Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, каким образом он образуется, а также осваивают простейшие способы обследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_lda.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                            «Детский сад комбинированного вида № 33»

Подготовил воспитатель: Чернова М.А.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе.

Тема: «Свойства льда»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Основная цель: познакомить детей с качествами и свойствами льда, процессом образования льда.

Задачи: формировать у детей опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; закреплять знание признаков зимы, развивать умения применять различные способы обследования.

Предварительная работа: беседы о зиме; опыты с водой и снегом.

Дидактические материалы: таблица для занесения результатов

проведенных опытов; карточки с предметными картинками; картинка с

изображением зимнего пейзажа.

Оборудование: игрушка – птица синица, магнитная доска, одноразовые

тарелки, пластмассовые палочки, кормушка, стаканчик со льдом, лед, картинки – отгадки, значки символы «свойства льда».

бумажные салфетки.

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная

деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на

ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, каким образом он образуется, а также осваивают простейшие способы обследования. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: объяснить птице синице, что такое лед, как он образуется, какой он.

Все цели НОД реализуются через игровую ситуацию.

«Логическая основа образовательной ситуации»

Основная образовательная цель: рассмотреть процесс образования льда, знакомить детей с качествами и свойствами льда;

Новое знание = детское «открытие»: лед холодный (рукам холодно его держать,

твердый (по нему можно постучать, скользкий; образуется путем замерзания воды

(попадая в тепло, лед тает и превращается в воду).

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: знания о зиме: зимой холодно, мороз, лед появляется зимой (на реках, озерах, лужах).

Причина затруднения: «не знаем, как объяснить, из чего сделан лед, как он образуется какой он».

Цель деятельности по преодолению затруднения: провести ряд простейших опытов с водой и льдом с целью определения состава льда, его качеств, новых свойств воды (лед в руках, провести по льду рукой, постучать по льду палочкой, наблюдение за льдом при разных температурах воздуха).

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

К детям в гости прилетает птица синица (игрушка)

Птица: Ребята, здравствуйте! У меня и моих друзей птиц случилась беда! Мы очень хотим пить, облетели все кругом на улице, а воды нигде нет, да еще и холодно очень! Вы не знаете, что случилось, куда делась вода?

Воспитатель:

- Синичка, не спеши, успокойся, давай все по порядку. Ребята какое сейчас время года на улице? (ответы детей)

- Ребята, что мы знаем о зиме? Расскажем синице? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать у детей знание признаков зимы.

Воспитатель:

- Мы можем не только рассказать, но и показать. А помогут нам в этом загадки.

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег)

Воспитатель выставляет на магнитной доске картинку, на которой изображена отгадка.

От холода и снега

согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (Шубку)

Воспитатель открывает еще одну картинку с изображением отгадки.

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе.

Три шара готовы вмиг-

Вышел славный (Снеговик)

Воспитатель открывает еще одну картинку с изображением отгадки.

Когда зимой мороз и стужа,

Река покрыта им и лужа. (Лед)

Воспитатель открывает еще одну картинку с изображением отгадки.

Воспитатель:

- Посмотри, синица, вот какая зима у нас получилась, зимой очень холодно, идет снег, реки и лужи покрываться льдом, люди одевают теплую одежду, катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для выявления новых свойств воды, способа образования льда, определения состава льда;

2) формировать опыт под руководством воспитателяфиксации затруднения и понимания его причины.

Птица:

- Я поняла, что такое зима! (Показывает на картинки). Но все же где мне найти воду на улице, чтобы напиться? (ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, пойдемте покажем птице воду, раз она сама не может ее найти.

Воспитатель открывает окно, достает стаканчик с водой.

- Смотрите, действительно, воды в стаканчике нет, в ней только лед.

Птица:

- Как это нет воды? Куда она делась? Лед! А какой он, этот лед? Из чего он сделан?

Воспитатель:

- Дети, давайте постараемся объяснить синице, куда же подевалась вода, какой лед и из чего он сделан?.

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

1) формировать представление детей о свойствах льда, о способах их выявления;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального

переживания радости открытия.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыты.

Перед каждым ребенком стоят тарелочки с кусочками льда и лежат

пластмассовые палочки для проведения опытов.

Воспитатель:

- Возьмите по кусочку льда в руку. Расскажите синице, что вы чувствуете? (ответы детей)

- Значит, лед какой?

- Проведите по нему рукой. Какой лед? (ответы детей)

- Значит, лед какой?

- Попробуем постучать по нему палочками. Что вы скажите?

- Значит, лед какой? твердый

- Дети! Посмотрите в тарелку со льдом. Что происходит? (ответы детей)

- Почему лет тает? (ответы детей)

- Почему в тарелках появилась вода? Потому что лед – это тоже вода.

Воспитатель:

- Дети, теперь мы можем рассказать нашей гостье, из чего сделан лед и какой он?

. Лед – это, которая замерзла. Он холодный, гладкий и твердый.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята!

Воспитатель:

- Ребята, теперь мы знаем, куда делась вода из нашей кормушки!

Птица:

- Значит я могу «пить» их, спасибо вам большое.

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Птица:

- Дети, без вас я бы не справилась и ничего бы не узнала. Зима – это очень красивое, но холодное время года.

Воспитатель:

- Птица, ты замерзла? Дети, покажем синице, как мы зимой греемся и научим нашей веселой игре ее!

Дети играют в игру вода лед.

Воспитатель:

- Когда слышим слово «вода», мы двигаемся, когда слышим слово «лед», мы замираем на месте.

6. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактическая задача: закреплять знания о происхождении и свойствах льда.

Птица:

- Как здорово! Спасибо, я согрелась. Сколько нового я у вас узнала, полечу рассказать все своим друзьям, до свидания!

Воспитатель:

- Ребята, что будет, если мы зальем горку на нашем участке водой? Что случиться? (ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте, наберем ведро воды и во время прогулки зальем ею горку. Что у нас получиться? (ответы детей).

Воспитатель:

- Горка станет какой? (ответы детей)

Дети и воспитатель набирают воду.

7. Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они

получили.

Воспитатель:

- Дети, кому мы сегодня помогли? (ответы детей).

- Что мы смогли ей рассказать? Как образуется лед? Какой он?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Молодцы!

Воспитатель с детьми идут одеваться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »

Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Тема: «Рыболов Антошка»

Материал может быть интересен как педагогам, так и родителям, т.к. здесь четко показана структура непосредственной образовательной деятельности и видно, как в непринужденной и интересной форме можно п...

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...