НОД по развитию речи «Дифференциация зимующих и перелетных птиц».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сайгина Нина Павловна

В данном материале предоставлены  игры , игровые упражнения,здоровьесберегающие технологии, КТИ,используемые на занятии по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_differentsiatsiya_ptits.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нод по развитию речи «Дифференциация зимующих и перелетных птиц».

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

 -  Закрепить знания детей о птицах; о обобщающих словах «зимующие», «перелетные»

, -Учить дифференцировать, классифицировать

- Сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов

- Составлять описательный рассказ о птице, использовать словарь по теме

-Развивать мелкую моторику рук

-Воспитывать заботливое отношение к птицам

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

Беседы с детьми о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Разгадывание загадок о птицах.

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?»,

Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.

Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Модель образовательного процесса

I. Организационный момент.

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Какие вы все бодрые и веселые! Наверное, вам поднимает настроение весеннее солнце. Ой, посмотрите, а наше солнышко спит, что-то оно загрустило ( воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца)
Давайте его разбудим :
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись. 
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.) 
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко, на обратной стороне- весёлое солнышко)).
-Ребята, солнце проснулось, проснулись и  друзья солнышка птицы

2 Слушание голосов птиц

 Солнце удивилось , стало больше птиц, чем зимой ,откуда они появились ?

Дети (прилетели с теплых краев)

Как  называют этих птиц (Птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)

А каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующими называют птиц ,которые постоянно живут рядом с нами ,не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)

Солнышко  хочет с нами поиграть в игру

3. Игра «Перелетные –зимующие птицы»(с мячом) 

4. Беседа. 

— Ребята, а что общего у перелетных и зимующих птиц? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)

— Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми: жуками, червяками.)

— Чем питаются птицы зимой? (Ягода¬ми, шишками, плодами деревьев, крошками.)

— Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)

— Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)

— Как мы помогали птицам зимой? (Делали кормушки и подкармливали птиц.)

— Что делают птицы, когда возвращаются из тёплых краёв? (Выставляется картинка-подсказка: дерево с гнёздами.) (Птицы вьют гнёзда.)

-Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Птицы вьют и строят гнёзда для того, чтобы выводить птенцов.)

5 Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)
Для весёлого скворца 
Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)
Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)

 6. Дидактическая игра «Угадай кто?»
Воспитатель:

Про кого можно сказать?
-Желтогрудая, ловкая...(синица)
-Смелый, неунывающий...(воробей)
-Упорный, пестрый ...(дятел)
-Красногрудый, бойкий...(снегирь)
-Черный ,важный  (грач)

-Маленький  , звонкоголосый (Соловей)

Показ  слайда на отгаданную загадку

7. Игра «Четвертый лишний»:
Воспитатель: Назовите, какая птица здесь лишняя
синица, скворец, сорока, голубь;
дятел, синица, воробей, петух; (Лишний петух, потому что он относится к домашним птицам, а все остальные к диким(зимующим))
Ворона, сорока, ласточка, синица. (Лишняя ласточка, потому что она относится к перелётным птицам, а все остальные к зимующим.)

Скворец, дятел, аист, кукушка. (Лишний дятел, потому что он относится к зимующим птицам, а все остальные к перелётным.)

8. Игра «“У кого кто»

У журавля

журавлята

У воробья

воробьята

У скворца 

скворчата

У голубя

голубята

У лебедя

лебедята

У вороны

воронята

У грача

грачата

У сороки

сорочата

У утки

утята

У гуся

гусята

У аиста

аистята

 (Кукушонок, воронёнок, совёнок, скворчонок, грачонок, аистёнок галчонок идр.)

9Музыкальная физминутка. «Танец маленьких утят»

 10. Игра «Один — много» (с мячом)

Ворона – вороны скворец – скворцы

Воробей – воробьи ласточка – ласточки

Грач – грачи аист – аисты

Дятел – дятлы сова – совы

Кукушка – кукушки голубь – голуби

Синица – синицы журавль – журавли

Сорока – сороки снегирь –снегири

11 Дыхательное упражнение «Птичий пух» "

12 Рассказ по схеме о птице

13  Игра «Кто как голос подает"
Кукушка — ку-ку-ет
Утка — кря-ка-ет
Соловей — по-ет
ласточка – ще-бе-чет
скворец – по-ет
журавль – кур-лы-ка-ет
гусь – го-го-чет

Воробей-чирикает

Ворона - каркает

 Синица тенькает

Сорока трещит

 Дятел стучит

Итог занятия

 Солнышко улыбается ,оно радо, что вы много знаете сведений  о наших пернатых друзьях

О каких птицах мы сегодня говорили? Кому какая птица понравилась и почему? Что нового, интересного вы узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"

Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы"...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе

laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Перелетные птицы»

Конспект  интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС на тему: “Перелетная птица – лебедь&rdquo...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Перелетные птицы весной"

Конспект НОД по речевому развитию "Перелетные птицы весной" в подготовительной группе....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы"

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Перелетные птицы"...