НОД в старшей группе на тему: "Составление описательного рассказа о посуде"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гаранина Татьяна Александровна

НОД в старшей группе по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе.

Тема: «Составление  описательного рассказа о  посуде»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Речевое развитие
  • Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.
  • Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
  • Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи  прилагательные.
  •  Дифференцировать  звуки «Ш» и «Ж» в чистоговорках

  1. Познавательное развитие
  • Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода.
  • Продолжать закреплять умение классифицировать  посуду

  1. Социально-коммуникативное развитие.  
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,  умение договариваться,  учитывать мнение партнера.
  •  Формировать доброжелательность в общении

  1. Художественно - эстетическое развитие
  • Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение  к исполнению образных движений под музыку

  1. Физическое развитие.
  • Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.

Методы и приемы:

- практические: физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика «Моем посуду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипающий чайник», речевая игра «Какая посуда?», дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»

- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной посуды

- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

- варианты карточек

  1. сковорода, кастрюля, чайник, тарелка

  2. чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник

  3. супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода

 -сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»,

- разнообразная посуда

- аудиозапись, музыкальный центр

- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями

-карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)

-платок

-сервировочный стол

-магнитная доска

-карандаши цветные, краски

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультурная минутка «Чайник!»

Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Игровая

Мимическое упражнение «Закипающий чайник»

Д/и «Что лишнее?»

Коммуникативная

Загадывание загадок о посуде. Вопросы.

 Составление описательного  рассказа.

Словесная игра «Какая посуда?».

Проговаривание чистоговорок со звуками «Ш» и «Ж»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение сказки

Изобразительная

Рисование «Дорисуй деталь посуды»

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Воспитатель предлагает  детям отгадать загадку:

«Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь,

а ударь – разобьюсь»

Дети слушают и                        отгадывают загадку

 Дети настроены на деятельность

2.Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово

Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам посуды подбирают обобщающее слово

Развивается  логическое мышление, речь, внимание; формируется внимательное отношение к совместной  со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закрепляются  знания названий посуды. Дети  умеют правильно строить свое  предложение, находить лишний предмет, классифицировать

3.Мимическое          упражнение

«Закипающий чайник»

Воспитатель дает детям задание показать этюд «Закипающий чайник». «Представьте себе что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист). Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»

Дети  участвуют в этюде «Закипающий чайник», выполняя действия по сигналу и произносимому тексту воспитателя.

Дети умеют с помощью жестов и мимики создавать выразительные образы.

4. Воспитатель зачитывает

отрывки из сказки «Федорино горе», задает вопросы. Предлагает детям  обсудить сказку о посуде, которая убежала от хозяйки.

- Как называется сказка?

-Кто написал эту сказку?

- Какая посуда в сказке ожила и убежала?

- Почему  посуда убежала от Федоры?

-Как можно помочь Федоре?

Дети обсуждают сказку, отвечают на вопросы воспитателя.

Уточнены знания детей об авторе произведения, о названии  произведения, о  содержании сказки. Обобщены представления по данной теме.

5. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Воспитатель надевает на голову платок и превращается в Федору. Затем, от лица Федоры, просит детей помочь ей поухаживать за посудой, подводит детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Моем посуду»: «Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком,

Вытрем тебя полотенчиком.

И ты будешь опять,

Словно солнышко сиять»

Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала трут кулаком о ладонь, делают круговые движения ладонями, поднимают руки в стороны – вверх.

Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук.

6. Воспитатель предлагает  речевую игру «Какая посуда?»

Дети называют прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду

  Обогащается  словарь детей прилагательными  по теме.

7.Воспитатель предлагает детям   подойти, к  заранее  подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Затем, воспитатель выбирает  предмет и рассказывает о нем. Предлагает детям составить описательный рассказ

Дети подходят к сервировочному  столу, выбирают предмет, который им нравится, и составляют описательный  рассказ уже сами.

Сформировано  умение составлять описательный рассказ о предмете (посуде).

8. Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорки:

«Жу-жу-жу- я кружу,

«Жи – жи - жи – у меня ножи»,

«Ша – ша – ша – чашка хороша».

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем

чистоговорки хором и индивидуально.

Закреплено  произношение звуков

“Ж” и “Ш”

Дети умеют выделять их в словах.

.

 9.Физкультурная минутка (аудиозапись к сказке «Федорино горе»)

Воспитатель предлагает детям    выполнить движения  под музыку

 Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, 
(Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца:
 (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, 
(Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, 
(Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Дети выполняют движения под музыку

Дети умеют согласовывать движения с музыкой

10. Дидактическое упражнение «Дорисуй деталь посуды».

Воспитатель раздает детям

картинки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, которая убежала от Федоры в сказке «Федорино горе». Давайте поможем Федоре, дорисуем посуде недостающие детали.

Дети, называют недостающие детали, объясняют, почему они так необходимы, каково их назначение, и что случится, если их не будет; дорисовывают недостающие детали.

Умеют анализировать и синтезировать; сформировано целостное восприятие, стремление выполнить задание правильно.

11. Воспитатель раскладывает рисунки детей, и предлагает оценить  свою деятельность

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о посуде, что понравилось больше всего, и в гости к какой сказке им хотелось бы отправиться в следующий раз?

Анализируют и оценивают свою работу

                                            Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, фантазируют.

Владеют речью, как средством общения.

Расширены и закреплены представления детей о посуде.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры»

Ребята выставляют свои работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: "Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде"

Вашему вниманию предлагается конспект занятия с целями, оборудованием и ходом занятия....

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...