Конспект занятия на тему: "Пересказ рассказа «Кукушка» (по Т.Шорыгиной)" (подготовительная группа).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Назарец Ольга Ильинична

Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_2016.03.15_pereskaz_rasskaza_kukushka.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию детей с ОНР в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа «Кукушка» (по Т.Шорыгиной)

Цель: развивать связную монологическую речь

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий;

- учить детей создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел;

- расширить словарь по теме «Перелётные птицы»;

- выучить загадку про кукушку.

Коррекционно-развивающие:

- развивать творческое воображение,

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

- активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к птицам, к родной природе.

Предварительная работа: рассказы о перелётных птицах

Материал: рассказ «Кукушка», картинка кукушки.

  1. Организационный момент. Загадка

Ленивая птица. Гнездо не совьёт,

Не нянчит детишек, а только поёт:

«Ку-ку, да ку-ку, я яичко снесу.

В чужое гнездо я его отнесу».

(Кукушка)

Г. Дергачев

2.  Чтение рассказа «Кукушка». Работа по содержанию без предварительной установки на пересказ.

- О ком прочитала? (о кукушке)

- Кто такая кукушка?

- Кукушка – это зимующая или перелётная птица?

- Какие птицы называются перелётными? (улетают в тёплые края, кукушка в Африку)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- Какие птицы прилетают первыми? (жаворонок, грачи, трясогузки – когда всё ещё льдом покрыто, она ходит по льду, разбивает лёд и достаёт насекомых)

- А кукушка когда прилетает? (когда появляются листва и молодые побеги)

- Почему прилетает так поздно? Чем питаются кукушки? (мохнатыми гусеницами)

- Откуда берутся мохнатые гусеницы?

- Бабочка-шелкопряд (незаметная, серенькая) откладывает личинки на нижней стороне листа и из личинок появляются мохнатые гусеницы.

- Какой вред наносят лесу мохнатые гусеницы?

- Так какую пользу приносит лесу кукушка? (поедает мохнатых гусениц)

- Другие птицы едят мохнатых гусениц? (нет)

- Если кукушка одна ест мохнатых гусениц, то она какая? (единственная)

- Что делают птицы весной? (строят гнёзда)

- Что значит «кипит работа»?

- Почему кукушка не строит гнездо? (она не выводит птенцов сама)

- Почему не выводит птенцов? (плохая, нерадивая мать, не хочет заботиться о своих птенцах)

- Что же она делает со своими яйцами? (подкладывает их в чужое гнездо)

- Каким другим словом можно заменить слово «гнездо»? (жилище, дом)

- Как кукушка узнаёт, где птицы устраивают себе жилище? (Она внимательно следит, садится на сук на макушке высокого дерева и высматривает, где птицы устраивают себе жилище.)

- Что значит «устраивать жилище»?

- Из чего делают гнёзда? (тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха – строят гнёзда, устилают их пухом и пёрышками)

- Что делает кукушка как только птичка отлетит от гнезда? (тут же подкладывает в чужой дом яичко)

Наоборотки: чужой – свой.

- Как же доверчивые птицы не замечают подкинутое яйцо? ( по размеру яйца кукушки маленькие, такие же как у небольших лесных птичек)

- А хозяйское яйцо куда девает? (уносит в клюве и выбрасывает)

- Почему кукушка уносит яйцо в клюве, а не выбрасывает тут же? (Птица может покинуть гнездо, а кукушка хоть таким образом заботиться о своём потомстве.)

- Что же дальше происходит с яйцом, подкинутым кукушкой? (вылупляется кукушонок)

- Кто такой кукушонок? (птенец кукушки)

Образовать семью: кукушка, кукушонок, кукушата.

- Как называется кукушонок, который только что вылупился? (новорождённый)

- Что значит «новорождённый»?

- Что делает новорождённый кукушонок с другими птенцами? (выкидывает из гнезда)

- Зачем он это делает? (чтобы вся еда досталась ему, любит много есть – прожорливый?

- Как он выкидывает других птенцов? (подползает под птенца, вскидывает на спину, несёт к краю гнезда, а там сбрасывает вниз)

- Что есть у кукушонка на спине, чтобы нести другого птенца к краю гнезда? (Специальная ямка)

- Что значит «специальная»?

- Если кукушки сами не высиживают своих птенцов, то они какие родители? (плохие)

- Какую пользу приносят лесу мохнатые гусеницы?

- Кто-нибудь из птиц ест мохнатых гусениц?

- Если мохнатых гусениц едят только одни кукушки, то они какие? (единственные)

- Чем опасны эти гусеницы?

- Что может случиться с лесом?

Игра «Дополни предложение»: (практическое употребление предложно-падежных форм)

Отлетит…………… от гнезда.

Уносит ……………… в клюве.

Выкидывает ……………. из гнезда.

Подползает ………………… под птенца.

Вскидывает ………………. на спину.

Несёт ………………………. к краю.

Едят ………………….. мохнатых гусениц.

  1. Чтение с установкой на пересказ.

Отвечают на вопросы полным предложением.

- Что «кипит в лесу» весной?

- Какая работа? Что делают птицы?

- И только какая птичка этого не делает?

- Что же она делает? За чем она следит?

- Что делает кукушка как только птичка отлетит от гнезда?

- А хозяйское яйцо куда девает?

- Как поступает новорождённый кукушонок с другими птенцами?

- Как он это делает?

- Что у него для этого есть на спине?

- Какие родители кукушки?

- Какую пользу приносят?

- Чем опасны мохнатые гусеницы?

- Что может случиться с лесом?

4. Пересказ

5. Домашнее задание. Записать со слов ребёнка пересказ «Кукушка» (пересказывали на занятии). Упражнять в рассказывании.

Рассказ

Кукушка

         Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнёзда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.

        Новорождённый кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несёт к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.

       Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

                                                                                                        ( по Т. Шорыгиной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К.УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»»

Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»».Рисование: «Мое желание»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа "ПУШОК"

Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на составленную мнемотаблицу....

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...