«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Ишимникова Галина Васильевна

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx6.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ишимникова Галина Васильевна .

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ д/с  № 17 «Искорка»

Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К. Д. Ушинский.

 ребенок-дошкольник представляет собой некоторую «целостность», поэтому и формирование целостной картины мира,  должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей.

Е.Г. Юдина, К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина, Е.Е. Кравцова, и др. говорят об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании.

В современной практике дошкольного образования проведение интегрированных занятий уже не является инновационной деятельностью учреждения.

 Вместо первичного самостоятельного раздела «Развитие речи» появилась образовательная область «Коммуникация».

Что кроется за самим понятием и к каким изменениям в работе воспитателей это приводит?

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и определено решением следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Главная цель образовательной области «Коммуникация»:

- Освоение детьми способами и средствами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способы определяются в самом понятии «коммуникация» - общение: вербальное и невербальное.

Средства взаимодействия: интеграция – это не только интегрированные занятия, а это целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение дня, в котором объединены различные образовательные области.

Образовательная область «Коммуникация» тесно переплетается с остальными образовательными областями («Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность»):

«Познание» - развитие речи на занятиях по познанию окружающего мира, в режимных моментах, играх. Развитие диалогической речи в процессе общения. Развитие монологической речи во время непосредственно образовательной деятельности и в свободном общении.

«Чтение художественной литературы» - чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, театрализованная деятельность.

«Здоровье» - разучивание детского фольклора, общение в процессе гигиенических процедур, закаливания, развитие диалогической речи в процессе общения.

«Физическая культура» - пополнение словарного запаса на занятиях по физической культуре и плаванию, общение детей между собой и со взрослыми. Развитие диалогической речи в процессе общения.

«Музыка» - пение, разучивание стихотворений, общение, театрализованная деятельность, развитие диалогической речи в процессе общения.

«Социализация» - общение со сверстниками в играх, в режимных моментах, в свободной деятельности, подготовка к школе, развитие диалогической речи в процессе общения.

«Труд» - общение детей между собой и со взрослыми во время трудовой деятельности любого вида.

«Художественное творчество» - проговаривание сюжетов рисования, аппликации, лепки, ручного труда, рассказывание сказок, рассказов. Беседы, общение детей между собой и со взрослыми в процессе художественной деятельности, развитие диалогической речи в процессе общения.

«Безопасность» - общение на занятиях по окружающему миру, дидактические игры.

Такая взаимосвязь не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей,   Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формируется не только правильной, но и хорошей устной речью, с учетом возрастных особенностей.

Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог. Каждая из этих форм имеет собственные особенности, которые в свою очередь определяют методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи имеет важнейшее значение на стадии речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.           Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, и сама активная речь; резко возрастает лексический запас слов, усложняется структура предложений. Малыши начинают пользоваться первоначальной формой речи – диалогической. Диалог сначала связан с практическим опытом ребенка и используется для налаживания сотрудничества и совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственной практической деятельности.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения.

Умения речевого этикета.

Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

Невербальные (неречевые) умения.

В возрасте 3-4 летосновной задачей воспитателя является обучение малышей легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками, выражать словами свои желания и просьбы, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить в детском саду и дома), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В 4-5 лет детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление детей рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...