Открытое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы. Составление сказки с помощью карточек Проппа. "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Савенкова Светлана Владимировна

Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по картам Проппа.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.

Развивать творчество, мышление, воображение.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_rr_karty_proppa_snegurochka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –детский сад №5 «Ромашка»

Открытое занятие

По развитию речи с детьми подготовительной группы

Составление сказки с помощью карточек Проппа.

        «Снегурочка»        

                                                                              Разработала Савенкова С.В.

                                               

                                                Ивантеевка 2015г.

Цель: Закрепить умение детей составлять связано, последовательно, грамматически правильно сказку по карточкам Проппа..
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в составлении предложений по картам Проппа.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.

Развивать творчество, мышление, воображение.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Словарь:
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята ! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте покажем им, как интересно может быть у нас на занятии. И ещё одна гостья ждёт приглашения, как только вы отгадаете загадку и назовёте, кто это. Она тут же появиться.

1.Вся из снега, изо льда

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год. (Снегурочка)

Здравствуйте, ребята! Мне тут по секрету сказали, что вы всё про зиму знаете и даже сказку зимнюю  про меня можете рассказать. Вот я и пришла послушать.  

Воспитатель: Ты снегурочка посиди и послушай, а ребята тебе все расскажут.

2. - Как вы думаете, в какое время года может появиться снегурочка? (Зимой)
- Какое сейчас время года (зима)?
- Как вы заметили наступление зимы? (
- Назовите признаки зимы.(холодно, снег, день короче, солнце светит мало)
- Назовите зимние месяцы.(декабрь, январь, февраль)
- Назовите в какие игры можно играть зимой (снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).

2. Давайте поиграем в игру «Снежки» 

Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово снегурочка, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снегурочки)

Мы решили слепить…(снегурочку).
Мы покрыли платком нашу…(снегурочку).
Мы показали соседям нашу…(снегурочку).
Мы играли с нашей …(снегурочкой).
Мы рассказали бабушке о …(снегурочке).
Нам было весело лепить….(снегурочку).


3.Игра «Придумай слово»

Образование родственных слов.

Подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

Подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

4. А какие вы знаете зимние сказки? (Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев). Как здорово что вы знаете все эти сказки.

5.А давайте мы вспомним и расскажем нашей снегурочке её сказку, ей очень будет приятно послушать. А расскажем мы с помощью наших карточек (Проппа).

-А вы знаете как начинаются все сказки?  ((Жили-были... В некотором царстве... В стародавние годы... В некотором королевстве... За тридевять земель...)

- А сказка «Снегурочка» (Жили- были, старик со старухой и не было у них детей).  Покажите  карточку.

 

-- А какие концовки сказок бывают?
(
Стали жить-поживать, да добра наживать... .. Жили долго и счастливо... Сказочке конец, а кто слушал, молодец.)

-А в сказке «Снегурочка»? (Растаяла снегурочка)

Очень грустно закончилась сказка. Правда ребята? Давайте мы попробуем закончить сказку по другому. Как же? (с радостным концом).

-Появиться (друг- помощник)

-Какая карточка нам понадобиться?(Счастливый конец).

Физкультминутка:
Мы ладошки выставляем,
(Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем!
(Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)

Раз, поймали, два, поймали!
(дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!
(дети «ловят» снежинки)
И конечно, не устали!

А снежинок много-много!
(дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз) 
И растут везде сугробы.
(дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём
(дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём!
(начинают «лепить» снежки)

Лепим, лепим, лепим ком
(дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом!
(мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!
(все возвращаются к работе)

На доске полная схема.

-Давайте вспомним, какую сказку мы  рассказывали? (Снегурочка)

-У кого есть желание рассказать новую сказку, которая у нас получилась?

(Желающие дети  рассказывают всю сказку, а другие дети могут помочь.)

Расскажите громко и выразительно, чтобы всем было слышно и понятно.

Анализ.

Понравилось ли вам рассказывать сказку по картам?

Было ли сложно?

Почему?

Какой конец вам больше понравился, тот что был в  русской народной сказке или тот который придумали вы?

Снегурочка: А мне понравился конец сказки, который придумали вы ребята. И поэтому ребята я решила поделиться с вами снежными комочками. Достаньте из корзинки каждый себе комочек, а внутри вас ждёт сюрприз (внутри дети находят конфетку).

Молодцы, ребята! До встречи. (Снегурочка уходит)

 Всем спасибо.

1. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали.

 Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано.

2.. Вот пришла весна, а за ней и лето. Снегурочка стала грустной, все от солнца прячется.. Стали звать подружки Снегурочку в лес погулять. И она пошла с ними.

3.. А вечером разожгли костёр и все стали прыгать через него. И стали кричать Снегурочке – «Прыгай !, Прыгай!»

4.Разбижалась Снегурочка и прыгнула. Зашипело над костром. И Снегурочка растаяла. Поднялся белый пар и поднялось облачко высоко в небо.  

                                       Сказка   Снегурочка.

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано - сделано.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.

- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...

Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

Дед да баба все ахают:

- Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

- Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

- Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:

- Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула...

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Экологическая сказка"

Занятие по развитию речи на экологическую тему с интеграцией областей....

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описания животных по картинке с использованием мнемотаблицы»

Тема: Составление описания Щенка по картинке с использованием мнемотаблицы.Задачи:связная речь: учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, давать ему оценку;словар...