Проект "Книги - лучшие друзья"
проект по развитию речи (старшая группа)
Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Книга – лучший друг" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.
Участниками проекта, реализуемого поэтапно в течение недели стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители.
В ходе подготовительного этапа была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучение методической литературы по вопросам литературного воспитания детей дошкольного возраста. Проводилось анкетирование родителей и по результатам анкетирования я определила работу с родителями и детьми.
На основном этапе реализации проекта в группе была организована выставка художественной литературы, книг по программе детского сада в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой.
В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с различными произведениями, познакомились с историей книги. Продолжением работы на данном этапе стали беседы на темы «Семейное чтение», «Что может рассказать книга о себе», «Какие были книги раньше», «Книга – лучший друг» и др. Воспитанники рассматривали иллюстрации к книгам известных художников (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). С детьми проводились беседы о прочитанных книгах, в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге, отношения к персонажам книги. С родителями проводились консультации «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?».
Привлекала родителей к совместной деятельности.
В рамках художественно-творческой деятельности дети изготавливали «Закладку для книги», рисовали «Любимую сказку», «Чебурашку», а также им были предложены раскраски по мотивам сказок. В группе мы проводили литературную викторину «По мотивам сказок», где дети отвечали на вопросы и отгадывали сказки различных авторов.
Итогом реализации данного проекта стали экскурсия в библиотеку. Родители подготовили презентация на тему «Наш опыт привлечения ребенка к чтению», они представляли свой опыт чтения с ребенком дома и привлечение его к художественной литературе. Свой опыт они представят на родительском собрании.
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех его участников. Знакомство с книгой способствовало пополнению словарного запаса, обогащению знаний детей по художественной литературе. А главное - дети стали более осознанно относиться к чтению и книгам.
Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_elshankina.doc | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
Педагогический проект:
"Книги – лучшие друзья"
Старший дошкольный возраст.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Выполнила: Воспитатель
Елшанкина Елена Сергеевна
г. Семенов, 2015 г.
Проект «Книги – лучшие друзья».
«Каждый из нас есть то, что он читает».
Иван Ильин,
русский философ.
Краткая аннотация проекта:
Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Книга – лучший друг" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.
Участниками проекта, реализуемого поэтапно в течение недели стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители.
В ходе подготовительного этапа была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучение методической литературы по вопросам литературного воспитания детей дошкольного возраста. Проводилось анкетирование родителей и по результатам анкетирования я определила работу с родителями и детьми.
На основном этапе реализации проекта в группе была организована выставка художественной литературы, книг по программе детского сада в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой.
В ходе непосредственно образовательной деятельности дети познакомились с различными произведениями, познакомились с историей книги. Продолжением работы на данном этапе стали беседы на темы «Семейное чтение», «Что может рассказать книга о себе», «Какие были книги раньше», «Книга – лучший друг» и др. Воспитанники рассматривали иллюстрации к книгам известных художников (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). С детьми проводились беседы о прочитанных книгах, в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге, отношения к персонажам книги. С родителями проводились консультации «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?».
Привлекала родителей к совместной деятельности.
В рамках художественно-творческой деятельности дети изготавливали «Закладку для книги», рисовали «Любимую сказку», «Чебурашку», а также им были предложены раскраски по мотивам сказок. В группе мы проводили литературную викторину «По мотивам сказок», где дети отвечали на вопросы и отгадывали сказки различных авторов.
Итогом реализации данного проекта стали экскурсия в библиотеку. Родители подготовили презентация на тему «Наш опыт привлечения ребенка к чтению», они представляли свой опыт чтения с ребенком дома и привлечение его к художественной литературе. Свой опыт они представят на родительском собрании.
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех его участников. Знакомство с книгой способствовало пополнению словарного запаса, обогащению знаний детей по художественной литературе. А главное - дети стали более осознанно относиться к чтению и книгам.
Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей
Паспорт проекта.
Автор проекта: Елшанкина Елена Сергеевна
Тип проекта: творческий
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители
Место проведения: МДОУ Детский сад №11 «Колосок»
Сроки проведения: краткосрочный (1 неделя)
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта:
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтения, мы тем самым, работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Проблема:
Дети мало знают о ценности чтения, о книге и ее предназначении. В наше время, когда информация поступает из различных источников, как телевизор, компьютер, интернет и т.д. дошкольники не испытывают чувства потребности в чтении, в изучение художественной литературы.
Цель проекта:
Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.
Задачи:
- Развивать интерес детей к художественной литературе;
- Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- Стимулирование творческую активность детей в речевой и продуктивной деятельности;
- Увлечь детей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;
- Заинтересовать родителей, направить на совместную творческую деятельность с детьми, совместный поиск информации.
- Сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта повысится интерес детей и родителей к художественной литературе; повысится компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, приобщение детей к художественной литературе.
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа Дошкольного Образовательного Учреждения Детский сад №11 «Колосок» на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 368 с.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа». – М.
- «Мозаика-Синтез», 2014г.
- В.В. Гербова «Приобщение к художественной литературе». – М. «Мозаика-Синтез», 2010г
- В.В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет» .
- - М.: Издательство Оникс, 2011г.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005.
- Дошкольникам о художниках детской книги/ Составитель Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1991.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный |
Взаимодействие с родителями:
|
2 этап – Основной |
Беседы с детьми:
Беседа о создании книг «Как книга приходит в дом», выставка различных видов бумаги, экспериментирование с разными видами бумаги, изготовление собственной книги.
«Книжная ярмарка», «Библиотека», «Музей книги»;
5 .Оформление группы:
|
Заключительный |
|
Полученные результаты.
- В ходе реализации проекта у детей были сформированы начальные представления о чтении и его роли в жизни каждого из нас.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношения в семье, обогатила содержание совместной деятельность, в т.ч. семейного чтения, расширила круг интересов членов семьи, пополнила знания детей о книгах, активизировала речь и продуктивную деятельность детей.
Анкетирование родителей «Семейное чтение» на начало проекта. 15 анкет
- Читаете ли Вы литературу?
а) да б) нет в) иногда
2. Читаете ли Вы ребёнку, книги?
а) да б) нет в) иногда
3. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
а) да, после каждого чтения; б) не всегда; в) нет
4. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
а) сказки; б) стихи; в) нет определенных предпочтений.
5. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?
а) да. б) нет.
6. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
б) когда как;
в) нет, книгу ничто не заменит.
7. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?
а) в дошкольном возрасте; (60%)
б) в школе; (20%)
в) затрудняюсь ответить. (20%)
В группе «Зернышко» проводилось анкетирование родителей по вопросу чтения в семье. В анкетировании участвовало 15 семей, и анкетирование дало неплохие результаты. Из анкеты видно, что многие родители предпочитают художественную литературу и чтение детям, и это говорит о том, что все таки родители стараются привлекать детей к художественной литературе. Огорчает то, что не все родители беседуют о прочитанном произведении. Из анкеты я узнала, что дети в основном предпочитают сказки. В основном дети предпочитают русские народные сказки, рассказы Н. Носова, К. Чуковского, это видно из рассказа самих детей. В основном книги покупаются родителями и не все ходят в библиотеку, всего 2 семьи посещают библиотеку.
И самое главное в наше время высоких технологий и компьютеризации я решила узнать мнение родителей, сможет ли компьютер заменить обычную книгу. Что книгу ничего ничто не заменит, ответили 9 опрошенных и 5 ответили, что когда как. Некоторые родители считают, что электронные книги вполне могут заменить обычные. И самый главный вопрос, который волнует родителей, в каком возрасте должен ребенок научится читать, 9 считают, что в дошкольном возрасте, а остальные считают, что в школе.
Я думаю, что анкетирование дало неплохие результаты, так как многие родители задумываются о необходимости чтения для ребенка и стараются приобщать своих детей к художественной литературе.
Анкетирование родителей «Семейное чтение» на конец проекта. (15 анкет)
- Читаете ли Вы литературу?
а) да б) нет в) иногда
2. Читаете ли Вы ребёнку, книги?
а) да б) нет в) иногда
3. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
а) да, после каждого чтения;
б) не всегда;
в) нет
4. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
а) сказки; б) стихи; в) нет определенных предпочтений.
5. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?
а) да. б) нет.
6. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
б) когда как;
в) нет, книгу ничто не заменит.
7. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?
а) в дошкольном возрасте; (60%)
б) в школе; (20%)
в) затрудняюсь ответить. (20%)
После проведения анкетирования на заключительном этапе проекта, у родителей изменилось мнение к чтению художественной литературы, о том, как важно, не только читать детям книги, но и беседовать о прочитанном, высказывать свое отношение к книге и персонажам. Из диаграмм видно, что повысился интерес у родителей к изучению литературы, к приобщению детей к книге. Некоторые родители после совместного посещения библиотеки сходили туда еще раз с детьми и записались. Изменилось отношение родителей и к компьютеру и электронной книге, все - таки ни один планшет нам не заменит книгу с возможность полистать странички, рассмотреть иллюстрации и самое главное окунутся в удивительный мир сказки и приключений. На мой взгляд такой опыт полезен и воспитатели и родители извлекли много интересной и полезной и информации, а самое главное это совместное сотрудничество в развитии и воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - игровое ассорти"Мама,бабушка и я - лучшие друзья"
Программа посвящена Дню Матери, в ней участвуют взрослые и дети старших - подготовительных групп( с нарушением речи).На празднике звучат стихи, песни о маме и бабушке, веселые та...
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....
Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""
1. Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....
Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»
Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...
Занятие в старшей группе по ЗОЖ "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"
Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе...
Семейный досуг :" Моя Семья - мои лучшие друзья"
Досуг с участием семей и гостей....
Досуг ко Дню пожилого человека "Наши лучшие друзья"
Развлекательная программа с различными конкурсами и выступлениями детей, посвященная Дню пожилого человека...