"О скороговорках и методике работы с ними"
методическая разработка по теме

Панова Наталья Викторовна

Работая по теме "Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду" всегда использовала чистоговорки, но в старшей группе начала особенно активно с ними работать. Дети с удовольствием произносят эти короткие "стишки". При произнесении чистоговорок можно подключить движение руками, можно, наоборот, сначала показать, а затем попросить отгадать, какая чистоговорка  была зашифрована. Очень интересно работает следующий прием. Детям показываю картинку, и прошу  вспомнить знакомую чистоговорку. Здесь активно начинает работать логическое мышление. Чтобы активизировать внимание,  в тексты чистоговорок стараюсь вставлять имена детей группы.  Разнообразные  игры представлены в данной статье. Думаю, что вам, коллеги, будет интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_skorogovorkah_i_metodike_raboty_s_nimi.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

О скороговорках и методике работы с ними

Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос положительно характеризуют каждого человека. Проговаривание скороговорок является своего рода упражнением по технике речи, по развитию дикции и артикуляции.

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, часто присутствуют детские образы – имена их ровесников, которые делают скороговорку для ребенка ближе:

Алиса Полину

Угостила малиной.

Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:

У осы не усы, не усища, а усики.

Или

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

В грязи у Олега увязла телега:

Сидеть тут Олегу до самого снега.

Или

Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно, даже темп. Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие отрабатываемого звука – более успешным.

Предварительный разбор-описание скороговорки может увеличить эффективность ее использования, поскольку для ребенка она станет более близкой и менее формальной. При использовании скороговорок для маленьких детей после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать самостоятельное имя-название, тем самым сделав ее другом.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:

а) сжимать пальцы в кулачки; б) загибать поочередно пальцы; в) нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; г) стучать ладонью по столу и др.

Скороговорки можно использовать в играх:

1. «Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

2. «Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.

3. «Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

4. «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей становятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.

5. «Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

6. «Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление учащихся о своем языке, его истории, культуре и традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Одним из направлений  познавательного развития детей является ведение календарей природы....

О скороговорках и методике работы с ними

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный веками народами, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно...

О скороговорках и методике работы с ними

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, накопленный веками народами, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно...

О скороговорках и методике работы с ними

Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, внятная дикция, красивый голос характеризуют каждого человека. Скороговорки помогают детям и взрослым избавиться от дикционных и диа...

Методика работы со скороговорками

Методика работы со скороговорками в средней группе...

Памятка для педагогов на тему: "Методика работы со скороговорками"

Данная памятка содержит в себе рекомендации для педагогов при работе со скороговорками....