: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Ишимникова Галина Васильевна

: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_yanvar_2016.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»                             

Подготовила: Ишимникова Г.В

Согласно Федеральному государственному   образовательному стандарту  дошкольного образования(От 7.10 2013.№115).Программа ДОУ должна обеспечивать  одно из направлений, которое обозначено как речевое  развитие.  Что решает речевое развитие?:

-речь, как средство общения

-обогащения словаря

-развития связной, грамматической правильной речи.

-развитие речевого творчества

-звуковая культура речи

-предпосылки  к обучении  грамоте.                        

В основе решений задач лежит комплексный подход, при котором  на одном материале решаются разные речевые задачи (звуковая культура и словарная  работа, формирование грамматического строя  и навыки связной речи)

В современной практике считается, что сочетание задач необходимо, а единое содержание  не обязательно.

Важность принципа единого содержания состоит  в том,  что внимание детей не  отвлекается  на новые персонажи и пособия, поэтому переход  к построению связного высказывания становится не трудным. Развитие  связной  речи  предполагает  решение воспитательных задач ,предусмотрены физминутки.

Решение задач по воспитанию   звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя-это все предпосылки  развития связной речи.

Во 2 младшей группе детей подводят к перессказыванию литературных произведений, формируют  умения воспроизводить текст знакомой сказки или  короткого рассказа, сначала по вопросам, а затем без них.

Взрослый должен начать предложение, а  ребенок закончить его  (эта… лиса… она…).

При описании предметов  сначала называют, затем рассказывают о качестве,свойстве,назначении,цвет,форма,особенности и характерные признаки.

Обучая рассказыванию надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начала,середина,конец).

Сначала упражняем строить совместно со взрослым рассказ из  высказываний  из трех предложений(пошел зайчик… там он встретил…они стали…).

Затем число увеличить. В совместном рассказе функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему, а ребенок её заполняет содержанием. Самое лучшее  упражнение  для этого игры драматизации. Детям с довольно высоким уровнем общения можно предлагать короткие, но довольно  сложные по  содержанию схемы (Наступила… ребята… они стали… и  тогда… как та  раз… дело было… однажды…) Навыки связной речи требует большой подготовительной работы. Следует  иметь в виду, что накопление словаря предполагает не только правильное называние, но их качества, свойства, действия. Следует ставить вопрос, какой мяч?  Какого цвета? А это какой? (маленький). Можно сравнивать предметы, называя разные качества  важно, чтобы ребенок, накопленный материал использовал в речи.

Рекомендуется игрушки  картинки, образец речи воспитателя, дидактические игры : («Чей голос?» «Оденем  Машу  на прогулку», «Чего не стало»,»Чудесный мешочек» «Кто у кого?»), использовать фланелеграф, настольный театр,

У детей младшего дошкольного возраста уровень связной  речи зависит от умения  строить отдельные предложения  и соединять в их текст  с помощью  цепной связи(Это кошка она любит  молоко. Это котенок Пушок он играет.)  

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная  цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал , но и слышал, понимал, о чем  ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге. Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития? Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.). Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений. Из этих общих задач вытекают конкретные задачи: Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: Из этих общих задач вытекают конкретные задачи: Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: - может понимать значение слова, но не использовать его в своей речи; - узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»); - понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношений         Характерные особенности развития речи в младших группах существенный фактор – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого  должны быть замеченными. Полноценное развитие речи младших дошкольников предполагает: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации.

  ПЕРСПЕКТИВА:

-Осознавать структуру рассказа(начала,серидина,конец)

-Использовать разные типы предложения

-Коллективное составление рассказов

-Рекомендуется:

Пересказ литературных текстов, составление рассказов  по  картинке, описание игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

как развить связную речь у детей четвертого года жизни...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки «Репка»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и р...

Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мнемотехника как нетрадиционная технология развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна &ndash...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...