игры для развития речи
картотека по развитию речи ( группа) на тему

Игры для развития речи детей через ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Комнатные цветы»


Чему учится ребенок: обогатит словарный запас за счет слов, обозначающих названия цветущих и не цветущих комнатных растений (бегония, фиалка, фикус); правильно употреблять имена существительные в винительном падеже.
Оснащение: сюжетная картинка (рис. 17).
Ход
игры: подготовьтесь к игре заранее. Наклейте над каждым цветком на картинке квадратик из белой бумаги.
Расскажите, что в этой комнате живет жадина: «Он все время прячет от всех свои игрушки, книжки и даже цветы. Ты, наверное, знаешь, что цветы не могут жить без света. Цветам нужно помочь — открыть их и рассказать, какой цветок ты видишь на подоконнике. Например: «Я вижу фиолетовую фиалку».
Лексический материал
Бегония, фикус, традесканция, кактус, герань, бальзамин, азалия, алоэ, плющ.


Предложите ребенку сначала назвать цветущие комнатные растения. А затем — не цветущие комнатные растения.
Попросите ребенка отгадать загадку:
дышит, растет,
а ходить не может.
(Растение)


Спросите ребенка, что еще, кроме света, нужно растениям. (Тепло, вода.)


Игра «Где спрятались цветы»


Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в творительном падеже с предлогами «под», «за».
Оснащение: сюжетные картинки (рис. 18).
Ход
игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметные картинки. Наклейте их над цветами на сюжетных картинках таким образом, чтобы можно было их отогнуть и увидеть спрятанные цветы. Снег наклейте над подснежником, листья лопуха — над колокольчиком и ромашками, камень — над васильком. Предложите ребенку поиграть.
Прочтите первое стихотворение:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
(А. Майков)
Попросите ребенка поискать подснежник на сюжетной картинке. Когда ребенок найдет цветок, попросите его рассказать о том, где спрятался подснежник. (Подснежник спрятался под снегом.)

Прочтите ребенку следующее стихотворение:
Все зазеленело,
Солнышко блестит,
Синий колокольчик
Там, вдали, звенит.
Предложите ребенку на сюжетной картинке найти колокольчик. Попросите его рассказать о том, где колокольчик спрятался. (Колокольчик спрятался под лопухом.)
Прочтите еще одно стихотворение:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы...
(И: Суриков)
Предложите ребенку найти на картинке полевые цветы. (Ромашка спряталась под лопухом, василек — за камнем.) Попросите ребенка рассказать, где и какой цветок он нашел на лугу.

Игра «Я и цветы»

Чему учится ребенок: самостоятельно изменять глаголы настоящего времени по числам и лицам.
Оснащение: не требуется.
Ход
игры: попросите ребенка внимательно прослушать начатую вами фразу и закончить ее. Если ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, то помогите ему — произнесите слово сами, а его попросите повторить.
Лексический материал: стою — стоят, тянусь — тянутся, нравлюсь — нравятся, люблю — любят.
Они в поле ... (стоят),
На ветру ... (шелестят),
К солнышку ... (тянутся),
Всем хотят ... (понравиться).
Яв поле не ...
(стою),
Ветерку не ... (кланяюсь),
К солнышку я не ... (тянусь),
Но всем хочу ... (понравиться).
Не ... (любят) конфёты цветочки,
А я — мамина дочка.
Мама ... (завяжет) мне бантики
И даст конфету в фантике.
Не будут цветочки конфеты ... (кушать),
А я буду мамину сказочку ... (слушать).
Усложнение: вы можете придумать четверостишия по аналогии, используя названия любых известных ребенку комнатных, полевых или садовых цветов.

Игра «Расскажи о нас»


Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные, обозначающие признаки цвета, формы и величины, с существительными в роде и числе.
Оснащение: настоящие цветы (роза, тюльпан) или предметные картинки с их изображением ( рис.8, 15, 16).
Ход игры: положите цветы или предметные картинки с изображенными на них цветами перед ребенком. Предложите ему взять картинку с понравившимся цветком.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть каждый цветок и назвать как можно больше характерных для него признаков с учетом его цвета, формы лепестков, размера, запаха.
Лексический материал
Роза — красная (белая, желтая, розовая).


Игра «А мой — лучше»


Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и увеличительного суффикса -ище-.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 19).
Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой поучительный рассказ: «Росли на клумбе две розы.
Одна была стройная, на высоком стебле, с длинными и колючими шипами. А вторая — низенькая, на коротеньком стебельке, с маленькими шипиками.
Стоят розы. Погода спокойная. Заняться им нечем, нет ветерка, чтобы покачаться. Нет пчелок, чтобы пощекотали лепестки. Одним словом — скука.
Посмотрела высокая роза на свою соседку, решила похвастаться перед ней и говорит: ,,У меня не стебель, а ... (етебелище), а у тебя маленький ... (стебелек).
У меня не шип, а ... (шипище), а у тебя маленькие . . .(шипики).
У меня не листик, а ... (листище), а у тебя маленький ... (листочек).”
Хвасталась бы она еще, да шел мимо клумбы садовник. Срезал он розу с высоким стеблем и подарил маме.
Мораль: не хвастайся — дольше проживешь.


Игра «А если будет много!»


Чему учится ребенок: изменять имена существительные по числам.
Оснащение: предметные картинки с изображением полевых цветов, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: возьмите лист бумаги. Нарисуйте слева одну ромашку, одну розу, один тюльпан, один василек, один мак.
Предложите ребенку рассмотреть нарисованные цветы и назвать их. Попросите ребенка нарисовать справа букеты, состоящие из этих цветов. Затем предложите ребенку провести дорожку от цветка к букету из таких же цветов. Попросите ребенка рассказать о том, сколько в букете цветков (много). Например: Одна ромашка. В букете много ромашек.
Лексический материал
Одна роза. В букете много роз.
Один тюльпан. В букете много тюльпанов.
Один василек. В букете много васильков.
Один мак. В букете много маков.
Игру можно усложнить, расширив ассортимент цветов,— полевые, садовые, комнатные.

Игра «А если много, то..»


Чему учится ребенок: образовывать множественное число глаголов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Приведите пример:
Если одна, то роза, а если много то ... (розы).
Лексический материал
Если одна, то незабудка, а если много, то ... (незабудки).
Если один, то тюльпан, а если много, то ..(тюльпаны).
Если один, то одуванчик, а если много, то ... (одуванчики).
Если одна, то ромашка, а если много, то . .. (ромашки).
Если один, то колокольчик, а если много, то ... (колокольчики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....