Проект "Книги - лучшие друзья"
проект по развитию речи (старшая группа)

Елшанкина Елена Сергеевна

Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Книга – лучший друг" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.

Участниками проекта, реализуемого поэтапно в течение недели стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители.

В ходе подготовительного этапа была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучение методической литературы по вопросам литературного воспитания детей дошкольного возраста. Проводилось анкетирование родителей и по результатам анкетирования я определила работу с родителями и детьми.

На основном этапе реализации проекта в группе была организована выставка художественной литературы, книг по программе детского сада в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой.

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с различными произведениями, познакомились с историей книги. Продолжением работы на данном этапе стали беседы на темы «Семейное чтение», «Что может рассказать книга о себе», «Какие были книги раньше»,  «Книга – лучший друг» и др. Воспитанники рассматривали иллюстрации к книгам известных художников (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). С детьми проводились беседы о прочитанных книгах,  в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге, отношения к персонажам книги. С родителями проводились консультации «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?».

Привлекала родителей к совместной деятельности.

В рамках художественно-творческой деятельности дети изготавливали  «Закладку для книги», рисовали «Любимую  сказку», «Чебурашку», а также им были предложены раскраски по мотивам сказок. В группе мы  проводили литературную викторину «По мотивам сказок», где дети отвечали на вопросы и отгадывали сказки различных авторов.

Итогом реализации данного проекта стали экскурсия в библиотеку. Родители подготовили презентация на тему «Наш опыт привлечения ребенка к чтению», они представляли свой опыт чтения с ребенком дома и привлечение его к художественной литературе. Свой опыт они представят на родительском собрании.

Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех его участников. Знакомство с книгой способствовало пополнению словарного запаса, обогащению знаний детей по художественной литературе. А главное - дети стали более осознанно относиться к чтению и книгам.

Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.  Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elshankina.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колосок»

Педагогический проект:

"Книги – лучшие друзья"

Старший дошкольный возраст.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

                                        Выполнила: Воспитатель

                                                       Елшанкина Елена Сергеевна

г. Семенов,  2015 г.

Проект «Книги – лучшие друзья».

«Каждый из нас есть то, что он читает».

Иван Ильин,

 русский философ.

Краткая аннотация проекта:

Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Книга – лучший друг" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.

Участниками проекта, реализуемого поэтапно в течение недели стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители.

В ходе подготовительного этапа была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучение методической литературы по вопросам литературного воспитания детей дошкольного возраста. Проводилось анкетирование родителей и по результатам анкетирования я определила работу с родителями и детьми.

На основном этапе реализации проекта в группе была организована выставка художественной литературы, книг по программе детского сада в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой.

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с различными произведениями, познакомились с историей книги. Продолжением работы на данном этапе стали беседы на темы «Семейное чтение», «Что может рассказать книга о себе», «Какие были книги раньше»,  «Книга – лучший друг» и др. Воспитанники рассматривали иллюстрации к книгам известных художников (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). С детьми проводились беседы о прочитанных книгах,  в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге, отношения к персонажам книги. С родителями проводились консультации «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?».

Привлекала родителей к совместной деятельности.

В рамках художественно-творческой деятельности дети изготавливали  «Закладку для книги», рисовали «Любимую  сказку», «Чебурашку», а также им были предложены раскраски по мотивам сказок. В группе мы  проводили литературную викторину «По мотивам сказок», где дети отвечали на вопросы и отгадывали сказки различных авторов.

Итогом реализации данного проекта стали экскурсия в библиотеку. Родители подготовили презентация на тему «Наш опыт привлечения ребенка к чтению», они представляли свой опыт чтения с ребенком дома и привлечение его к художественной литературе. Свой опыт они представят на родительском собрании.

Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех его участников. Знакомство с книгой способствовало пополнению словарного запаса, обогащению знаний детей по художественной литературе. А главное - дети стали более осознанно относиться к чтению и книгам.

Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.  Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей

Паспорт проекта.

Автор проекта:   Елшанкина Елена Сергеевна

Тип проекта:  творческий

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители

Место проведения: МДОУ Детский сад №11 «Колосок»  

Сроки проведения: краткосрочный (1 неделя)

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта:

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтения, мы тем самым,  работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Проблема:

 Дети мало  знают о ценности чтения, о книге и ее предназначении.  В наше время, когда информация поступает из различных источников, как телевизор, компьютер, интернет и т.д. дошкольники  не испытывают чувства потребности в чтении, в изучение художественной литературы.

 Цель проекта:

Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к художественной литературе;
  2. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  3. Стимулирование творческую активность детей в речевой и продуктивной деятельности;
  4. Увлечь детей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;
  5. Заинтересовать родителей, направить на совместную творческую деятельность с детьми, совместный поиск информации.
  6. Сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта повысится интерес детей и родителей к художественной литературе; повысится  компетентность  родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, приобщение детей к художественной литературе.

Учебно-методическое обеспечение:

  1.  Программа Дошкольного Образовательного Учреждения Детский сад №11  «Колосок»  на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 368 с.
  2. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа». – М.
  1. «Мозаика-Синтез», 2014г.
  1. В.В. Гербова «Приобщение к художественной литературе». – М. «Мозаика-Синтез», 2010г
  2. В.В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет» .
  1. - М.: Издательство Оникс, 2011г.
  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Дошкольникам о художниках детской книги/ Составитель Т.Н. Доронова. М.:        Просвещение, 1991.

Этапы реализации проекта:

1 этап -  подготовительный

  1. Беседа с детьми «Откуда пришла книга»;
  2. Беседа с детьми «Что может рассказать книга о себе»;
  3. Составление плана работы;
  4. Подбор книг в книжный уголок;
  5. Рассмотрение иллюстраций к книгам; 
  6. Изучение методической литературы по данной теме.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации для родителей  «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?»;
  • Заучивание с ребенком стихов, пересказ прочитанного;
  • Анкетирование родителей;
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

2 этап –

Основной

  1. Познавательное развитие.

Беседы с детьми:

  • «Книга – лучший друг»;
  • «Зачем нужна книга?»;
  •  «Библиотека», «Как работает библиотекарь»;
  •  «Художники детской книги»;
  •  «Что может книга рассказать о себе».
  •  Из чего сделаны книги: 

Беседа о создании книг «Как книга приходит в дом», выставка различных видов бумаги, экспериментирование с разными видами бумаги, изготовление собственной книги.

  • В познавательно- исследовательской деятельности  познакомить детей с разными видами бумаги.
  1. Речевое развитие.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных художников из книг;
  • Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»;
  • Чтение художественной литературы»;
  •  «Русские народные сказки», «Песенки и потешки»;
  • Литературная викторина «По мотивам сказок».
  1. Художественно – эстетическое развитие:
  • Аппликация: «Закладка для книги»;
  • Рисование: «Моя любимая сказка»;
  • Рисование: «Чебурашка»;
  • Прослушивание на аудиозаписи русских народных сказок;
  • Раскраска «Сказка за сказкой»;
  • Показ детьми настольного театра «Маша и медведь»;
  • Конструирование: «Домик для сказочных героев».
  1. Социально – коммуникативное развитие:
  • Сюжетно - ролевая игра «Книжный магазин»,

 «Книжная ярмарка»,  «Библиотека»,  «Музей книги»;

  • «Семейные традиции»: Расширить представления о семье; формировать представления о семейных традициях.
  • Ремонт книг в группе, загадки и пословицы про книги.

            5 .Оформление группы:

  • Книжные выставки «Книжный парад для дошколят», пополнение книг в книжный уголок;
  • Добавить портреты художников иллюстраторов.
  1. Этап

Заключительный

  • Совместное посещение библиотеки вместе с детьми;
  • Семейный опыт «Наш опыт приобщения ребенка к чтению»;
  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
  • Повторное анкетирование родителей.

Полученные результаты.

  1. В ходе реализации проекта у детей были сформированы начальные представления о чтении и его роли в жизни каждого из нас.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношения в семье, обогатила содержание совместной деятельность, в т.ч. семейного чтения, расширила круг интересов членов семьи, пополнила знания детей о книгах, активизировала речь и продуктивную деятельность детей.

Анкетирование родителей «Семейное чтение» на начало проекта. 15 анкет

  1. Читаете ли Вы  литературу?

а) да            б) нет                в) иногда

2. Читаете ли Вы ребёнку, книги?

а)  да              б)  нет                   в) иногда

3. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;                б) не всегда;                        в) нет

4. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;                  б) стихи;                            в) нет определенных предпочтений.

5. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?

а) да.                                                                  б) нет.

6. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

7. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте; (60%)

б) в школе; (20%)

в) затрудняюсь ответить. (20%)

В группе «Зернышко» проводилось анкетирование родителей по вопросу чтения в семье. В анкетировании участвовало 15 семей, и анкетирование дало неплохие результаты. Из анкеты видно, что многие родители предпочитают художественную литературу  и чтение детям, и это говорит о том, что все таки родители стараются привлекать детей к художественной литературе. Огорчает то, что не все родители  беседуют о прочитанном произведении. Из анкеты я узнала, что дети в основном предпочитают сказки. В основном дети предпочитают русские народные сказки, рассказы Н. Носова, К. Чуковского, это видно из рассказа самих детей.  В основном книги покупаются родителями и не все ходят в библиотеку, всего 2 семьи посещают библиотеку.

И самое главное в наше время высоких технологий и компьютеризации я решила узнать мнение родителей, сможет ли компьютер заменить обычную книгу. Что книгу ничего ничто не заменит, ответили 9 опрошенных и 5 ответили, что когда как. Некоторые родители считают, что электронные книги вполне могут заменить обычные. И самый главный вопрос, который волнует родителей, в каком возрасте должен ребенок научится читать, 9 считают, что в дошкольном возрасте, а остальные считают, что в школе.

Я думаю, что анкетирование дало неплохие результаты, так как многие родители задумываются о необходимости чтения для ребенка и стараются приобщать своих детей к художественной литературе.

Анкетирование родителей «Семейное чтение» на конец  проекта. (15 анкет)

  1. Читаете ли Вы  литературу?

а) да                  б) нет                             в) иногда

2. Читаете ли Вы ребёнку, книги?

а)  да                        б)  нет                           в) иногда

3. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет

 4. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;                 б) стихи;                         в) нет определенных предпочтений.

5. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?

а) да.                                                                  б) нет.

6. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

7. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте; (60%)

б) в школе; (20%)

в) затрудняюсь ответить. (20%)

После проведения анкетирования на заключительном этапе проекта, у родителей изменилось мнение к чтению художественной литературы, о  том, как важно,  не только читать детям книги, но и беседовать о прочитанном, высказывать свое отношение к книге и персонажам. Из диаграмм видно, что повысился интерес у родителей к изучению литературы, к приобщению детей к книге. Некоторые родители после совместного посещения библиотеки сходили туда еще раз с детьми и записались. Изменилось отношение родителей и к компьютеру и электронной книге, все - таки ни один  планшет нам не заменит книгу с возможность полистать странички, рассмотреть иллюстрации и самое главное окунутся в удивительный мир сказки и приключений. На мой взгляд такой опыт полезен и воспитатели и родители извлекли много интересной и полезной и информации, а самое главное это совместное сотрудничество в развитии и воспитании детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое ассорти"Мама,бабушка и я - лучшие друзья"

Программа  посвящена  Дню  Матери, в  ней   участвуют   взрослые   и   дети старших - подготовительных групп( с  нарушением  речи).На  празднике  звучат  стихи, песни  о  маме  и  бабушке, веселые  та...

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""

1.      Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

Семейный досуг :" Моя Семья - мои лучшие друзья"

Досуг с участием семей и гостей....

Досуг ко Дню пожилого человека "Наши лучшие друзья"

Развлекательная программа с различными конкурсами и выступлениями детей, посвященная Дню пожилого человека...