конспект занятия по развитию речи в средней группе "Слушай тихо, да гляди, сказка в гости приходи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Венц Наталья Владимировна

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках

Программные задачи:

- воспитывать интерес к устному народному творчеству;

- закреплять знания детей о русских народных сказках;

- формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и схемам;

- формировать умение решать проблемные задачи;

- активизировать словарь;

- развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности;

- развивать мелкую моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

http://stupino.stinline.ru/otrasli/Obrazov/DOU/Images/Guravushka/Titl_guravushkaN.jpg

Конспект организованной образовательной деятельности

 «Слушай тихо да гляди, сказка в гости приходи».

средняя группа

номинация: «Речевое развитие»

Венц Н.В. воспитатель

первой квалификационной категории

Ступино 2016 г.

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках

Программные задачи: 

- воспитывать интерес к устному народному творчеству;

- закреплять знания детей о русских народных сказках;

- формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и схемам;

- формировать умение решать проблемные задачи;

- активизировать словарь;

- развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности;

- развивать мелкую моторику рук.

Интеграция образовательных областей: 

  1. социально-коммуникативное развитие,
  2. познавательное развитие,
  3. речевое развитие,
  4. физическое развитие,
  5. художественно – эстетическое развитие.

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Закреплять знания детей о русских народных сказках.

Познавательное развитие

Формировать умение узнавать и называть сказки по отдельным предметам и схемам. Формировать умение решать проблемные задачи.

Речевое развитие

Активизировать словарь, развивать речь. Стимулировать речевую активность.

Художественно-эстетическое развитие

 Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое восприятие.

Физическое развитие.

Развивать мелкую моторику рук. Способствовать снятию психологического напряжения и развитию положительных эмоций.

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приемы: сюрпризный момент, художественное слово, загадывание загадок, вопросы, пояснение, поощрение.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц, изготовление платковой куклы.

Материал: платковая кукла, сундучок, клубок, атрибуты (ложка, посуда, каштаны, мешочек), персонажи сказок, схема, фланелеграф шапочка репки.

Оборудование: на столах размещены: атрибуты персонажей сказок, мнемотаблица, коромысла по методике В.Ф. Базарнова

Ход деятельности.

Организационный момент.        

Воспитатель:

-Ребята, у нас на занятии сегодня гости, я предлагаю поздороваться и поделиться хорошим настроением:

Скажем «Здравствуйте» руками, (помахать руками)

Скажем «Здравствуйте» глазами (медленно закрыть глаза)

Скажем «Здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Воспитатель:

- Вот с таким хорошим настроением можно отправиться в необыкновенное путешествие.

Воспитатель:

- Закройте глазки представьте…

Как не в море – океане

Не на острове Буяне

Стоит терем – теремок

На дверях висит замок

Мы замочек отопрем

В сказку с вами попадем

Дверь тихонько отварите

Кто вас  ждет тут? Посмотрите!

Во время прочтения слов надеть платковую  куклу.

Введение в тему.

«Варварушка» с сундучком

-Здравствуйте, ребята, я Ваварушка

Я из сказки к вам пришла

Сундучок вам принесла.

Сундучок – то не простой!

Он волшебный не пустой.

-Посмотрите, какой он красивый, он сделан из дерева, если постучать, то услышим звук,

-Чтобы открыть сундучок нужно сказать волшебные слова.

- Вы знаете волшебные слова (нет)

- А я знаю. Вот послушайте: сундучок, сундучок, откройся, пожалуйста.

-Давайте скажем вместе…(сундучок, сундучок, откройся, пожалуйста).

Открыть сундук и достать клубок

«Варварушка»:

-Этот клубочек много сказочных тропинок знает и по ним погулять приглашает.

- Вы клубочек передайте и загадку отгадайте:

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе,

Сдобный маленький клубок,

В сказке звался … (колобок)

- Кто испек колобок? (бабушка)

- Кто попросил бабушку испечь колобок? (дедушка)

- Из чего испекла бабушка колобок? (из муки)

- Где взяла бабушка муку? (по амбару помела, по сусекам поскребла)

-Куда он укатился? (в лес)

«Варварушка»: Проблемный вопрос:

 - Почему колобок укатился с окошка? (захотел погулять, надоело лежать на окошке).

«Варварушка»:

-Ребята, ведь у сказки грустный конец, бабушка и дедушка так и не попробовали колобка. Давайте «испечем» им колобки.

Массаж рук каштанами.

Помешаем, помешаем (сжимаем каштан поочередно в каждой руке).

Покатаем, покатаем (покатать по ладошке).

И похлопаем немножко (положить каштаны и похлопать в ладоши).

А теперь стряхнем ладошки (стряхнуть кисти рук).

Вышел ровный, вышел сладкий (взять каштаны покатать круговыми движениями в ладонях).

Колобок, румяный, сладкий (открыть ладонь показать каштан).

«Варварушка»:

- Молодцы. Клубок зовет нас дальше в путь. Раз, два, три, четыре, пять вот и в сказке мы опять. Переход к следующему атрибуту: мнемотаблица по сказке «Курочка ряба».

«Варварушка»:

- Ребята это сказка заколдованная, чтобы ее расколдовать, нам с вами нужно ее узнать.

-Кто же здесь заколдован? (дедушка, бабушка, курочка, яйцо, мышка)

-Как называется сказка? (курочка ряба)

 Проблемный вопрос:

- Что было, если бы мышка не прибежала? (дедушка разбил яйцо, не разбилось бы яичко). Молодцы!

- «Варварушка»:

- Сказка по лесу идет

Сказку за руку ведет

И выходит наша сказка

На опушку, в теремок.

Переход к декорациям избушки, дети проходят, рассаживаются на лавки перед ними стол.

«Варварушка»:

- Проходите в теремок, присаживайтесь:

Посмотрите, какой-то мешочек

Он, наверно не простой

Потрясти мешочек

И совсем он не пустой,

Я в мешочек загляну

Что лежит там, посмотрю.

«Варварушка»:

- А Вы слушайте тихо, да глядите…

- Жили - были в избушке кот, петух и маленький мальчишечка – Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:

-Это ложка простая – Котова, это ложка простая – Петина, а это – не простая, точеная, ручка золоченая – Жихаркина. Никому ее не отдам.

Достать из мешочка деревянную расписную ложку.

- Чья это ложка? (Жихаркина)

- Какая у Жихарки ложечка? (точеная, золоченая, деревянная, красивая, расписная).

Проговорить с детьми слава Жихарки.

«Варварушка»:

-А теперь закроем глазки, очутимся в новой сказке.

Под салфеткой на столе стоят три тарелки. Пока дети закрыли глаза «Варварушка» снимает салфетку.

- Посмотрите, на столе три тарелки, как вы думаете чья это посуда. (трех медведей).

- Как вы догадались, что эта посуда трех медведей?(потому что три тарелки)

- Чья большая,.. средняя,.. маленькая?..( Михайло Потапыча, Настасьи Петровны, Мишуткина)

- Правильно, давайте вспомним, какими были медведи.

Динамическая пауза «Три медведя»

Три медведя шли домой

Дети шагают на месте

Папа был большой, большой

Подняться на носочки и поднять руки вверх

Мама чуть поменьше ростом

Руки на уровне груди, движения вперед - назад

А сынок – малютка просто.

Присесть

Очень маленький он был

Сидят

С погремушками ходил.

Руки в кулачках

Динь, динь, динь.

Имитация движений игры с погремушкой

«Варварушка»:

- Ребята, медведи скоро вернуться домой. Нам пора в путь, шагаем тихо, чтобы сказку не спугнуть.

Переход к декорации огорода, где растет репка.

«Варварушка»:

- В сказочной стране даже на грядках растут сказки.

- Какая сказка выросла на грядке? (репка)

- Кто ее посадил? (дед)

- А какая репка выросла (большая-пребольшая)

«Варварушка»:

- Надо помочь дедушке вытянуть репку.

Игра «Репонька-репка»  

Репонька-репка, в земле засела крепко

Дети идут хороводом вокруг ребенка – репки.

На грядке сидит, на всех глядит

«Репка» сидит на корточках.

Подошли детки, вытянули репку

Дети подошли к «репке» поднимают его.

На ноги поставили, танцевать заставили

Танцуй веселей, своих ножек не жалей.

Дети хлопают в ладошки, «репка» пляшет.

А теперь не зевай, покружиться приглашай

Дети вместе с репкой кружатся

«Варварушка»:

- Вытащили репку, молодцы, какие мы дружные!

Речевая игра

Мы дружные ребята

Не ссоримся совсем

Мы дружные ребята

Расскажем это всем.

«Варварушка»:

-А кто в сказке помог вытащить репку? (дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).

«Варварушка»:

- В сказке все старались, и дедушка, и бабушка и даже маленькая мышка. Вытащили репку все вместе, дружно. Ведь когда мы вместе, нам под силу любые дела, интересно любое занятие.

Заключение.

«Варварушка»:

- Вместе мы путешествовали по сказочной стране. Давайте вспомним, каких героев мы повстречали? (колобка, курочку Рябу, Жихарку, трех медведей, репку).

Рассмотреть коромысла, на которых изображены сказки, встречающиеся в занятии.

«Варварушка»:

- Вам понравилось наше путешествие? (да)

- Вы ребята просто чудо,

Никогда вас не забуду.

Много сказок знаете, и я, пожалуй, еще приду к вам в гости. Потрудились вы на славу, и за это вам награда.

Подарить детям в группу книгу сказок.

- Пусть герои сказок дарят вам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

На этом наше путешествие завершилось. Сказка двери закрывает в детский сад вас отпускает.

До свиданья!

Список использованной литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика – Синтез, 2016.
  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. Издательство «Сфера», 2009.
  3. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – Мозаика – Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Обыгрывание сказки"Репка""

Занятие составлено мной на основе программы А.Л.Венгера"Развитие" Предполагаемый результат по занятию: •Активизация познавательного интереса к художественной литературе; •Умение пересказывать и...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Мы идём в сказку"

При помощи метода моделирования учить детей пересказыванию текста....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Волшебница сказка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Волшебница сказка»Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Образовательные: закре...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Докучная сказка»

Использование конспекта позволит решить задачи развития связной речи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по любимым сказкам».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  «Путешествие по любимым сказкам». Цель: продолжать расширять знания детей о сказках и сказочных героях.Задачи: -закреплят...