Занятие по развитию речи на тему "Помогаем Зайке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Щербакова Нина Валентиновна

Конспект занятия для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sr.gr_.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по образовательной области  «Речевое развитие»

для детей средней группы

на тему «Помогаем Зайке»

                  Подготовила:

                                                                                                          воспитатель первой кв. категории

                                                                        Щербакова Н.В.

г. Набережные Челны, 2015 г.

Тема:  «Помогаем Зайке».

Цель:  закрепление полученных знаний по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

 Задачи:

Образовательные:

 1. Закрепить знания детей:

   - о диких и домашних животных и птицах;

   - умение образовывать новые слова при помощи суффиксов в единственном и множественном числах;

   - о любимых сказочных героях и сказках по программе;

   - умение выделять заданный звук в словах, подбирать слова на заданный звук.

Развивающие:

 1. Развивать мыслительные операции: память, логическое мышление, творческое воображение, связную и выразительную речь.

2. Использовать полученные знания в речевом общении.

Воспитательные:

 1. Воспитывать любовь  к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.

Оборудование:

домик, игрушки - герои сказки «Заюшкина избушка», иллюстрации птиц, диких и домашних животных с детенышами, магнитная доска, стенд с книгами К. И. Чуковского, предметы к сказкам К. И. Чуковского, иллюстрации о весне, разрезные буквы азбуки.

Музыкальное оформление:

аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум леса).

Предварительная работа воспитателя:

подбор демонстрационного материала, составление конспекта образовательной деятельности.

Предварительная работа с детьми:

чтение и слушание в аудиозаписях  русских народных сказок с беседами по их содержанию;  оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки? », «Кто лишний?», загадывание загадок по сказочным сюжетам;  инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Жихарка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами, драматизация сказок с помощью разных видов театра   (настольный, би-ба-бо, пальчиковый).

Структура занятия:               1. Вводная часть             –        2 мин.

                                                   2. Основная часть          –      15 мин.

                                                   3. Заключительная часть   –  3 мин.

Методические приемы:     1. Организационная часть – пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».

                                                  2. Игровой момент с Зайкой.

                                                  3. Выполнение заданий:  д/игры «Назови сказку», «Чьи это предметы?», «Вспомни

                                                       сказку и скажи».

                                                  4. Взаимомассаж «Был у Зайки огород».

                                                  5. Д/игры: «Назови приметы весны», «Каких птиц вы знаете?», «Найди лишнее»,

                                                       «У кого кто?», «Подбери словечко».

                                                   6. Мимическая гимнастика.

                                                   7. Д/игра «Придумай добрый конец сказки».

                                                   8. Итог занятия.

Организационный момент:

Дети и воспитатель заходят в группу, останавливаются у двери.

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас много гостей, они  пришли  посмотреть, чему мы с вами научились. Давайте поздороваемся со всеми.

Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».

Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, солнце золотое!            (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

 Улыбнемся небу: «Здравствуй, небо голубое! »                 (поднимают руки вверх)

 Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра!»     (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)

 Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! »           (улыбаются и кланяются гостям).

Игровой момент с зайчиком.

 (Слышится чей – то плач, воспитатель вносит Зайку, в руках у которого конверт).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, это же наш знакомый Зайка, давайте спросим у него, почему он плачет?

Дети:  Зайка, почему ты плачешь?

Зайка жалуется на Лису: она выгнала его из дома и сказала, что если он не выполнит вот эти задания, она его не пустит в домик.

Воспитатель: Что же делать, ребята?

Дети:  Надо помочь Зайке выполнить задания.

Воспитатель: А где у Лисы своя избушка, что с ней случилось?

Дети: Она растаяла.

 Воспитатель:  А почему у лисички избушка растаяла?

Дети: Потому что была ледяная.

Д /и «Что из чего?»

Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)

- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)

 - А лубяная, это какая? (дети – из дерева)

 - Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)

Воспитатель: Молодцы, ребята, действительно, избушка у Лисы растаяла, потому что она была ледяная, а у Зайки избушка лубяная – деревянная, вот она и не растаяла.

Воспитатель: Скажите, дети, какая Лиса в этой сказке?

Дети:  Хитрая, злая, обманщица.

Воспитатель:  А вы знаете сказку, в которой бы Лиса была добрая?

Дети:  «Рукавичка», «Теремок».

Воспитатель: Ну, что же, пора помогать  Зайке выполнять  задания, а то Лиса действительно не пустит его в домик.

1 задание:   Д/и «Назови сказку».

Воспитатель:  Какие сказки вы знаете?

(Дети называют все знакомые им сказки).

Воспитатель: (открывает стенд с книгами – сказками К. И. Чуковского).  Скажите, ребята, кто написал все эти сказки?

Дети:  К. И. Чуковский.

Воспитатель:  А эти сказки? (открывает стенд с русскими народными сказками)

Дети:  Это русские народные сказки, их сочинил народ. 

Воспитатель:  Скажите, дети, зачем людям нужны книги?

 - Как нужно с ними обращаться?

 - Почему так говорят: «Будешь книги читать, будешь много знать»? «Книга учит жить, книгой надо дорожить?»

(Дети отвечают, воспитатель подводит итог: книги учат, книги надо беречь)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, первое задание Лисы мы выполнили.

 Воспитатель: Ребята, герои сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина!  

2 задание:  Д/игра «Чьи эти предметы? »

 (на столе разложены предметы, нужно угадать, из какой они сказки)

 1. Мыло, полотенце, зубная паста и щетка   –   «Мойдодыр»

2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода         -   «Федорино горе»

 3. Чашка, самовар, баранки, монетка            –    «Муха – Цокотуха»

 4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп      –     «Айболит»

 5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон        –     «Телефон»

Воспитатель: Молодцы,  и второе задание Лисы мы выполнили.

3 задание:   Д/и «Вспомни сказку  и скажи»

 Воспитатель:  Какие слова нужно было сказать:

                    -  Лисе, чтобы Петушок выглянул в окошко;

                    -  А Петушку, чтобы Кот его спас от Лисы;                  

                    - Волку, чтобы наловить много рыбы из проруби;

                    -  Печке, чтобы она спрятала девочку с братцем от злых гусей – лебедей;

                    - Медведю, чтобы он не садился на пенек?

(Дети отвечают).

Воспитатель:  Зачем Маша ходила в лес? Можно детям одним  уходить  из дома?  (ОБЖ)

Воспитатель: Что – то Зайка загрустил, давайте развеселим его нашим  взаимомассажем.

(Выполняется взаимомассаж «Был у Зайки огород…»)

Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"

                         Был у Зайки огоpод                         (поглаживание вдоль спины)

                         Ровненькие гpядки                         (попеpек спины) .

                         Он зимой игpал в снежки             (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)

                         Ну, а летом в пpятки                       (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).

                         А весною в огород Зайка с радостью идет            (пальцы по спине "идут")

                         Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает              (пощипывания)

                         А потом все заровняет, заровняет, заровняет                 (поглаживания, как будто ямки заравниваешь)

                         Семена просеет ловко                      (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по  очеpеди)  

                         И пойдет сажать морковку              (пальцы "пошли")

                         Ямка - семя, ямка – семя                  (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

                         Заровняет в то же время                   (опять поглаживания)

                         И потом у Зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать по спине и на макушке пальцы                                        изображают ботву от моркови)

(Звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц )

4 задание:  Д/и «Назови приметы весны»

Воспитатель: Ребята, вот мы и дошли до леса, как хорошо в лесу! А какое сейчас время года? Как вы догадались?

(Дети называют приметы весны: тает снег, бегут ручьи, ярко светит и пригревает солнце, небо чистое, синее, прилетают перелетные птицы…)

5 задание:   Д/и «Каких птиц вы знаете?»

(Какие из этих птиц  перелетные?  Чем они питаются, когда прилетают к нам?  Для чего птицам нужны  гнезда?)

5 задание:  Д/и «Найди лишнее»

 Воспитатель:  Какая птица здесь лишняя? Почему?

 (Дети отвечают, что курица  - это домашняя птица)

Воспитатель:  Кто еще живет в лесу?

Дети : Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, в лесу живут дикие животные, а как называются их детеныши?

6 задание: Д/и «У кого кто?»  

Воспитатель:  Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет?

Воспитатель:  В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете?

Сейчас  я начну, а вы продолжите.

7 задание: Д/и «Подбери словечко»

 В рукавичке живут мышка -… (дети  отвечают: мышка – норушка,  зайчик -побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, медведюшка - батюшка) . 

Мимическая гимнастика

 - Давайте, мы как мышка испугаемся,

 - Как лягушка похохочем (ха-ха-ха),

 - Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;

 - Как волк повоем (у-у-у)

 - Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы,

 - Как медведь нахмуримся.

Воспитатель:  Молодцы! Пора идти дальше.

Воспитатель: Ребята, смотрите, домик.  Зайка, это твой домик? (Зайка отвечает, что это был его домик, пока Лиса не выгнала его).

Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы Лиса не выгоняла зайчика.

Д «Придумай конец сказки».

Дети:  Зайчик и Лиса подружились; построить лисичке новый дом; выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; объяснить лисичке, что друзья так не поступают.

Воспитатель:  Ребята, лиса очень рада, что вы такие дружные и умные, выполнили все ее задания,  и теперь они  с Зайкой будут жить дружно, она  обещает, что  больше никогда не будет обижать зайчика, будет доброй всегда.

Лиса и Зайка: Спасибо, ребята, что вы подружили нас, и вы тоже  дружно  живите, книги очень берегите, сказки разные любите!

Воспитатель:  Вот и закончилось наше путешествие в лес, пора нам в садик возвращаться.

(Звучит маршевая музыка, дети «возвращаются» в детский сад)

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, и от нас, взрослых,  за ваши добрые сердца, за то, что не оставили Зайчика в беде, помогли ему не только выполнить все задания, но и подружиться с Лисой. Закончить наше путешествие предлагаю  снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

Литература

1. Ушакова О. С., «Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет».

2. Ушакова О. С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О. С. Ушакова.

3. Калинина Т. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Издательство: Учитель, 2011.

 5. Журнал «Дошкольное образование», №23 ( 95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23, «Путешествие по сказкам».

 7. Русские народные сказки.

 8.  Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия по развитию речи (вторая младшая группа) на тему: "Зайка - попрыгайка"

«Зайка – попрыгайка»Программные задачи:- связная речь – учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ;- словарь и грамматика: закреплять в речи названия известных им животных, учить испо...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе: «Зайка и правила дорожного движения».

Занятие проходит на площадке дорожного движения.(Итоговое занятие). Программное содержание:Развивать связную речь детей. Учить составлять простые предложения из 3-4 слов и связывать их в не...

Конспект занятия по развитию речи на закрепление лексической темы "Сказки" - «Поможем зайке»

Занятие  по развитию речи  на закрепление  лексической темы «Сказки»...

ТЕМА: «ЗАЙКА» Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение А. Барто «Зайка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы....

Открытое занятие по развитию речи «Волшебный мешочек- зайки побегайки».

Развитие речи, обогащение словарного запаса детей. - образно - смысловой памяти, логического мышления - это одна из главных задач воспитателя во второй младшей группе детского сада. Я делюсь собственн...