Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чуркина Валерия Вадимовна

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе.

Цели:

1. Развивать внимание, память, умение логически мыслить.

2. Развивать творческое воображение.

Задачи:

1. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

2. Активизировать использование в речи сложно - подчиненных предложений.

3. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж».

4. Четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками.

5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

6. Учить составлять рассказ на заданную тему.

Наглядный материал: Плюшевый медведь, счётные палочки, фишки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где, чей дом».

Воробей живет под крышей.

В теплой норке - домик мыши.

У лягушки дом в пруду

Домик пеночки в саду.

- Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

Задает вопросы? «О чем говорится в этом стихотворении?». ( О том, кто, где живет).

- Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыпленка).

- Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка – птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.)

- В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.

А у пеночки птенцы так же называются – пеночки. Один птенчик – пеночка, много птенцов – пеночки.

- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички»).

Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички.

- Каких еще птиц и птенцов вы знаете?(Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек).

Подвижная игра: «Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Дети, отдохнув, возвращаются на свои места.

Воспитатель загадывает загадки:

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. ( Ёжик)

- Почему вы думаете, что это ёжик?

- Какой знакомый звук есть в отгадке – «ж» или «ш»? (Вопрос задается после отгадывания детьми загадки).

- Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик).

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки. (Мышка)

- Почему выдумаете, что это мышка?

- Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук».

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

- Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей).

- Послушайте еще одно стихотворение:

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

- Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей).

- Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок».

- Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро).

Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание:

- Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину).

- Послушайте, как я произнесу слово «ма – ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три).

- Давайте посчитаем вместе: маа – лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).

- Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части».

Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа».

Динамическая пауза «Правая – левая рука»

Дети произносят слова, сопровождая их движениями:

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река…

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот:

Слева - шумная дубрава,

Справа - быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

- Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путем сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям).

Одного из них подарим Мишке».

Итог занятия:

1. С какими звуками мы с вами познакомились?

2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...