Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме "Широкая Масленица"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В данном материале   представлен алгоритм занятия по всем образовательным областям: "Познавательное", "Социально-коммуникативное", Художественно-эстетическое;, "Речевое", "Физическое". Форма занятия представлена ввиде игры, использованы различные наглядные и дамонстративные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx149.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

     «Екатериновская  основная  общеобразовательная  школа»

                                  Дошкольная  группа


                 КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО

         ИНТЕГРИРОВАННОГО    ЗАНЯТИЯ                            

           В  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ  ГРУППЕ

        ПО  ТЕМЕ  «ШИРОКАЯ  МАСЛЕНИЦА»

                                                                                  Воспитатель дошкольной группы

                                                                                             Т.Ф.Архипова


ЦЕЛЬ:

  • Формировать интерес к традициям русского народа;
  • Учить строить логические рассуждения;
  • Формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


ЗАДАЧИ


Образовательные: 

  • формирование представлений о культуре своей страны;
  • формирование представлений о народных обычаях и обрядах;
  •  познакомить с обрядовыми играми и забавами. 

Коррекционно – развивающие

  •  развитие мелкой моторики;
  •  развитие словесно – логического мышления, произвольного внимания, памяти;
  • расширение кругозора, обогащение словарного запаса .

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к культуре своей страны;
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • беседы о русских народных традициях,  обычаях и праздниках;
  • разучивание стихов и песен про масленицу, закличек весны;
  • разучивание русских народных игр и забав;
  • раскрашивание готовых шаблонов-рисунков на тему Масленицы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • сформированы умения осуществлять контроль и оценку правильности своих учебных действий, поиск путей преодоления своих ошибок;
  • сформирована произвольность психических процессов, речевые умения, знания о русских народных праздниках, в частности, о масленице.

ОБОРУДОВАНИЕснежки из ваты, мешочек с мелкими предметами, разрезные картинки, предметные картинки, зонт с лентами, готовые шаблоны-рисунки солнца, цветные карандаши.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: 

компьютер, презентация, запись русских народных песен и наигрышей.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: масленица, ярмарка, петрушка, карусель.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ:

/Под русскую народную музыку дети вместе с воспитателем входят в зал./

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем (дети здороваются с гостями).Гостей мы поприветствовали, теперь поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

            (Дети встают лицом друг к другу)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!» (правые руки выставляют вперёд и

                                                                                    прислоняют ладошки)

Доброе утро! (выставляют левые руки и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам! (поднимают руки вверх)

Доброе утро (машут руками)

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу).

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:

     -А сейчас занимайте свои места. Какой сегодня замечательный день! Какое время года сейчас у нас? (дети отвечают). 

     -А почему вы так решили? На улице сугробы, холодно, а я утверждаю, что сейчас зима (дети называют признаки весны, объясняют свои высказывания).

    -Да, правильно, скоро прилетят птицы, снег растает, побегут ручьи. А чем ещё привлекательна весна? (дети отвечают), (Слайд)

   - Да, с приходом весны к нам приходит праздник Масленица! Ребята, а как вы понимаете, что такое Масленица? ( это проводы зимы и встреча весны, пекут блины, устраивают народные гулянья). 

   -Сколько дней длится Масленица? Правильно, семь дней. Давайте перечислим их (дети называют дни недели).

   - В течение всей этой недели народ шумно, разгульно и весело провожает зиму.

- На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежных городков, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.

- Ребята, как вы думаете, что символизируют блины, на что они похожи?

-Давайте споём песню про блины.

Песня «Ой блины, блины, блины»( Текст в приложении)

-Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку):

Коммуникативная игра-закличка весны

Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!

Март, март – солнцу рад!

Апрель, апрель – откроет дверь,

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Весна- красна, что принесла?

Красное солнышко, тёплое летечко!

Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала?

На жордочке, на бороночке,

На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.

  1. Основная часть

2.1. Знакомство с обычаями праздника

 - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело. Народ с этого дня начинал печь блины.

Вторник – заигрыши. С этого дня начинались игры и развлечения.

Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на молодых людей.


Среда – лакомка. В этот день старались съесть как можно больше блинов, сладостей. 

Четверг – разгуляй. Это самый веселый день Масленицы. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни, начинают калядовать (ходят по домам и поют песни, за что получают угощения) 

Пятница – тещины вечерки. Теща – это мать жены. Муж жены (зять) пек блины и угощал ими своих родных.

Эта встреча символизировала проявление уважения семье жены.

Суббота – золовкины (сестра мужа) посиделки. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. За столом собиралась вся семья, все пели, ели, веселились.

Последний день Масленицы – прощеное воскресенье (проводы).

В этот день люди просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

      В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Пепел от сожженной Масленицы надо развеять по полю, чтобы был хороший урожай. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

Давайте, и мы с вами перенесемся в те далекие времена, и примем участие в этом веселом празднике.

2.2. Прощание с зимой

-Какое сейчас время года?

-А какой месяц?

-По календарю весна уже наступила, но погода пока зимняя, но скоро придет настоящая весна, станет тепло, растает снег. Давайте, мы с вами, сначала, попрощаемся с зимой.

Отгадайте загадки про зиму и все, что с ней связано

1) Бел, да не сахар, нет ног, а идет?

2)Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?

3) Бегут по дорожке

    Доски да ножки.

4) Из овечьей шерсти тонкой.

    Как гулять - так надевать,

    Чтоб не мёрзли пять да пять.

- Молодцы, а чем вам нравится зима?

- Какие зимние забавы вы любите?



                                     Конкурс «Снежки»

- Мы с вами поиграем в снежки. Разделитесь на 2 команды. У каждой команды одинаковое количество снежков (из ваты). На полу обозначена линия, за нее заступать нельзя. Вам надо забросить снежки в корзину. Выиграет та команда, у которой окажется больше снежков в корзине.


2.3. Встречаем весну

- Зиму проводили, теперь можно и весну встречать.

-Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку):

Коммуникативная игра-закличка весны

Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!

Март, март – солнцу рад!

Апрель, апрель – откроет дверь,

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Весна- красна, что принесла?

Красное солнышко, тёплое летечко!

Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала?

На жордочке, на бороночке,

На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.



Воспитатель: Ребята, кто знает стихи про Масленицу? (Детям было дано домашнее задание – выучить стихи про Масленицу).

Давайте мы сейчас споём песню про масленицу.

                           Песня  «Как вставала я ранёшенько…»(Текст в приложении)

      Ребята, а где обычно проводили Масленицу? На ярмарке. Ярмарка – это место для торговли на площади с играми, песнями, плясками. (Слайд)   А что обычно делают на ярмарке на Масленицу? (Пекут блины, устраивают театральные представления, конкурсы, игры, продают разные товары). Ещё на ярмарке есть карусели (Слайд). Давайте и мы отправимся с вами на ярмарку.

   Хотите покататься на карусели? (Воспитатель достаёт зонт). А что же это за карусель? Не было доселе ярмарки без карусели. Как же нам исправить ситуацию, что необходимо сделать? (дети предлагают завязать ленты). Я предлагаю купить ленты.

     Будем ленты искать, карусель исправлять.

     Чтобы ленты покупать, заданья надо выполнять.

  1. Кто это? Отгадайте загадку.

Верещунья, белобока,

А зовут её…..(сорока) (Слайд)

Да, вот сорока продаёт свой товар.

-Я сорока-белобока, далеко летала, много видала.

 Разный товар собирала, брала, что видела.

 Много лишнего набрала.

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что за товар продаёт сорока.

                                Игра «Угадай-ка

(В мешочке находятся разные мелкие предметы – кольцо, бусы, прищепка, монета, гвоздик, ключ. Необходимо с помощью рук нащупать и определить, что это за предмет, на что похож, из чего сделан) (Слайд)

Воспитатель: Трудное было задание? Но вы молодцы, хорошо с ним справились. Получайте ленточку и привязывайте её к зонту (воспитатель даёт одному из детей ленточку, тот привязывает её к зонту).

 Идём дальше по ярмарке. И кого же мы здесь встретили?

  1. Уплетая калачи, едет парень на печи.

Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?..... (Емеля – ответ детей)(Слайд)

У него мы купим ленту, но только надо помочь Емеле собрать все блины.

                     Игра   «Собери пазл»

(Необходимо собрать кусочки блинов так, чтобы каждый раз получался целый блин)

                                                  Фото в приложении 3

(После выполнения задания воспитатель даёт одному из детей ещё одну ленту, которая привязывается к зонту)

  1. Продолжаем ходить по рядам.

Дома не был я давно, всё пропало из него. Кто это? (Домовой. Слайд)

Вот и домовой продаёт разные товары. Сложил всё в одну кучу, надо помочь разложить весь товар. Надо ответиь что это: игрушки , посуда или одежда?

       Игра  «Классификация  предметов».

 (На столе предметные картинки «Игрушки», «Посуда», «Одежда». Они все перемешаны. Необходимо рассортировать их).

Домовой очень доволен и дарит вам ещё одну ленточку (ленту один из детей привязывает к зонту).

  1. А что здесь делает Баба Яга?

-Ленты просто не отдам, вам задание задам.

Игра «Сосчитай и разложи по размеру»

(На столе 10 блинов разного размера .Нужно пронумеровать их от самого большого до самого маленького и разложить ).

И с этим заданием вы справились, держите ещё одну ленту (дети привязывают ленту к зонту).

                                      Динамическая пауза

Ребята, на ярмарке не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, кА могли: пели песни, плясали, мерились силой, ремеслом хвалились, дарили подарки. И я предлагаю вам немного поиграть. Только с кем? Отгадайте.

     

      Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке,

      Он весёлая игрушка, и зовут его….(Петрушка – ответ детей)(Слайд)

Петрушка предлагает поиграть в игру – конкурс.

                                   Конкурс «Ходьба на трёх ногах»

(Дети делятся на две команды, встают в пары. Каждой паре завязывают по одной ноге: правую ногу одного ребёнка с левой ногой другого ребёнка. Они должны обойти кеглю и вернуться на место. Далее делают то же самое другие пары).

Петрушка очень доволен и хочет подарить вам ленту за вашу активность (пятая лента привязывается к зонту)

  1. А кто же это плачет? (Слайд). Да это же Царевна-Несмеяна. Хотела она себе чайники купить, да разбила их случайно. Давайте поможем ей собрать чайники. Они разбились на разное количество частей.

                  Игра  «Собери  картинку»

( На двух столах разрезные картинки чайников  с разным количеством деталей – для детей старшего и среднего возраста, и для детей подготовительного к школе возраста. Дети собирают картинку). (Фото в приложениях 4-для старшей и средней подгрупп и 5-для детей подготовительной подгруппы)

Спасибо, ребята! Вы помогли Царевне- Несмеяне, и она дарит вам ленточку (воспитатель даёт ещё одну ленточку одному из детей – по очереди, тот привязывает её к зонту)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и собрали мы карусель. Выходите к карусели, берите за ленты, заводите карусель!

              Еле, еле, еле, еле закрутились карусели.

              А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

              Тише, дети, не шумите, карусель остановите!

Вот и побывали мы с вами на ярмарке. Понравилось вам? Расскажите, что вам больше всего понравилось, чем мы с вами занимались? О каком большом праздник мы с вами сегодня говорили? Правильно, про Масленицу! Ну, а какая же Масленица без солнышка, ведь на Масленицу мы провожаем зиму, а встречаем весну. Посмотрите, какое у нас красивое солнышко (слайд), сейчас каждый из вас тоже сделает  по солнышку.

Я раздам, подготовленные  заранее  шаблоны, а вы их раскрасите цветными карандашами.

На этом наше занятие закончено, всем спасибо, всего вам хорошего!


                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ  1

                Песня  «Ой, блины, блины, блины…»

  1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!  / 2 раза/

  1. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!   / 2 раза/

  1. Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!  / 2 раза/

  1. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!  / 2 раза/

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Песня  «Как вставала  я  ранёшенько…»

  1. Как вставала я ранёшенько,

Умывалась я быстрёшенько.

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице.

  1. Как стояла я у жаркой печи

Выпекала кренделя и калачи.

Пришла к нам Масленица.

Принесла блины и маслице.

  1. С калачами – блины, шанежки

Для милого друга Ванечки.

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице.

  1. Ой, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся!

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице.

  1. Будем вместе хороводы водить,

Надо нам ещё и зиму проводить!

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины и маслице.  / 2 раза/

                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 3

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение 021.jpg

                                                                    Приложение 4

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 022.jpg

                                                                         Приложение 5

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 023.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».

Знакомство детей с историей и традициями русского народа....

Конспект открытого занятия в средней группе "Приди, Масленица!"

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга.     Конспект   открытого  занятияв средней группе «Б...

Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Берегите лес – лес наше богатство»

Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаро...

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детей среднего дошкольного возраста «Космос, мы с тобой!»

Цель: закрепить и углубить знания детей о дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о самом празднике. Воспитывать патриотические чувства детей на примере  подвига первого космонавта,...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

                 Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»...

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур»

Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У ...

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: "Расписные ложки Белогорья"

Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовали возрасту детей.Цель: Ознакомление ...