Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе.«Разучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» с использованием ИКТ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мячина Валентина Ивановна

Программные задачи:

Образовательные:

«Связная речь»

  1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  2. Учить правильно выражать и излагать свои мысли.
  3. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
  4. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения  поэта И. Сурикова «Зима»,  и художников: А. Васнецова, А. Адамова, О. Панова, А. Романова и др. 

«Словарь и грамматика»

1.   Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима,  снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга,   сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

        3.    Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.   Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

5.    Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

 Развивающие:

  1. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст.  Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
  3. Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
  4. Творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе.
  2.  Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей

в старшей группе.

Образовательная область «речевое развитие».

Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием ИКТ.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательные:

«Связная речь»

  1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  2. Учить правильно выражать и излагать свои мысли.
  3. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
  4. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения  поэта И. Сурикова «Зима»,  
  5.  «Словарь и грамматика»

1.   Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима,  снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга,   сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).

2. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

        3.    Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.   Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

5.    Совершенствовать навык рассматривания картины.

«Звуковая культура речи»

  1. Развивать артикуляционный аппарат.
  2. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.

 Развивающие:

  1. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст.  Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
  3. Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
  4. Творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе.
  2.  Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Словарная работа:   пелена – это сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; принакрылся чудно, беспробудно

Материал и оборудование:  расписанное узорами зеркало, снежинка, магнитофон, проектор для мультимедиа.  

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях), коллективные индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.

 Техническое сопровождение: презентация «Зимние пейзажи», аудиозаписи С. Прокофьев «Фея зимы», А. Вивальди «Времена года. Зима», П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс снежных хлопьев», завывание вьюги.

Ход проведения:

  1. Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы».(1.13)

Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.

В. Ребята, а это зеркало непростое, оно волшебное…как вы думаете, кто его разрисовал?

Вырос лес, белый весь

Пешком в него не войти, на коне не въехать. (морозные узоры)

А вы хотите попасть в этот волшебный лес? Зеркало нам в этом поможет:

  «В зеркале я отражусь,

   Где захочу, там и окажусь.

  Перенеси нас зеркало в зимний лес».

В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь, крепко за руки  беритесь,

По дорожкам по тропинкам по лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, кому где будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней) в это время звучит тихая музыка

А.  Вивальди (2.30) и идет показ презентации «Зимние пейзажи».

Комментирую фотографии (9 кадров):
-Великолепен вид зимней природы! Могучи сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.(1)

Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колит щеки.(2)
Торжественно светло и тихо.(3)
Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом.(4)

Природа зимой в лесу удивительно красива.(5)
Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.(6)
Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой чистое, ясное, лазурное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной зимы. (7)
Зима – волшебница, она очаровала природу, украсила ее невидимыми нарядами.(8)
Ни одно время года так ни волшебно как – зима.(9)

  1. Упражнение «Нарисуем зиму».

Воспитатель:

- Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (Да.)

- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель, затем и дети.)

- Посмотрите, как красиво  идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)

- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)

- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)

Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.

  1. Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Поэты как об этом могут рассказать? (СТИХАМИ)

Послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится (1)
И на землю тихо
Падает, ложится.(2)

И под утро снегом
Поле побелело, (3)
Точно пеленою
Всё его одело. (4)

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной (5)
И заснул под нею
Крепко, непробудно…(6)

Беседа о произведении:

- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)

- Что происходит со снегом?

- Что произошло утром? Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем? (зачитать и объяснить значение слова пелена)

А что произошло с лесом?  Как вы понимаете эти строчки?: «Темный лес, что шапкой, принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»?

- О какой шапке говорит поэт?

- Как вы думаете, любит поэт русскую природу? Как вы догадались, что любит?

При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям слайды-мнемотаблицы по тексту стихотворения (номера слайдов указаны в скобках).

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке-один слайд).

  1. Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги. (1мин)

Воспитатель:

- Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)

  1. Рефлексия: «Разрезные картинки».

- Ребята, пока вьюга проказничала в лесу, она рассыпала все наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.

- Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад

Хорошо в лесу зимой

Но пора нам всем домой

С лесом надо нам прощаться

В детский сад свой возвращаться

  1. Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

                                         «В зеркале я отражусь,

                                        Где захочу, там и окажусь.

                               Перенеси нас, зеркало,

                               Обратно, в детский сад».

- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

В. Ребята, где же мы сегодня с вами побывали? (В зимнем лесу) Что мы там делали? Чем занимались?

В. Когда придёте сегодня домой, обязательно расскажите стихотворение И.Сурикова «Зима» своим родителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"

Конспект образовательной деятельностис детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима" Дата26.02. 2019Тема«Зимушка – зима».Программа«От рождения до школы...

Конспект образовательной деятельности в разновозрастной старшей – подготовительной к школе группе. Речевое развитие с использованием театрализованной деятельности. Театр экспромт по сказке «Теремок с новыми героями»

Программные задачи: Развивающие: расширять словарный словарь детей за счёт слов, помогающих в описании предмета, познакомить детей с алгоритмом составления загадок на основе слов, описывающих его свой...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Разучивание стихотворений при помощи мнемотаблицы»

Цель: развитие умения пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.Задачи:Образовательные - продолжать развивать умение запоминать стихотворения с помощью мнемотаблиц.- формировать навык о...

Конспект образовательной деятельности в разновозрастной старшей – подготовительной к школе группе. Речевое развитие с использованием театрализованной деятельности. Театр экспромт по сказке «Теремок с новыми героями»

Программные задачи: Развивающие: расширять словарный словарь детей за счёт слов, помогающих в описании предмета, познакомить детей с алгоритмом составления загадок на основе слов, описывающих его свой...