Конспект непосредственной образовательной деятельности "Ознакомление со свойствами и качествами ткани в средней группе"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тараканова Аксана Александровна

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества  ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свойства ткани: одну ткань легко смять, другая не мнется совсем; ткань труднее рвать, чем бумагу; ткань намокает, но не расползается в воде; ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnyy_rasskaz_po_kartine_-_kopiya_2.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Ознакомление со свойствами и качествами ткани

в средней группе


Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества  ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свойства ткани: одну ткань легко смять, другая не мнется совсем; ткань труднее рвать, чем бумагу; ткань намокает, но не расползается в воде; ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один — из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.
«Сегодня,— говорит воспитатель,— мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки (как можно сказать?) разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них». Выслушивает ответы, обобщает их: «Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?
Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный). Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?
А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других. Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей.)
Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? («Бывает красной, белой и т. д.».)
Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? («Сам синий, а горошек беленький».) Говорят,— уточняет воспитатель,— синяя ткань в белый горошек.
А у Андрея? («У меня красная ткань в белый горошек».) У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.
Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? («Цветочками».)
А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать — полосатая.
А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили?» Выслушав ответы, педагог обобщает: «Ткань бывает толстая и бывает тонкая».
А когда вы мяли ткань, что выяснили еще? Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.
Дети! Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага...? («Легко мнется».) Измятая бумага так и остается... что? («Измятой, не распрямляется».)
Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?
Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? («Не рвется».) А бумага рвалась?
Дети, если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? («Намокнут».) А порвутся они, как бумага? (Ответы.)
Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги. Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты».
На 1—2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки — из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.
«Сейчас,— говорит педагог,— вы все будете работать в ателье. Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка. Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа). Из какой ткани вы сошьете красивое платье?»
Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора.
Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы, подводит итог: говорит, что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии).

Литература:  В.В. Гербова  «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательноеи речевое развитие» Тема «Лесное приключение».

Образовательная область: «Познавательное и речевое развитие». Возрастная группа:средняя группаПедагог:Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Лесное приключение» Цел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Снег, снежок кружится».

Образовательная область: «Познавательное развитие». Возрастная группа:  Средняя группа.Педагог: Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Снег, снежок кружится» Ц...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Путешествие в весенний лес» для средней группы Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:1. Формировать умения детей прыгать на двух ногах.2. Развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в  равновесии, в ходьбе и беге врассыпную.3.Воспитывать желание играть в колл...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...