, пустил её заяц в избушку.

Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день лиса опять просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Воспитатель: Как вы думаете, про что эта часть истории? Как попала лисичка в лубяную избушку? Правильно ли мы подобрали картинку к этой части сказки?

КАРТОЧКА № 3

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки, — мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Воспитатель: О чём рассказывает эта картинка? Почему собаки не помогли зайчику?

КАРТОЧКА № 4

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Воспитатель: Эта картинка о чём? Что сделал волк, чтобы помочь зайчику? Почему он не помог зайчику? Подходит картинка к этой части сказки?

КАРТОЧКА № 5

 Вот заинька опять сидит и плачет. Идёт старый медведь:

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

— Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Воспитатель: Эта картинка о том, как медведь пришёл к избушке? Расскажите, как он выгонял лису? А почему не выгонял?

КАРТОЧКА № 6

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Воспитатель: Почему петушку удалось прогнать лису? Что он сделал? Какой он был по характеру?

КАРТОЧКА № 7

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Воспитатель: О чём рассказывает эта картинка? Чем закончилась сказка?

3.Пересказ сказки с опорой на модель.

Дети пересказывают сказку по частям, сохраняя последовательность событий, используя картинки модели.

Воспитатель: Ребята, карточки помогли нам быстро и правильно рассказать сказку, вспомнить её героев. Каждый из вас попробовал стать рассказчиком и помог зайчику вернуться в свою сказку. Теперь вы сможете по карточкам рассказать сказку другим ребятам.

4.В конце занятия проводится игра «Сказка в картинках». 

Карточки модели сказки с иллюстрациями перемешиваются, одна из них незаметно убирается. Педагог предлагает восстановить ход событий, рассказать, какого эпизода не хватает.

Список литературы:

  1. О.В.Акулова, Л.М.Гурович, «Чтение художественной литературы детям». Методический комплект программы «Детство». Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Москва: ТЦ «СФЕРА».

Приложение:

Текст русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась лиса, пустил её заяц в избушку.

Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день лиса опять просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки, — мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идёт старый медведь:

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

— Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: «Зайка».

Конспект образовательной ситуациипо развитию речис детьми раннего возраста.Тема: «Зайка»....

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи.

Обучение рассказыванию по картине...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: «Зайка».

Конспект образовательной ситуациипо развитию речис детьми раннего возраста.Тема: «Зайка»....

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена....

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост, косые глаза"...