Конспект НОД Составление рассказа "Как птицы весну встречают"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Задачи:

Обучающие

- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;

- активизировать и расширить словарь по темам «Весна», «Перелетные птицы»;

- закреплять знания детей о перелетных птицах и использовать их для

составления  рассказа.

- формировать умение образовывать сложные слова, однокоренные слова.

Развивающие

- развивать связную речь;

- способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, логического

мышления.

Воспитывающие

- воспитывать  интерес к окружающей природе и жизни перелетных птиц;

- формировать желание заботиться о птицах, быть добрым, внимательным;

- совершенствовать умение внимательно слушать своих товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки  Республики Алтай
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
Турочакского района с. Турочак

Конспект проведения НОД по развитию речи  в старшей группе

Тема: Составление рассказа «Как птицы весну встречают»


Шенеман Татьяна Анатольевна,
воспитатель


Турочак, 2015

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие  связной  речи детей.

Задачи:

Обучающие

- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;

- активизировать и расширить словарь по темам «Весна», «Перелетные птицы»;

- закреплять знания детей о перелетных птицах и использовать их для

составления  рассказа.

- формировать умение образовывать сложные слова, однокоренные слова.

Развивающие

- развивать связную речь;

- способствовать развитию восприятия, внимания, памяти, логического

мышления.

Воспитывающие

- воспитывать  интерес к окружающей природе и жизни перелетных птиц;

- формировать желание заботиться о птицах, быть добрым, внимательным;

- совершенствовать умение внимательно слушать своих товарищей.

Предварительная работа:  Чтение произведений о весне, о жизни перелетных

птиц; заучивание пословиц, поговорок, стихов про весну, птиц; рассматривание

картин, иллюстраций о весне, перелетных птицах.

Материалы и оборудование: картина «Птицы весной» С.К.Артюшенко,

предметные картинки (солнце, небо, сосульки, облака, трава, деревья, птицы)

Структура занятия. Методы и приемы.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Организационный момент.

Игра «Доскажи словечко»

Индивидуальная работа

Беседа

Игра «Слова одной семейки»

Физминутка

Рассматривание картины «Птицы весной»

Беседа по картине

Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Беседа по картине

Обсуждение плана рассказа

Подготовка детей к рассказыванию

Рассказывание по картине


Индивидуальное рассказывание

Рефлексия

- Ребята, послушайте загадку и скажите, какое это время года.

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня…

- Я дарю вам картинки. Составьте с ними предложение, начиная свой ответ со слова «весной» и рассказываете о том, что на картинках.

- Верно, назовите мне весенние месяцы.

- Как называют весну в марте?

- А сейчас поиграем в слова одной семейки. Внимательно слушайте, если слово не родственное – 1 раз хлопните.

1.Весна – веснянка, весенний,

голубой, веснушки, весною.

2.Вода – водица, водичка, водяной, земляной, водный,

водоплавающие, другой,

подводный.

3.Капать – капель, капелька, точка, капли.

- Сегодня мы будем составлять  рассказ по картине «Птицы весной», а сначала я предлагаю отдохнуть.

Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.  
Перышки почистили.
Клювики почистили.             Птички летают, поют,          

Зернышки клюют.      

- А сейчас присядьте на стульчики. Что это?            

- Как бы вы назвали картину?

- Я предлагаю вам составить рассказ по картине. Какое время года изобразил художник?

- Скажите, как стало на улице?

- Расскажите, какое светит  солнце, какое небо?

- Что происходит с деревьями  весной, что на них появляется?

- Что происходит весной с землей?

- Какая весной трава?

- Что скоро произойдет в саду с яблоней?
Молодцы. Вы рассказали о том, какую природу изобразил художник.

- Каких птиц нарисовал художник?

- Какие перелетные птицы вам известны?

У ласточки острое крыло – ласточка, какая? –                У грача черное крыло – грач, какой? –

У ласточки белая грудь – ласточка, какая? –                У скворца короткий хвост – скворец, какой?

 У грача толстый клюв – грач, какой? –                

У ласточки длинный хвост – ласточка, какая?

- Скажите, кто изображен на березе?

- Из чего сделано гнездо?

- Что делает грачиха с грачатами?

- Расскажите, чем заняты скворцы?

- Расскажите о ласточках.

- Скажите, как можно закончить рассказ?

- Какое настроение вызывает картина?

- Давайте составим рассказ по картине. С чего лучше всего начать рассказ?   (Если дети затрудняются, то помочь.)

- Что расскажите потом?



- Чем вы закончите рассказ?

- А теперь закройте глаза, и подумайте, как будите рассказывать.

Предлагаю составить рассказ по частям

1 часть – описание природы.

2 часть – чем занимаются грачи.

3 часть – о скворцах и ласточках.

4 часть – конец рассказа, какое настроение вызывает.


- Алина, повтори  весь рассказ

- Молодцы. У вас получился замечательный рассказ.

- Ребята, как называется картина, по которой мы составляли рассказ?

Картина вызывает радостное настроение, и ваши рассказы вызвали у меня радостное, хорошее настроение. Я желаю, чтобы это чувство было у вас всю весну.



Весна


Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое, ласковое.

Весной небо высокое, чистое, голубое, ясное.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной с крыш свисают сосульки длинные, сверкающие.

Весной трава молодая, светло-зеленая, нежная.

Весной на деревьях набухают зеленые, липкие почки.

Весной прилетают: грачи, ласточки, скворцы.

Март, апрель, май.


Ранняя весна.







голубой – дети хлопают


Земляной - дети хлопают.

Другой – дети хлопают.


Точка – дети хлопают.


Машут руками и подпрыгивают.

«Клюют».


Погладить руки, носики.

Машут руками

«Клюют».

Картина.

Прилет птиц, Весна, Птицы весной.

Художник изобразил весну.


На улице стало тепло.

Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, яркое, весеннее, ясное, лучезарное.


Деревья весной просыпаются. На них появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие.




Земля весной оттаивает. Земля мягкая, рыхлая, теплая.

Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Яблоня зацветет.

Перелетных птиц.

Ласточка, скворец, чиж, кукушка, грач, соловей, дрозд.

Острокрылая.


Чернокрылый.


Белогрудая.


Короткохвостый.


Толстоклювый.


Длиннохвостая.        


Это гнездо с птенцами.

Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы.

Черная с фиолетовым отливом грачиха принесла в своем большом, толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. Она его нашла в огороде, когда рылась в земле.
На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо.

Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда.

Вот как птицы весну встречают.

Хорошее, радостное.


Лучше всего начать рассказ с описания природы. Скажем, какое солнце, небо, деревья, земля, трава.

Потом мы расскажем о перелетных птицах, о том, что они делают.

Мы расскажем какое настроение вызывает картина.

1-й ребенок. Наступила весна. Стало тепло. Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, ясное, лучезарное, весеннее, яркое. Деревья весной просыпаются. На деревьях появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие. Земля весной оттаивает. Она теплая, мягкая, рыхлая. Трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая. В траве распустились желтые одуванчики. Зацвели яблони в саду.

2-й ребенок. Прилетели перелетные птицы. На березе – гнездо с грачатами. Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы. Черная с металлически-фиолетовым оттенком грачиха принесла в своем мощном толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.

3-й ребенок. На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда

4-й ребенок.. Картина написана в светлых тонах и вызывает радостное настроение.

Ребенок повторяет весь рассказ.

Птицы весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают»

В данном занятии обобщаются знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;   о характерных признаках весны в неживой природе....

Конспект ООД по речевому развитию ( развитие речи и обучение грамоте) " Как птицы весну встречают"

Конспект по речевому развитию. Занятие состоит из организационного момента, фонетической и артикуляционной зарядки, дидактических игр, физминутки, работы в тетради, рефлекси. Конспект  включает и...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Как звери и птицы весну встречают»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.Задачи: Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать п...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии по развитию речи в средней группе Составление рассказа «Как птицы весну встречают»

Конспект НОД  с использованием ИКТ технологиипо развитию речи в средней группеСоставление рассказа «Как птицы весну встречают»...