О скороговорках и методике работы с ними
консультация по развитию речи на тему

Чепурина Любовь Вячеславовна

Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос характеризуют каждого человека. Скороговорки помогают детям и взрослым избавиться от дикционных и диалектно-произносительных ошибок, чтобы увеличить свои речевые возможности и повысить речевую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_skorogovorkah_i_metodike_raboty_s_nimi.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

О скороговорках и методике работы с ними.

Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос характеризуют каждого человека. Скороговорки помогают детям и взрослым избавиться от дикционных и диалектно-произносительных ошибок, чтобы увеличить свои речевые возможности и повысить речевую культуру.

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы — имена их ровесников, которые делают скороговорку для ребенка ближе:

Съел Валерик вареник,

А Валюшка — ватрушку.

Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:

У осы не усы, не усища, а усики.

Или

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

Леша неуклюжий

Шлепнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Или

Пудель пуделя потчевал пудингом.

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно, даже темп. Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие отрабатываемого звука — более успешным.                                                                          

Предварительный разбор-описание скороговорки может увеличить эффективность ее использования, поскольку для ребенка она станет более близкой и менее формальной. При использовании скороговорок для маленьких детей после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать ей самостоятельное имя-название, тем самым сделав ее их другом.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию. Для большего эффекта можно рекомендовать выделение цветным мелом или подчеркиванием в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:

а) сжимать пальцы в кулачки; б) загибать поочередно пальцы; в) нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; г) стучать ладонью по столу и др.

Скороговорки можно использовать в играх:

  • «Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
  • «Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.
  • «Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.
  • «Конкурс»: задача участников игры — придумать скороговорку на заданный ведущим звук с определенным количеством слов. Придуманные скороговорки участники читают вслух, тем самым устраивая «конкурс». После завершения конкурса проводится тайное голосование, которое должно определить победителя игры.
  • «Скороговорка-трансформер»: для этой игры необходимо подобрать скороговорки с парными звуками «глухой-звонкий»: б-п, к-г и т.д. Задача участников произнести выбранную скороговорку, заменяя глухой звук звонким и наоборот. Например: из скороговорки «Килограмм кривых грибов» должна получиться «Гилокрамм гривых крибов». Этот вариант необходимо повторить три раза, в медленном темпе, стараясь не допускать ошибок. Затем участники возвращаются к оригинальному варианту этой скороговорки, соревнуясь в скорости ее произнесения. Как правило, после такого упражнения скорость и безошибочность произнесения самой скороговорки значительно возрастают.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

  • «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей ставятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.
  • «Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников — угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
  • «Глухонемая скороговорка»: задача ведущего — жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

Педагог может сам придумать игры со скороговорками в зависимости от целей занятия. Эффективность такой работы велика, поскольку игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательное речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

С другой стороны, знание скороговорок родного языка расширяет представление о своем языке, его истории, культуре и традициях.

Желаю успеха!

С уважением, учитель-логопед Чепурина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О скороговорках и методике работы с ними"

Работая по теме "Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду" всегда использовала чистоговорки, но в старшей группе начала особенно активно с ними работать. Дети с удовольствием произн...

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Одним из направлений  познавательного развития детей является ведение календарей природы....

О скороговорках и методике работы с ними

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный веками народами, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно...

О скороговорках и методике работы с ними

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный веками народами, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно...

Методика работы со скороговорками

Методика работы со скороговорками в средней группе...

Памятка для педагогов на тему: "Методика работы со скороговорками"

Данная памятка содержит в себе рекомендации для педагогов при работе со скороговорками....