картотека игр
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Романова Людмила Николаевна

Пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая игра  «Не вари кашку вкрутую»

Ай, ту-ту-ту-ту-ту-ту,

(круговые движения указательным пальцем правой руки)

Не вари кашку вкрутую,

Вари жиденькую,

(грозят указательным пальцем правой руки по ладони левой)

Корми Митеньку

(«Едят»  воображаемой ложкой с ладошки левой руки)

                               

 «Каша»

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!

(Выставлять попеременно ладошки перед собой.)

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите , не шипите,

(Ладони перед собой вертикально, разводить в разные стороны)

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите

(Указательным пальцем одной руки выполнять вращательные движения по ладони другой «мешать кашу»)

И Мишутку накормите.

(«Зачерпнуть ложкой кашу», протянуть вперед)

        (По И.Токмаковой)

        «Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

(волнообразные движения кистей рук сверху вниз.)

Умой личико,

(тереть ладонями лицо)

Чтобы глазоньки блестели,

(показать глаза)

Чтобы щечки горели,

(показать щеки)

Чтоб смеялся роток

(показать рот)

Чтоб кусался роток

(постучать зубами)

«Кран откройся»

Кран, откройся!

(«открывать кран» пальцами рук)

Нос, умойся!

(тереть ладонями нос)

Глаз, купайся!

мыть»  глаза)

Грязь, сдавайся!

(хлопки в ладоши)

(Э.Мошковская)

«Большие ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

( на каждый «топ» медленно ставить на поверхность стола поочередно правую и левую, изображая ходьбу)

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

( стока читается в более быстром темпе, указательный и средний пальцы руки передвигать по поверхности стола, имитируя бег)

                     

                                    «Ветрено»

Ветрено,          (медленно поднять руки вверх.)

Ветрено,

Вся земля         (размахивать руками над головой)

Проветрена!

Ветер листья с веток    (фонарики)

Разогнал по свету

Липовый,                        (Поочередно загибать все пальцы на руке)

Березовый,

Желтый лист

И розовый

Красный,

Разноцветный,

Старый лист газетный…

Солнечно,                                (поднять руки вверх)

Ведрено…

Ветрено!                                   (размахивать руками над головой)

Ветрено!

        (И.Токмакова)

                             «Делаем забор»

Доски обтесали

(проводить кулаком левой руки по раскрытой ладошке правой руки.)

Крепко прибивали

Тук-тук, перестук,

(стучать кулаком правой руки по ладошке левой руки)

Доски обтесали.

(проводить кулаком левой руки по раскрытой ладошке правой руки)

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

( стучать кулаком правой руки по ладошке левой руки)

        «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы по одному)

Мы во двор пошли гулять

( «идти» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,

(«лепить» снежок двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошить зерно»)

С горки мы потом катались,

(провести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись.

(руки выкладывать на стол ладонью вверх, тыльной стороной)

Все в снегу домой пришли,

(отряхнуть ладошки)

Съели суп и спать легли

(движения, имитирующие еду ложкой, руки под щеку)

        (Н.Нищева)

         

                «Летний луг»

Солнце красное проснулось!

Позевало, потянулось:

(поднимать руки вверх, потягиваться)

Тянут теплые лучи!

Просыпаются ручьи!

(волнообразные движения руками0

Цветочки просыпаются,

Росою умываются,

(«умываться», проводить ладонями по лицу)

Распускают лепесточки.

Ах, красивые листочки!

(сжать кулаки и медленно разжать, расправив пальцы.)

Бабочки порхают,

Цветочки собирают.

(махать руками-«крыльями»)

        (И.Гурина)

        «Пальчик- пальчик, где ты был?»

Пальчик-пальчик, где ты был?

Где ты с братцем ходил?

(пальцы левой руки сжать в кулак, разжать, выпрямив пальцы, прижать большой палец к ладони)

С этим -  я в снегу валялся,

С этим – с горочки катался,

С этим – в парке я гулял,

С этим – я в снежки играл.

( поочередно загибать пальцы, начиная с указательного)

Все мы, пальчики, -  друзья,

Где они,

Там и я!

                   

                  «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

( сжимать и разжимать кулаки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А на стол поставим чашку,.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.         (Сжимать и разжимать кулаки)

Много мебели в квартире.

        (Н.Нищева)

        «Мы капусту чистим»

Мы капусту чистим, чистим.

Мы всех просим не зевать

И немножко помогать.

(скользящие движения ладошку о ладошку)

Мы капусту крошим, крошим.

Мы всех просим не зевать

И немножко помогать.

(ребром ладони водить вперед и назад)

Мы капусту рубим, рубим.

Мы всех просим не зевать

И немножко помогать.

(прямыми ладонями обеих рук изображать рубящие движения)

Мы капусту давим, давим.

Мы всех просим не зевать

И немножко помогать.

( энергично сжимать и разжимать кулаки)

Мы капусту солим, солим.

Мы всех просим не зевать

И немножко помогать.

(собрать пальцы в щепоть и «солить капусту)

«Осень, осень нам пришла»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

(стучат пальцем левой руки по ладони правой)

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся,  и летят,

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

(тереть ладонь о ладонь)

        (Ю.Михайленко)

«Ты нас, елка, не коли»

Ты нас, елка, не коли,

Ты иголки убери.

(грозить пальцем)

Да, да, да, да,

Ты иголки убери.

(хлопки в ладоши)

«У кошечки»

У кошечки нашей     (показать ладошки)

Есть десять  котят.     (раскрыть пальцы на обеих руках, соединить ладони)

Сейчас все котята

По парам сидят

Два толстых,                                ( стучать большими пальцем друг о друга)

Два ловких,        ( стучать указательными пальцами друг о друга)

Два длинных,                               (стучать средними пальцами друг о друга)

Два хитрых,                (стучать безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых              (стучать мизинцами друг о друга)   

И очень красивых.

(Е.Железнова)

«Весна»

Вот закапали сосульки:     (стучать пальцами по ладошке)

Кап-кап! Кап-кап-кап!

Их весною солнышко         («Фонарики»)

Согревает так.

Побежал малыш по лужам:    (стучать ладошками по коленям)

Топ! Топ! Топ!

Звонко хлопают в ладоши:    (хлопать в ладоши)

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

«Капель»

С крыши капает капель:              (медленно стучать пальцами  по ладошке)

Кап-кап, кап-кап!

Это к нам пришел апрель:

Кап-кап, кап-кап!                           (увеличить темп)

Солнце припекло сильней,        («солнышко» из ладошек)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап!                 ( стучать пальцами по ладошке в быстром темпе)

        (Е.Карельская)

«Пышка»

Пышка-лепешка

В печи сидела,

(«Пекут пирожки» то одна рука сверху, то другая)

В печи сидела,

На нас глядела,

(соединяют указательные и большие пальцы и приставляют их к глазам)

В рот захотела.

(подносят ладони ко рту)

Ам!

  «В лесу»

Есть в лесу из бревен дом,

(соединить руки над головой, изображая «крышу»)

Есть окошко в доме том.

(соединить пальцы рук изображая окно)

Посмотрите в то окшко,

(посмотреть в «окно»)

В доме том тихо и темно.

Мы тихонько кулачком

Постучали в этот дом.

( стучать кулачком правой руки по ладони левой (кисть держим вертикально))

Выглянул какой-то зверь

(сжимать и разжимать пальцы левой руки)

«Гав» - сказал и запер дверь.

(Кисть левой руки держать вертикально)

Мы погромче кулачком

Постучали в этот дом.

(стучать кулачком правой руки по ладони левой (кисть держим вертикально))

Выглянул какой то зверь,

(показать указательный и средний пальцы левой руки)

«Ме» - сказал и запер дверь.

(кисть левой руки держать вертикально)

Громко-громко кулачком

Постучали в этот дом.

(стучать кулачком правой руки по ладони левой(кисть держим вертикально))

Выглянул какой –то зверь,

(показать указательный палец мизинец левой руки)

«Му», -сказал и запер дверь.

(кисть левой руки держать вертикально)

Киска из окна глядит,

«Мяу, мяу, - говорит.-

(большие пальцы рук приставить ко рту, изображая усы, ладошки раскрыты)

Хватит в домик наш стучать,

(грозить пальцем)

Дайте хоть чуть –чуть поспать».

(положить руку под щеку, закрыть глаза)

                                                 (Е.Железнова)

        «Кошка»

Прячет кошка в лапках

Коготки –царапки,

(сжимают и разжимают кисти рук)

Ловит серых мышек

(совершают хватательные движения)

И поет на крыше

(соединяют руки над головой «домиком»)

«Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

(дети хлопают в ладоши)

На окно поставим,

(показывают руки ладошками вверх)

Остывать заставим

(дуют на руки)

А остынут- поедим

И воробушкам дадим

(подносят руки ко рту, «кушают оладушки»)

Воробушки прилетели ,

(машут руками, как крыльями)

На головку сели,

Сели, посидели.

(кладут руки на голову)

Шу! Улетели.

(поднимают руки вверх)

Пальчиковая гимнастика  (Сл. А.Алферовой,  дв. О.Литвиновой)

Солнце,           (дети поднимают руки вверх)

       Речка,        (делают волнообразные движения рукой)

                 Ветерок…    (размахивают руками над головой)

К речке мчатся двадцать ног.    («переступают» ладонями по столу)

Камышинки шелестят,              (размахивают руками перед грудью)

Уточка зовет утят:

- Кря-кря-кря!                            (звукоподражание)

Кругом вода!                            (разводят руки в сторону)

Не случилась бы беда!          (грозят пальцем)

        

«Замочек»

На двери такой замочек

(руки переплетаются в «замочек»)

Такой замок, такой замок!

А кто его открыть бы смог?

 (крутят кистями рук (показывают замок))

Мы стучали, вот так стучали

(ударяют ладонями, не расплетая пальцев)

Мы качали, мы качали!

(не расплетая пальцев, по очереди поднимают кисти рук вверх)

Мы кружили, вот так кружили!

(вращают кистями)

И замочек открыли!

(разводят руки в стороны открывают «замок»)

«Маленькая мышка»

Вот маленькая мышка

По городу бежит

(«бегут» пальцами обеих рук по столу или коленям)

Глядит ко веем в окошки

(сложив пальцы рук круглым «окошечком», заглядывают в него)

И пальчиком грозит:

(грозят пальчиком)

«А кто не лег в кроватку?

(руки прижаты ладонями друг к другу, Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе ( коленях))

А кто не хочет спать?

(переворачивают руки на другой бок)

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

(щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку)

«Капуста»

-Что за скрип?

(сгибаем в кулачок и разгибаем пальцы)

Что за хруст?

(сложив пальцы в «замок», опускаем и поднимаем их) 

Это что еще за куст?  

(показываем растопыренные пальцы)

- Как же быть без хруста,

(сложив пальцы в «замок», опускаем и поднимаем их)

Если я -  капуста?

(согнув пальцы, показываем окружность)

Мы капусту рубим, рубим,

(сложив пальцы вместе, стучим ребром ладоней по столу)

Мы морковку трем, трем,

(согнув все пальцы в кулак, трем их внешней стороной друг о друга)

Мы капусту солим, солим,

(большим, средним и указательным пальцами имитируем движение соленья из щепотки)

Мы капусту жмем, жмем.

(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

«Как живешь»

- Как живешь?

- Вот так!

(показываем оттопыренный большой палец)

- А плывешь?

- Вот так!

(вытянув руки вперед, разводим их в стороны)

- Как бежишь?

- Вот так!

( согнув руки в локтях, двигаем ими вперед- назад)

- Вдаль глядишь?

- Вот так!

(смотрим, приложив ребро ладони ко лбу)

- Ждешь обед?

- Вот так!

(подбираем кулачком подбородок)

- Машешь вслед?

- Вот так!

(двигаем кистью руки влево-вправо)

- Утром спишь?

- Вот так!

(щекой ложимся на сложенные вместе ладошки)

- А шалишь?

- Вот так!

(хлопаем ладошками по надутым щекам)

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

(разжимаем пальцы из кулака по одному начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(ритмично сжимаем все пальцы вместе)

«Замок»

На двери висит замок.

(пальцы обеих рук соединены в «замок»)

Кто его открыть бы мог?

Потянули,

Руки тянутся в противоположную стороны(пальцы в «замке»))

Покрутили,

(сцепленные в «замок» пальцы движутся вперед-назад)

Постучали

(при сцепленных пальцах стучим основаниями ладоней друг о друга)

И открыли!

(расцепляем пальцы)

«Прогулка»

(Пальцы сжаты в кулаки)

Пошли пальчики гулять.

(большие пальцы опущены на стол и «прыгают»)

А вторые -  догонять.

(теперь « прыгаю» указательные пальцы)

Третьи пальчики – бегом!

(средние пальцы двигаются еще быстрее)

А четвертые – пешком.

(безымянные медленнее остальных)

Пятый пальчик поскакал

(мизинцы ритмично касаются стола)

И в конце пути упал!

(обе ладошки хлопают по столу)

        «Черепаха»

Вот моя черепаха  (помогите ребенку спрятать большой палец в кулачок)

Черепаха живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда ей хочется есть, она высовывает голову. (достает большой палец) И прячет, когда хочет спать (спрячьте палец в кулак)

                       «Снег-снежок»

Снег-снежок/2р.        дети постепенно опускают руки

По дорожке стелется

Снег-снежок/2р.

Белая метелица.

Снег-снежок/2р.    плавно качают руками вправо-влево

Замело дорожки

Снег-снежок/2р.      поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку

Тает на ладошке.

Снег-снежок

Мы налепим снежков               лепят снежки

Вместе поиграем

И  друг в друга снежки          «бросают снежки»

Весело бросаем.

Но тепло на дворе,              хлопают в ладоши

Не замерзли ушки               потирают ладонями уши

Накатаем мы снег              сжимают пальцы в кулачок вращают ими перед грудью

В белый ком большущий      разводят руки в сторону

                         

                         «Игра с пальчиками»

(воспитатель по очереди рассматривает на своей руке пальцы. «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький-мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья»)

Пальчик, пальчик, где ты был?

(показывает большой палец и обращается к нему)

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С  этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(загибают по очереди пальцы)

        Игра: «Пчелиный улей»

Вот маленький улей    сожмите пальцы ребенка в кулак

Где пчелы?                         Рассматривайте улей

Спрятались,

Где их никто не увидит.

Вот они появились из улья:

Одна, две, четыре, пять!                   Показывает пальцы по одному

З-з-з-з-з-з                                           « пчелы» улетают

                    «Улитка»

(сожмите пальцы ребенка в кулак)

Говорят улитке ребятки:

«Ничего тебе играть с нами в прятки.

Высуни, улиточка, рога.

Мы дадим тебе пирога».

Высунула улитка рожки

(выпрямите два пальчика)

А дети не дали ни крошки-

Девочка пирожок-то скушала.

С той поры улитка детей не слушает

В своем домике сидит,

На детей и не глядит

(спрячь « рожки» в кулачок).

(ребенок «кормит» улитку, и она показывает рожки)

             «Солнышко»

Солнышко, выгляни,    дети изображают солнце руками, скрещивают руки

Красное, высвети              внизу, поднимают их вверх и через стороны

                                           опускают

На холодную водицу,       наклонившись, дети как бы поглаживают воду,

На шелковую травицу       траву   

На аленький цветочек,    дети выпрямляются, соединяют запястья рук

                                             вместе и окружают ладони

На кругленький лужочек.     Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх

        и разводят их в стороны

           

               «Мышки»

Вот как наши ребятишки

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

(дети «скребут» пальчиками по бедрам)

Ш – ш – ш –ш…..

(трут ладошкой о ладошку)       

                  «Кот на печи»

Кот на печи

Сухари толчет,

( дети стучать кулачками о кулачок)

Кошка в окошке

(Показывают, как шьют иголкой)

Маленькие котята

На печке сидят,

На печке сидят

(поднимают в согнутых в локтях

 руки на уровень груди, опустив

 кисти вниз, и качают головой вправо-влево)

Да на котика глядят.

Все на котика глядят

(приставляют к глазам указательные

 и большие пальцы «очки»)

И сухарики едят.

(щелкают зубами)

        Рус. нар. потешка

                           «Коза рогатая»

Идет коза рогатая,               Указательным и средним пальцем своей руки            

Идет коза бодатая,                передвигаемся по ладошке ребенка.

Ножками топ-топ,                 Хлопаем в ладоши.

Глазками хлоп-хлоп;

«Кто каши не ест,                 Сгибаем и разгибаем все пальцы.

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю…»     «Бодаем», тормошим и щекочем ребенка

           

                 

                             «Ладушки»

Хлопая в ладоши малыша, приговариваем

   - Ладушки, ладушки!

Где были?

   - У бабушки

   - Что ели?

   -  Кашку.

   -  Что пили?

   -  Бражку.

   Кашку поели,

   Бражку попили -

   Шу-у-у…Полетели!

(Разводим руки ребенка в стороны.)

    На головку сели.

(Кладем детские ладошки на голову ребенка)

                 

                         «Сорока – белобока»

Сорока-белобока       Водим пальцем по ладошке ребенка

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,   Загибаем поочередно пальцы

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:                  Покачиваем мизинчик.

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Каши не варил.

Запомни хорошенько:

Здесь водичка холодненька        Щекочем запястье

Здесь водичка тепленька                 Щекочем в локтевом сгибе

Здесь – горяченька,                         Щекочем в подмышке

А здесь – кипяток, кипяток!           Щекочем животик

                   

                  «Вкусное угощение»

Тесто замесили мы,                      дети сжимают и разжимают пальцы

Сахар не забыли мы,                     постукивают пальчиками        

Пироги пшеничные                        соединяют ладошки

В печку посадили мы.                     руки вытягивают вперед

Печка весело горит,                         покачивают головой

Наша мама   говорит:                      одну руку прикладывают к груди

- Крошки, что останутся,                ладошки вверх

Воробью достанутся.                          руки протягивают вперед        

        «Про кошку»

  Подставляй ладошку!    Вытягивают руку ладошкой вверх 

Расскажи про кошку!       Гладят ладонь другой рукой

Будем пальчики считать? Шевелят пальчиками

Будем пальчики считать!  Сжимают пальчики в кулаки разжимают

Раз, два, три, четыре, пять!   поочередно загибают пальчики на руке

Вот кулак!    Сжимают пальцы в кулак

А вот ладошка!   Разжимают их

На ладошку села кошка!   Ставят на ладонь пальцы другой руки

И крадется потихоньку    «пробегают» пальчиками по руке до плеча

И крадется потихоньку .    прячут кисть другой руки в подмышечную впадину

                  «Строим дом»

Туки – туки, туки – тук!        Дети ритмично ударяют кулачком о кулачок

Раздается громкий стук!

Строим дом, строим дом,        меняют кулачки

Чтобы жили люди в нем.        складывают ладошки над головой

                       

 

«Разминка»

Похлопаем в ладошки /3р.                    Дети хлопают в ладоши перед грудью

Очень хорошо

И пальчики попляшут/3р.                     Сгибают руки в локтях поднимают                  кисти вверх и быстро шевелят пальчиками 

У маленьких ребят

И пальчики попляшут/2р.                      

А мальчики и девочки                               кладут руки на колени и сидят выпрямившись

Все ровненько сидят                                    

Тук-тук, молотком,                                     стучат кулачками друг о друга

Мы построим птичкам дом

Тук-тук, молотком

Поселяйтесь птички в нем

Бум-бум, барабан,                                       поочередно стучат по коленям указательными пальцами

Что за шум и тарарам?

Бум-бум, барабан-

Просыпайтесь по утрам.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,                           перебирают пальчиками обеих рук перед губами,

Вот какая дудка!                                 Имитируя игру на дудке

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот дудка самогудка!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Весело играет,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Деток забавляет.

Поехали потихонечку/2р.               Сжимают пальцы в кулачки, сгибают руки в локтях 

И быстренько и быстренько/2р.   и поочередно выдвигают их вперед сначала медленно

                                                         потом быстрее, одновременно топая ногами

И приехали                                                    опускают руки на колени

                          Песенка: «Капель»  

 У крыльца сосулька -      на слова кап-кап-кап легко стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой

 Кап-кап-кап !      

Плачет  горько-горько        

 Кап-кап-кап!                

Солнце светит ярко -  

Кап-кап-кап!                                                                    

Мне на солнце жарко -

Кап-кап-кап!

Я сейчас растаю -

Кап-кап-кап!

Ручейком я стану -                                                                                    

Кап-кап-кап!

 «Пальчики у нас попляшут»

Пальчики у нас попляшут     дети вращают кистями рук

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем,  сжимают и разжимают пальцы

В кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут

Вот они, вот они!                      Перебирают пальчики

Пальчиками мы помашем

Уходи, уходи!                         Встряхивают кистями рук

                  «Улитка»

Улитка, улитка!     Кулачок в кулачке, поменять руки

Покажи                   руки от себя, руки вверх

Рога                        поднять руки к голове

Дам                        руки от себя

Кусок пирога        закрыть ладошки

Пышки                   шарик из ладошек

Ватрушки               прихлопывают левую ладошку, сверху    

Сдобной  лепешки    

правым кулачком, затем меняем руки

Высуни                    руки от себя, ладошки вверх

Рожки                      поднять рожки к голове

                     

               

               «Ежик»

Я колючий, серый еж      ладони соединены, прямые пальцы раздвинуты и выставлены вперед.

Длинные иголки.

Но тебя не уколю,

И иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

                             «Туки-тук»

    Припев:

Туки, туки, тук-тук-тук!   Дети ритмично стучат кулачком донной руки по ладошке другой

У ворот и смех и стук /2р. ритмично хлопают в ладоши

То  стучит петушок            

Золотистый петушок.  Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвигают и приставляют получившийся «гребешок» к голове

      Припев:                    делают те же движения

То пришла коза               выставляют указательный палец и мизинец, средний и безымянный прижимают к ладони большим пальцем

      Припев:                       делают те же движения

То стучится серый гусь

Он шипит, а ты не трусь      сгибают руки в локте и поднимают, все пальцы соединяют в щепоть

         Припев:                         делают те же движения

Приходила утка,

Заиграла в дудку                  опускают руки вдоль туловища, держа ладони перпендикулярно корпусу, и слегка покачиваются из стороны в сторону

         Припев:                         делают те же движения

Даже кисонька-краса

В гости к деточкам пришла     делают плавные движения, выставляя вперед то одну, то другую руку

        Припев:                             делают те же движения

       

«Пальчики проснулись»

Пальчики проснулись дети разжимают пальчики ,

Сладко потянулись     поднимают руки вверх и потягиваются

Солнышко помахали        Машут кистями рук

И большими стали          выпрямляют пальчики, руки подняты вверх

За зарядку принялись    сжимают пальцы в кулачки и выпрямляют их

Разминались, разминались.

                         «Мышки»

Вот как наши ребятишки         дети «скребут» пальчиками по бедрам

Расшалились словно мышки.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками гребут.

Ш-ш-ш…………                          трут ладошками о ладошки

            Речевое упражнение «Веселый дождик»

Дождик капнул на ладошку

Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он-

Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон-

Кап-кап, кап-кап-кап!

                       «Снег-снежок»

Снег-снежок/2р.        дети постепенно опускают руки

По дорожке стелется

Снег-снежок/2р.

Белая метелица.

Снег-снежок/2р.    плавно качают руками вправо-влево

Замело дорожки

Снег-снежок/2р.      поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку

Тает на ладошке.

Снег-снежок

Мы налепим снежков               лепят снежки

Вместе поиграем

И  друг в друга снежки          «бросают снежки»

Весело бросаем.

Но тепло на дворе,              хлопают в ладоши

Не замерзли ушки               потирают ладонями уши

Накатаем мы снег              сжимают пальцы в кулачок вращают ими перед грудью

В белый ком большущий      разводят руки в сторону

                         

                         «Игра с пальчиками»

(воспитатель по очереди рассматривает на своей руке пальцы. «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький-мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья»)

Пальчик, пальчик, где ты был?

(показывает большой палец и обращается к нему)

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С  этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(загибают по очереди пальцы)

        Игра: «Пчелиный улей»

Вот маленький улей    сожмите пальцы ребенка в кулак

Где пчелы?                         Рассматривайте улей

Спрятались,

Где их никто не увидит.

Вот они появились из улья:

Одна, две, четыре, пять!                   Показывает пальцы по одному

З-з-з-з-з-з                                           « пчелы» улетают

                 

                     «Улитка»

(сожмите пальцы ребенка в кулак)

Говорят улитке ребятки:

«Ничего тебе играть с нами в прятки.

Высуни, улиточка, рога.

Мы дадим тебе пирога».

Высунула улитка рожки

(выпрямите два пальчика)

А дети не дали ни крошки-

Девочка пирожок-то скушала.

С той поры улитка детей не слушает

В своем домике сидит,

На детей и не глядит

(спрячь « рожки» в кулачок).

(ребенок «кормит» улитку, и она показывает рожки)

           

                       «Солнышко»

Солнышко, выгляни,    дети изображают солнце руками, скрещивают руки

Красное, высвети              внизу, поднимают их вверх и через стороны

                                           опускают

На холодную водицу,       наклонившись, дети как бы поглаживают воду,

На шелковую травицу       траву   

На аленький цветочек,    дети выпрямляются, соединяют запястья рук

                                             вместе и окружают ладони

На кругленький лужочек.     Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх

        и разводят их в стороны

           

             Оладушки

Цель: развитие подвижности пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.

Пальчик о пальчик тук да тук\ 2р.

Хлопай, хлопай, хлопай     хлопают в ладоши

Ножками топай, топай\ 2р.

Спрятались, спрятались   закрыть лицо руками

Пальчик о пальчик тук да тук\ 2р.

               «Солнышко»

Солнышко, выгляни,    дети изображают солнце руками, скрещивают руки

Красное, высвети              внизу, поднимают их вверх и через стороны

                                           опускают

На холодную водицу,       наклонившись, дети как бы поглаживают воду,

На шелковую травицу       траву   

На аленький цветочек,    дети выпрямляются, соединяют запястья рук

                                             вместе и окружают ладони

На кругленький лужочек.     Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх

        и разводят их в стороны

             

             Пальчиковая игра

После завтрака мы с вами  

В лес поедем за дровами

Сомкнутыми пальцами обеих рук, поочередно проводим по внутренней стороне предплечий

Пилим-пилим/ 2р.

Быстро мы бревно осилим!

Ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед- назад

Рубим – рубим/ 2р.

Топором работать будем.

Кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

Выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватывая ее приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая ладонями

               

                     Игра

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять

Весело ему искать!

Одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «перестукиваем» по косточкам и ямкам между ними

Выезжает в чисто поле –

Есть где разгуляться вволю

Разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки

                 Песенка: «Собачка»

                 

                 Вот собачка лает

                     Гав – гав – гав!

                  Нас она пугает:

                     Гав – гав – гав!

Дети прижимают согнутые в локтях руки груди, кисти опущены на слова «гав-гав» встряхивают кистями рук.

                   Ты собачка не лай

                   Лучше с нами поиграй.

                        Грозят пальцами

               

                           

          Кот на печи

Кот на печи сухари толчет

Сухари толчет,             дети стучат кулачком о кулачок

Кошка в окошке

Полотенце шьет          показывают как кошка шьет иголкой

Маленькие котята

На печке сидят,

На печке сидят             поднимают согнутые в локтях руки на уровне груди, опустив кисти вниз, и качают головой вправо-влево

Да на котика глядят

Все на котика глядят     приставляют к глазам указательный и большой пальцы (очки)

И сухарики едят             щелкают зубами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...